Язычество и христианство в сознании русского человека!

2 Августа
Назад

Крещение Руси произошло в 988 году – факт, известный если не всем, то очень многим людям. После крещения официально пришла христианская вера с единым богом, заповедями и Заветом, и новым образом мысли. Но во что верили люди до прихода христианства? Сразу ли новая вера была принята? Так ли сильно различаются христианство и язычество? Каков современный взгляд на старую и новую веру?

 До христианства Русь была под покровом язычества с его многообразным и огромным пантеоном богов, почитанием Матери Природы и идолопоклонничеством. Широко были распространены такие существа, как домовые, русалки, лешие; люди ходили к шаманам, ворожеям, колдунам и ведьмам, что практиковали различные языческие ритуалы, делали привороты, порчи, привязки, создавали обереги.

 Язычество было и остается состоянием духа и разума, это образ поведения и жизни в гармонии с природой. Люди рождались, жили и умирали, считая язычество неотъемлемой частью себя и своего сознания, прислушивались к приметам, читали знаки и подсказки природы, верили в существование потусторонних и сверхъестественных сил.

 Разумеется, с приходом христианства и отказом многих людей обращаться в новую веру, начались массовые гонения на язычников. Новая вера была чуждой, неправильной, она не признавалась и не принималась старообрядцами. И это сопротивление влекло за собой лишь новые потоки агрессии и расправ над «неверными», что отказывались от искусственной религии.

 Но шло время и постепенно люди стали смиряться и принимать новый уклад жизни. Молодые поколения, рождавшиеся и воспитывающиеся уже в христианстве, переставали верить в многобожие и силу Природы, вытесняя язычество и укрепляя веру в Бога единого. Однако если задуматься, то можно обнаружить интересную закономерность: язычество и христианство далеко не так сильно различаются, как нас учили.

 Рассмотрим подробнее обе веры.

 Язычество – это многобожие с наличием одного главного бога. Люди создают себе идолы и поклоняются им по одиночке и все вместе в определенных местах: на священных полянах, в рощах и иных святилищах, исполняя ритуалы поклонения и жертвоприношения. Язычники суеверны, они склонны носить различные обереги. Так же в язычестве существуют особые обряды рождения, свадьбы, смерти, существует традиция сжигать умерших на кострах, на месте которых после возводятся курганы. Язычники верят в загробную жизнь.

 Христианство – наличие одного бога и множества святых, чудотворцев. Люди молятся иконам святых или мощам в специально предназначенных для молитв местах: в Красном углу дома или в церквях и храмах. Христиане часто носят нательные крестики и иконки своих святых, у них в домах обязательно есть изображениях святых, свечи, молитвенники. Существует у христиан и вера в то, что если падает икона или крест, то это не просто так, это предупреждение. Так же жизнь христиан наполнена особыми таинствами (священнодействиями): крещение, венчание, покаяние. Умерших христиане хоронят в могилах, т.е. под земляной насыпью. Христиане верят в Рай и Ад.

 На примере этих немногих, но характерных черт язычества и христианства видно, что две разные веры не имеют особых различий. Скорее можно предположить, что христианство стало, в некотором роде, новым воплощением язычества, называя новыми именами старые истины.

 Тем не менее, язычество не признается современной Церковью. Но несмотря на попытки искоренить старообрядчество из умов народа, в современном мире язычество и христианство сосуществуют вместе, тесно переплетаясь в сознании людей.

 Доказательства легко найти, если заинтересоваться практиками популярных ныне экстрасенсов и современных ведьм. Присмотревшись к их работе, к ритуалам, которые они проводят и инвентарю, которым они пользуются, можно легко увидеть, как магические заклинания и наговоры читаются над церковными свечами, как святой водой ограждают от дурного влияния и как христианскими молитвами защищают от сглаза и порчи.

 Еще одно доказательство единства язычества и христианства можно найти почти в любой квартире или деревенском доме. Жители такого дома открыто признают, что в доме живет домой, а в ванне (бане) банник, которых они задабривают угощением, а домового просят о защите дома и помощи в хозяйстве. Но вместе с тем в таких домах неизменно есть Красный угол с размещенными в нем иконами святых, церковными свечками и ладанками, где домовладельцы молятся и к которым обращаются с самой частой молитвой «Господи, спаси и сохрани».

 Многие современные люди, являясь христианами и нося нательные крестики и иконки своих святых, не отказываются от ношения различных фенечек и талисманов, имеющих языческую подоплеку и дающих дополнительную защиту своему хозяину. Наравне с церковными праздниками и постами, молодые люди с радостью ездят на природу на Ивана Купалу, плетут венки и прыгают через костер, верят в пятницу 13, на Новый год ждут Деда Мороза и Снегурочку, празднуют по весне Масленицу.

 Привести подобных примеров можно еще очень много, но суть будет только одна: язычество, так жестоко притесненное в 10 веке, снова набирает силу, но вовсе не стремится стать единой верой для всех, прекрасно сосуществуя вместе с иными вероисповеданиями.



Язычество и христианство в сознании русского человека!
Язычество, христианство