Ксения Петербургская – одна из святых, почитаемых Русской Православной Церковью. Дней для почитания установлено три: 6 февраля (день кончины), 6 июня (Прославление, день причисления к лику святых) и 14 июля (Собор Санкт-Петербургских святых).
Сегодня, 6 февраля, мы почитаем Ксению Петербургскую как блаженную, то есть юродивую ради Христа. Юродивый – это человек, принимающий на себя вид безумного "в миру" для достижения внутренней духовности. Такие люди отказываются от мирских благ, забот и сует, от общественных норм морали и придерживаются учения Христа. Можно сказать, их образ жизни чем-то схож с монашеским, однако отличие в том, что юродивый живет в миру, с остальными людьми, и является известным не столько в узких кругах духовенства, сколько в той или иной местности (городе, деревне, селе).
Православная Церковь признает взятие на себя такого образа жизни, или даже, можно сказать, религиозного подвига, очень важным и значимым. Сам апостол Павел в своих проповедях (в Первом послании к Коринфянам) говорил о важности юродства и призывал быть юродивым ради Христа (1Кор. 1:21; 1Кор. 4:10; 1Кор. 3:18-19). Такой подвиг и совершила Ксения Петербургская.
Точной даты рождения Ксении мы не найдем, поэтому считается, что она родилась в промежутке между 1719 и 1731 гг. Более того, сложно найти ее подробное жизнеописание, а именно – сведения о ее детстве, родителях и т.д. Так, известно лишь, что ее отца звали Григорием, тогда как сведения о роде его деятельности, а также сведений о матери блаженной мы, увы, не имеем.
Зато достаточно хорошо известна жизнь Ксении уже после совершеннолетия. Когда она достигла этого возраста, ее взял в жены придворный певчий Андрей Федорович Петров, который в скором времени достиг чина полковника.
Когда девушке исполнилось 26 лет, ее муж внезапно скончался – это событие во многом изменило жизнь некогда юной и жизнерадостной Ксении. Кончина мужа была настолько внезапной, что он не успел должным образом покаяться и подготовиться к смерти, из-за чего Ксения решила посвятить всю свою жизнь вымаливанию у Бога прощения грехов ее мужа, раба Божьего Андрея.
Она облачилась в его одежду, пожертвовала их семейный дом одной своей знакомой, раздала имущество и стала странствовать по Петербургу. Когда ее звали по имени, она не отзывалась, но стоило назвать ее именем мужа, она сразу же оборачивалась. Всем людям, что говорили ей о смерти Андрея, она отвечала, что это не он умер, что он жив, а на самом деле умерла она. И в этих словах есть глубокий смысл: Ксения умерла для "мира сего", став юродивой.
Родные и знакомые смотрели на Ксению как на лишившуюся рассудка, и в страхе за ее имущество, которое она еще не успела раздать, подали прошение начальнику покойного Андрея, чтобы Ксения не смогла распоряжаться имуществом ушедшего из жизни мужа. Но начальство не находило никаких странностей в разговоре с вдовой и поэтому отклонило прошение, не найдя каких-либо для этого веских оснований.
Ксения вела себя со всеми окружающими добродушно, незлобиво, кротко и смиренно; она нигде не жила постоянно, лишь бродила едва обутой по Петербургской стороне, никому не делая никакого зла. Ксения никогда не брала одежду от тех, кто ей предлагал, а копейки, которые попадали к ней в руки, она старалась сразу же пожертвовать нищему или случайному прохожему. Но некоторые хулиганистые мальчишки имели смелость издеваться и смеяться над ней, несмотря на ее добродетельность.
Когда люди прознали, что Ксения – человек, который особенно ходит пред Господом, они положили конец глумлению и хулиганству над ней.
Когда одежда мужа, которую носила Ксения, истлела и превратилась в лохмотья, она надевала на себя зеленую кофту и красное платье, либо красную кофту и зеленое платье (повторяя цвета одежды ее покойного мужа-полковника).
С жизнью блаженной связано немало событий, поскольку Господь ее наградил даром провидения. Она могла видеть насквозь как сердца и души людей, так и их будущее. Были случаи, когда Ксения предсказала смерть императрицы Елизаветы и царевича Иоанна Антоновича. Есть свидетельство, когда Ксения, повстречав купчиху Крапивнину, предсказала ей смерть словами: «Зелена крапива, но скоро увянет».
Но Господь даровал Ксении не только провидение, но и дар исцеления. Так, люди замечали, что когда Ксения возьмет на руки тяжелобольного младенца или благословит кого-либо из больных, он тут же исцелялся.
Жители Петербурга были свидетелями и следующих событий. Однажды она сказала своей знакомой, которой подарила дом, чтобы та шла на Смоленское кладбище, потому что ей «Бог послал сына». Знакомая, недоумевая, пошла на кладбище, как вдруг увидела толпу народа, обступившую вокруг женщину, которую насмерть сбил экипаж, но которая успела родить живого ребенка (мальчика). Это дитя знакомая взяла под свою опеку и воспитание, и он в действительности сделался ей как родной сын.
Известно, что куда бы ни пошла Ксения, к кому бы она ни подошла, в чей бы дом ни заходила – у тех, кто имел счастье встретиться с ней, обязательно случалось что-то чудесное и удачное. По преданию, когда она на рынке заглядывала к кому-то в лавку и брала товар, то в этот же день лавочник имел удачу весь товар распродать. Или же когда Ксению подвозил какой-нибудь кучер в коляске, то потом вся коляска была полна пассажиров, плативших за проезд. Когда блаженная заходила в дом, то непременно в этом доме начинал царить мир и покой.
Ксения Петербургская продолжала быть юродивой, или же блаженной, целых 45 лет, стараясь изо всех сил своими добрыми делами, молитвами и безгрешной жизнью вымолить у Господа прощение за своего покойного мужа.
Она умерла в начале XIX века, в 1803 году. Когда ее хоронили, то люди старались взять какой-либо камешек или горсть земли в надежде на то, что это принесет им благополучие. На месте захоронения вскоре построили часовню, под которой и по сей день находятся святые мощи блаженной Ксении.
Верующие христиане Петербурга особенно чтят свою "землячку", и многое узнают о ней от своих родных и близких, чьи предки имели случай повстречаться с блаженной, посвятившей свою жизнь Господу и мужу.