Вопрос:
«Дочь панически боится растолстеть, в итоге почти ничего не ест. Боюсь, что бы не дошло до анорексии. Как быть?»
Ответ батюшки:
До анорексии может и не дойти, может дойти до булимии, потому что иногда анорексия переходит в булимию, в полное обжорство.
Могу вкратце сказать, что у нас на Соловках с паломниками были беседы, можно найти в интернете по запросу: иеромонах Прокопий, питание, анорексия, булимия, лекции.
Мы разбирали и святоотеческие какие-то мысли и примеры, в том числе примеры из какой-то научной литературы, в частности, в книге Марка Льюиса «Биология желания. Зависимость – не болезнь» было очень хорошо разобрано с точки зрения работы мозга, примеры булимии и анорексии. Есть в этой книге спорные моменты, но на 99% она хорошо ложится на православное мировоззрение.
Я вкратце перескажу историю. Там была девушка, которая очень не любила свою маму, она считала свою маму отсталой, неперспективной, что мама прозябает в браке с отцом, и у мамы был живот, и какая-то попа не та, и дочка захотела быть во всем не похожа на маму.
И здесь надо понять, что уже в основе лежит нарушение пятой заповеди. Что в пятой заповеди обещается? «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет». То есть будет удача в жизни. Если человек начинает свою жизнь с какого-то презрения к родителям, то счастья просто не будет. Это надо просто знать.
И в итоге она стала есть всё меньше и меньше. Марк Льюис приводит очень хорошую мысль, как истощение эго. Речь идёт не о психоанализе, а об обычной понятной черте нашего характера. То есть говорят «даже металл устает». Если человек на волевом решении идёт такое длительное время, на каком-то этапе психика просто истощается, и эти клапана срывает, пружина выстреливает и человека несёт в булимию.
Однажды эта девушка подошла на каком-то мероприятии к столику, где были большие куски торта. В принципе, одного такого куска достаточно было бы, чтобы наесться. Она съела таких несколько. И у неё потом начались уже приступы неконтролируемого обжорства. Она ела, её тошнило, она снова ела.
Но почему, например, посты не вредят людям?
Физиология говорит, что высшая функциональная система подчиняет себе низшую. То есть, если у человека есть какая-то высшая цель, то человек, например, не испытывает скуки. Например, если он просто ждёт 3 часа – он страдает, он мучается, но если он ждёт свою возлюбленную 3 часа, если он действительно любит, то 3 часа для него это не время, это время посвящено мыслям о ней.
И точно так же, если человек понимает, для чего он воздерживается:
«Сейчас я воздерживаюсь, потому что я тренирую волю, чтобы, например, побороть какие-то другие зависимости».
Самое главное, что он воздерживается по любви к Богу, потому что в том числе и некие ориентиры на церковь происходят. Но то, что у него есть высший мотив, не приводит к тому, что человек страдает от временной нехватки еды.
Если у человека высшей мотивации нет, если он едет только на своей воле, то рано или поздно она истощится.
И поэтому девушке очень важно здесь пересмотреть свою мотивацию, ради чего она хочет это сделать. Если эта мотивация спорна, надо понять, что в принципе последствия могут стать катастрофическими. Если доходит речь до анорексии, это может быть и госпитализация, какие-то уже органические поражения мозга.
Я знал девушку, которая потом потеряла способность считать время, у неё была разрушена та часть мозга, которая ответственна за восприятие времени, она могла 5 часов зубы чистить. Но иногда люди уходят не в жёсткую анорексию, а в жёсткую булимию – толстеют ещё больше.
Сейчас модно во всём обвинять родителей, я этого не делаю, но всё-таки некоторые авторы считают, что иногда анорексия и проблемы пищевых расстройств связаны с домашней обстановкой, в том смысле, что это может быть реакция протеста на что-то.
Опять же, я не утверждаю, что это во всех случаях, это неправомочно во всех случаях обвинять родителей, потому что ребенок включен не только в семью, но и в какой-то социальный контекст.
Но есть некоторые, я бы сказал, робкие представления о том, что пищевое расстройство может быть связано с деспотичной обстановкой в семье. Когда ребенок зажат во всех направлениях, ни вправо, ни влево, он выбирает то направление, в котором он свободен что-то делать. В частности, вот он свободен, например, есть.
Просто был такой случай, что ребенок ел, выблевывал съеденное в бутылки, выносил это в школу, мама раскрывала в рюкзак, там опять бутылка, но, когда он жил не дома, этого не происходило.
Я дальше потом не следил за этой семьей, возможно, нужно больше информации, чтобы разобраться в ситуации, но может быть, это был некий протест, дескать, ребенок не может выйти из заданных ему жестких установок, но он таким образом сигнализирует, что все, как бы, с меня хватит.
И поэтому, когда все-таки более здоровый климат начинается в семье, то такие вещи происходят. Одна женщина рассказывала, что, когда у её ребёнка началась анорексия, она говорит:
«Для меня стоило больших усилий просто перестать контролировать каждый шаг своего ребёнка. Мне хотелось ворваться на кухню: «Ешь ты наконец! Почему ты ешь только овощи». Вот мы поели, она съела какие-то свои огурчики, ушла, и мне стоило больших трудов просто смириться с этим. Но когда я перестала лезть в ее расписание, много стало выравниваться».
Это, конечно, не значит, что родитель должен быть полностью безразличен, типа ребенок сам разберется. Бывает, нужно вмешиваться. Как отличить ситуацию, когда нужно вмешиваться и когда не нужно – это уже должна быть у человека мудрость.
Эту грань мы начинаем чувствовать, когда мы развиваемся не только в отношении понимания теории нарушения питания, а когда мы развиваемся в жизни в целом, учимся не только с ребёнком общаться, а с коллегами на работе, в том числе с Богом.
И тогда вот эта полнота картины позволяет нам понять, где в данном сегменте нашей жизни уже происходит ситуация, на которую мы должны реагировать.
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру
Читайте еще:
«Не имеете возможности соблюдать телом, поститесь духом!»: советы от батюшек на любой пост
На Страшном суде Господь покажет тебе на балерину! Андрей Ткачев о православном посте Решил наконец поститься. Как не наломать дров? — 10 советов священника Великий Пост: 10 ошибок постящегося