22 июняНицца114,1K интересуютсяГатчина100,3K интересуютсяКаспийск59,3K интересуютсяТропические острова45,5K интересуютсяКучугуры52,2K интересуютсяДжакарта41,4K интересуютсяШарджа81,9K интересуютсяАзербайджан146,4K интересуютсяКурильские острова67K интересуютсяПицунда111,1K интересуютсяТула171,5K интересуютсяФранция313,8K интересуютсяИталия455,6K интересуютсяАдлер257,5K интересуютсяКаспийское море64,5K интересуютсяЧёрное море65K интересуютсяБалтийское море72,1K интересуютсяКасабланка27,1K интересуютсяТбилиси305,1K интересуютсяИркутск125,4K интересуются
Рождественским постом 1385 года преподобный Сергий Радонежский предпринял трудное путешествие из Троицкого монастыря, где он был игуменом, в город Рязань для примирения Московского князя Димитрия Донского с Рязанским князем Олегом Ивановичем. Примирение враждующих князей и объединение Руси в единое государство имело для того времени решающее значение. Сломить монголо-татарское иго можно было только сообща, имея единые цели и задачи, что и подтвердила победа сплоченных русских дружин на Куликовом поле, шедших в бой за Веру Православную. Московское и Рязанское княжество враждовали на протяжении всего ХIV века и связано это было с борьбой за город Коломну, который ещё в 1301 году вошёл в состав московских владений, что упорно не хотели признавать рязанцы. Город по тем временам был слишком большой и богатый, чтобы уступать его просто так.
В 1385 году разразился очередной конфликт. Великим постом в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Олег неожиданно захватил Коломну, разграбил её, пленил знатнейших бояр и с огромной добычей возвратился в Рязань. Димитрий Донской послал на обидчика рать, но в полевом сражении победили рязанцы и таким образом оставалось добиваться возвращения Коломны только за столом переговоров. В дело по обычаям того времени вступили бояре, но ни одно боярское посольство не могло решить поставленной задачи, потому Великий князь Димитрий Донской просил своего духовного отца преподобного Сергия Радонежского о помощи и дал обет Господу, что в случае успеха близ Коломны устроит монастырь. Батюшка Сергий, вознося к Богу сугубую молитву о устроении мира на Русской земле, отправился в путь пешком в студёные морозы. Достигнув Рязани, преподобный беседовал с князем Олегом и произошло чудо. Олег "перемени свирепство свое на крепость, и умилися, и укротися от благоуветливых глаголов столь свята мужа". На реке Северке, что недалеко от Коломны (по другим данным на Девичьем поле в Колычёве) князья встретились для заключения мирного договора. Мир был заключён такой, что больше никогда Москва и Рязань не воевали друг с другом. Коломна возвращалась Москве и мир между двумя княжествами закреплял брак княжеских детей.
Преподобный Сергий, возвращаясь из Рязани, основал по обету, данному Великим князем Димитрием Донским, святую обитель в честь Богоявления Господня в пяти верстах от города Коломны, недалеко от места впадения Москвы-реки в Оку, у самой границы двух некогда враждующих княжеств. В народе это место называли "Голутвино". Древнее русское слово "голутва" означает – вырубка, поляна в лесу. Когда-то в древности, ещё до основания монастыря, на правом берегу реки Москвы, недалеко от её устья, шумел лес. В этом лесу после вырубки деревьев появилась поляна, на которой впоследствии и возник монастырь. Первым настоятелем святой обители преподобный Сергий избрал своего ученика и сподвижника иеромонаха Григория, человека добродетельной жизни. Призвав его из Троицкого монастыря, преподобный Сергий вручил ему свой игуменский посох из чёрного дуба, с которым он сам некогда встречал князя Димитрия после Куликовской битвы. Этот посох преподобного хранился в обители до закрытия и разорения монастыря в 1929 году. В ризницу обители игумен передал священнические облачения и аналойный крест. Ктитором новой обители стал сам Великий князь Димитрий Донской, даровавший обители икону Богоявления в серебряном окладе из своей молельной комнаты, а также средства для постройки храма и устроения келий для монахов. Преподобный Сергий своими руками положил камни в основание первого монастырского храма в честь Богоявления Господня. Так повествует его житие о устроении монастыря в Голутвино: "создана бысть церковь камена в лепоту зрети всем". Причём, построен был храм намного раньше, чем каменный Троицкий собор в Троице-Сергиевой обители. Несмотря на то, что возведение каменного храма по тем временам было очень дорогим. Фундамент и ступени первого храма, по которым ступал святой, частично сохранились до наших дней и в народе носят название "камушки преподобного Сергия". По просьбе братии указать место для колодца, преподобный ударил жезлом о землю и тут-же забил святой источник, что было огромной радостью для первых насельников монастыря. Отпуская Сергия из Коломны, московский князь всячески просил его сесть на коня, так как от Голутвина до Троицкого монастыря путь был очень далёк, но преподобный Сергий остался верен своему правилу всегда ходить пешком.
Говоря о первом настоятеле Голутвина монастыря преподобным игумене Григории, необходимо отметить, что до нас дошли крайне скудные сведения о нём. Это связано в первую очередь с тем, что жизнь монаха скрыта от мирской молвы и славы. Основным источником о жизни преподобного Григория Голутвинского является "Житие Преподобного Сергия", написанное современником преподобного, монахом Епифанием Премудрым, где сказано, что Григорий был "мужем благоговейным и многих добродетелей исполненным". Кроме того, что он был ближайшим учеником преподобного Сергия и первым настоятелем Голутвина монастыря, о чём достоверно известно, можно по косвенным данным предположить, что впоследствии игумен Григорий стал выборным коломенским архимандритом, в ведении которого находились и другие 4 монастыря города Коломны. Судя по записи в утраченной Троицкой летописи, отразившей ранее летописание Московского княжества, в 1392 году некий архимандрит Григорий был хиротонисан во епископа Коломенского. Этого Григория есть основания и считать настоятелем Голутвина монастыря. Во всяком случае, обнаружить другого игумена (архимандрита) по имени Григорий среди монастырей в 1380-90-е годы не удаётся.
Известие о кончине преподобного Григория, последовавшей 13 февраля 1405 года, было обозначено в Троицкой летописи. Гробница преподобного Григория Голутвинского сохранилась в подклете современного Богоявленского собора, но по отчёту археологических исследований 1969-70 годов, она была пуста. По предположениям учёных, мощи преподобного были перезахоронены во время устройства каменных полов нового собора в ХIХ веке в пространстве внутри подклета и до нынешнего времени остаются сокрытыми. По видимому, почитание Григория Голутвинского началось в Троице-Сергиевом монастыре в сонме святых учеников преподобного Сергия. В ХVII веке его имя вносится в некоторые рукописные святцы. Сохранились сведения о том, что в ХVIII веке в монастыре хранилась икона преподобного Григория, однако никаких свидетельств о значительном местном почитании в г. Коломне первого Голутвинского игумена до конца ХХ века не обнаружено. По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского 7 февраля установлено ежегодное местное празднование памяти преподобного Григория – первого игумена Голутвинского, молитвенным представительством которого хранит святая обитель. В древности новооснованный монастырь имел также и стратегическое значение. Вместе с другими монастырями, расположенными по реке Оке, он образовывал своеобразную защиту от набегов татар, именуемую в народе как "Пояс Пресвятой Богородицы".
В 1395 году к рубежам Московского государства подошёл могущественный хан Тамерлан со своими несметными полчищами, значительно превосходящими русскую рать. Навстречу ему выступил Великий князь Московский Василий Дмитриевич Красный со своим войском. Он посетил Голутвин монастырь и молился вместе с преподобным Григорием о том, чтобы враг оставил пределы Руси. Может быть, благодаря этим молитвам Коломенский край не был разорён в то неспокойное время. В 1480 году Великий князь Иоанн III посетил монастырь. Здесь он готовился – собирал силы перед тем, как выступить навстречу татарскому хану Ахмату. И известное нам историческое событие – "Стояние на Угре", после которого было свергнуто монголо-татарское иго, непосредственно связано со славной Сергиевой обителью в Коломне.
В ХV веке Голутвин монастырь уже слыл знаменитым. Из источников достоверно известно, что к этому времени монастырь назывался "Святое Богоявление в Голутвино". Братия здесь отличалась "чудным изрядным житием". Молва считала его "обителью славной в обилии многом для всех приходящих в славу Христову и в похвалу угоднику Сергию Радонежскому". Примерно в 1440-х годах о нём писали так: "монастырь честен (почитаем) зело от всех и великому князю возлюбен и доныне исполнен блага". Всё это привело к тому, что уже в ХV столетии у монастыря уже были значительные земельные владения, в т. ч. в северных уездах (Нерехтской волости под Костромой) и подворье в Москве. Обитель процветала, украшалась каменными храмами; так, в начале ХV века был заложен зимний храм во имя прп. Сергия Радонежского. Храм изначально был каменным одноэтажным на высоком подклете, при нём были большая каменная одностолпная братская трапезная, поварня и хлебодарня. В монастыре велось каменное строительство. Была возведена высокая каменная звонница с куполом между Богоявленским и Сергиевским храмами, которая впоследствии при строительстве новой колокольни была разобрана.
В 1520-х годах резко обострилась опасность татарских нападений на Москву. В связи с этим активизируется функционировавшая с середины ХV века "береговая служба". Она состояла в том, что по Оке от устья Москвы-реки до Каширы летом при угрозе вторжения разворачивались основные военные силы Московского государства. Монастырь оказался на левом фланге этой огромной оборонительной системы. Известно, что в 1522 и 1532 годах войска стояли у Голутвина монастыря и села Бочманово. В 1546 году под Голутвиным стоял Иван IV, куда он прибыл во главе войска 6 мая для отражения нашествия крымских татар. Царь не без юмора коротал время. Один из летописцев сказывал: "И тут была у него потеха: пашню пахал вешнюю и з бояры сеял гречиху, и иные потехи: на ходулех ходил и в саван наряжался". По описанию писцовой книги 1577-78 гг. монастырь располагался "за посадом у Оки реки усть реки Москвы".
В монастыре было две каменные постройки – Богоявленский собор и церковь Сергия Радонежского с трапезной. Подробная опись имущества, содержащая двадцать страниц рукописного текста, позволяет представить богатства монастыря – ни одна другая обитель Коломны не имела их в таком количестве. Вкладчиком был сам государь, царь и великий князь Иван IV Васильевич. Он пожертвовал золотую монету-привеску и большую поставную свечу к храмовому образу Богоявления. Не оставляли вниманием монастырь и коломенские владыки. Особенно важно, что в монастыре к концу правления Ивана Грозного сложилась очень большая по средневековым меркам библиотека – 137 книг; в том числе 22 на пергаменте (не позднее начала ХV в). С ХVII века начинается период расцвета святой обители. В городе и уезде монастырь признавался самым крупным и авторитетным. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что в Земском соборе 1613 года участвовал настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий. Он подписал Утверждённую грамоту об избрании царём Михаила Фёдоровича Романова.
В 1653 году Коломну во время путешествия по России посетил Антиохийский патриарх Макарий. Его секретарь, архидиакон Павел Алеппский составил описание дальнего путешествия, в том числе и некоторых коломенских храмов. 16 августа 1653 года восточный патриарх посетил Голутвинскую обитель. Его торжественно встретили согласно обычаю, после чего архиерей проследовал в храм Богоявления. "Всход в эту церковь чудный, высокий, с трёх сторон; кругом галерея с тремя дверями. Церковь весьма древняя", – писал архидиакон Павел Алеппский. В соборе Патриарху показали древний храмовый образ Богоявления Господня и после вечернего богослужения путешественники проследовали в Сергиевскую церковь "весьма древнюю и красивую, соединённую с трапезной. Меж двумя церквами стоит высокая звонница с приподнятым куполом".
После воцарения Петра I и начала его реформ в церковных кругах формируется мощная оппозиция преобразованиям. Начинается скрытая и открытая критика нововведений. Дерзнувших на это подвергают репрессиям и ссылают в "надёжные" монастыри. К таковым принадлежал и Голутвин монастырь. В 1697 году сюда ссылается монах Авраамий, письменно обличавший Петра Великого. В истории монастыря это был единственный случай, когда обитель становилась местом ссылки опальных людей. Вскоре Пётр решил необходимым знать объём и состояние имущества монастырей для использования имущества в интересах государства. По всей стране рассылаются чиновники для повсеместного описания обителей. В 1701 году в Голутвин приехал близкий сподвижник Петра стольник Иван Кикин, составивший подробную опись. В 1707 году Голутвинские настоятели по указу царя получают сан архимндрита, в том же году по указу Петра изымаются драгоценные металлы из ризниц.
В феврале 1764 года, согласно Манифесту императрицы Екатерины II, произошла секуляризация церковных земель, а сами монастыри были поделены на 3 класса. Голутвин монастырь лишился абсолютно всех своих богатых наделов (59 сёл) – они все перешли в ведение коллегии экономии Синодального управления. Несмотря на то, что за монастырём оставалось наименование архимандрии и он был отнесён ко 2-му классу (а это сохраняло за монастырём высокий статус, учитывая, что к 1-му относились, например, Лавры), тогдашний настоятель монастыря архимандрит Товия вынужден был, тем не менее, изыскивать иные средства для содержания обители. На положенный монастырю ежегодный оклад в размере 1311 руб 90 коп., в нём могло проживать не более 17 человек братии. И при всём этом монастырь оказался не в самой худшей доле – тогда из 1072-х русских монастырей осталось только 452 – среди них и Голутвин, а остальные были обращены в приходы. Необходимо сказать, что Голутвин монастырь сыграл значительную роль в становлении Коломенской духовной семинарии, располагавшейся на подворье коломенских владык. В 1772 году её ректором стал Голутвинский архимандрит Иакинф (Карпинский), который впервые вводит здесь курс богословия.
14 октября 1775 года Коломну посетила сама императрица Екатерина Великая, гостившая в то время в поместье графа П. Б. Шереметева в селе Мещерино Коломенского уезда. На следующий день, 15 октября она пожелала увидеть Голутвин монастырь. Тогда настоятелем обители был архимандрит Арсений. Он оказал радушный приём высокой гостье. Государыня одна ходила гулять на "стрелку" (слияние рек). Оставшись довольной, она подарила монастырю участок земли, находившийся за южной стеной монастыря. На том месте впоследствии был разбит фруктовый сад. Согласно записям в её дневнике, императрице понравилось трудолюбие местных жителей, но совершенно не понравился старый город, имевший непродуманную разбросанную планировку, – это она и высказала "отцам города". Прибыв в Петербург, императрица отправила в Коломну своего придворного архитектора – Матвея Фёдоровича Казакова. Он прибыл в город в 1778 году. По его чертежам были построены – архирейское подворье, ограды Брусенского и Бобренева монастырей, храм Вознесения. И, напоследок, в 1780 году, он спроектировал башни, надкладезную часовню над источником преподобного Сергия и ограду для Голутвина монастыря, которую мы и можем видеть сегодня.
Обитель в 1778 году посетил крупный историк и археограф ХVIII столетия Герард Фридрих Миллер. Он был принят "благочинно" местным архимандритом Арсением и осмотрел посох Сергия Радонежского – "из простого дерева, с деревянною же прямою клюкою, и притом весь черной". Он отметил, что в монастыре три каменных церкви, кельи и ограда каменные, имелся сад "с плодовитыми деревьями". Следует заметить, что из всех коломенских монастырей Геральду Миллеру приглянулся и показался интересным лишь Голутвин. В других монастырях он "ничего особливого не приметил и о строении их известия не получил".
К концу ХVIII века монастырь стал приходить в упадок. По ведомости 1788 года, в штате монастыря числилось 9 человек из положенных 17 штатных; архимандрита Арсения тогда перевели во Владимирскую епархию, а монастырём стал управлять казначей. При архимандрите Варлааме, который был настоятелем монастыря с 1796 года, была заложена новая трёхъярусная колокольня, но вскоре произошло весьма печальное событие, которое не замедлило отразиться на жизни обители. В 1799 году Коломенская епархия была упразднена. После доклада Св. Синода от 16 октября 1799 года о состоянии дел в Коломенской епархии, представленного Павлу I, император распорядился упразднить епархию в Коломне. Архиерей вскоре переехал в Тулу, вместе с ним выехала и консистория. Коломна в церковно-административном отношении была подчинена Москве. Было решено братию обедневшего и обветшавшего Голутвина монастыря переселить в опустевшее архиерейское подворье, дабы здания в Коломенском Кремле городские власти не определили под свои нужды – там планировалось разместить военные казармы для переведённых в Коломну из Екатеринослава солдат. Братия монастыря во главе с архимандритом Варлаамом незамедлительно переехала в центр города, вселившись в здания архиерейского подворья в Кремле.
Так возник Ново-Голутвин монастырь, существующий по сей день. Вновь возникшему Свято-Троицкому Ново-Голутвину монастырю теперь были подчинены опустевшие Голутвин и Бобренев монастыри. Колокольня в Голутвинской обители так и не была достроена, а в опустевшем монастырском храме ещё год богослужения совершал приходской священник. Монашеская жизнь в монастыре прекратилась, чему послужило причиной наблюдавшееся в то время повсеместное оскуднение духовной жизни. Но Господь молитвами преподобных Сергия Радонежского и Григория Голутвинского не оставил святую обитель в обиде… Повествуя о дальнейших событиях из истории Старо-Голутвина монастыря, нужно сказать, что возобновление в нём монашества в начале ХIХ века связано непосредственно с высокой духовной жизнью и молитвой новых насельников. Не без воли Божией Старо-Голутвин монастырь преобразился трудами и молитвами смиренных иноков. Возрождение духовной жизни во многих монастырях России того времени началось под влиянием учения молдавского старца преподобного Паисия Величковского. Он является распространителем старчества на Руси. Крупнейшим церковным деятелем и богословом конца ХVIII – начала ХIХ веков был митрополит Московский Платон (Левшин). Своё образование он начал в Коломенской духовной семинарии и хорошо знал город и монастыри. Митрополит решает не допустить оскуднения обители преподобного Сергия и возродить опустевшую обитель. По желанию владыки Платона строитель Никольского Пешношского монастыря Дмитровского уезда игумен Макарий, благоустроивший свою обитель, также бывшую в запустении, отправился в Голутвин монастырь с иеромонахом Самуилом, который намечался для управления обителью в сане строителя. В миру о. Самуил был Афанасием Колесницыным; родился в Холмогорах в 1760 году в семье мещан. Сам преподобный Паисий Величковский, любивший Макария, прислал в дар ему свой посох. Духовная традиция старчества и умного молитвенного делания была принесена о. Самуилом в Голутвин. В опустевшие Старо-Голутвинские кельи заселили 7 монахов Пешношской обители. Самостоятельность монастыря сохранили, но в свою очередь к нему был приписан Богородице-Рождественский Бобреневский монастырь со всеми принадлежащими ему угодьями. И объединённый монастырь стал называться Бобренево-Голутвин.
В сентябре 1803 года в возрождающейся обители побывал выдающийся российский историк Н. М. Карамзин. Он отметил: "В Голутвине три церкви и кельи все каменные, сказывают, что построен Сергием чудотворцем, следственно в ХIV веке. Там хранится посох его. Прежде сей монастырь был очень богат". Иеромонах Самуил благоустроил монастырь внешне и внутренне. По образцу Пешношской обители он ввёл общежитие, установил чиноположение святой Афонской горы, столповое пение. Полунощница в Старо-Голутвине монастыре начиналась по Афонской традиции в полночь. Установлено было чтение во время малого повечерия обычных канонов с акафистом Спасителю (на день воскресный) или Божией Матери, также неусыпаемое чтение Псалтири с поминовением братии и благотворителей. Развёртываются большие хозяйственные работы. Уже в 1801 году кровля Богоявленского собора была покрыта железом, установили новый резной иконостас, покрытый сплошь червоным золотом, а в 1810 году стены собора украсили прекрасные фрески с изображением Евангельских событий. На средства благотворителей перекрываются железом храмы, возводятся два кирпичных келейных корпуса, надстраивается третий ярус колокольни. Большие работы развернулись в Сергиевском храме. В 1802 году здесь заменили кровлю, выполнили новый позолоченный иконостас с новыми иконами, соорудили пристройку к храму. К 1806-му году завершается поновление монастырской ограды. Возведение новой колокольни завершено в 1809 году. Впоследствии, после 1845 года, пятый ярус перестроили – он стал восьмигранным. Над воротами поместили икону Богоявления. Во втором ярусе колокольни к 1811 году был устроен Введенский надвратный домовой храм. Собственно, к нему был пристроен Введенский (Восточный) корпус, на втором этаже которого разместились архирейские палаты, примыкающие к храму, и покои игумена. Настоятель о. Самуил решает огородить территорию фруктового сада дополнительной стеной. Была возведена ограда с четырьмя башнями в романском стиле. За счёт дополнительного ограждения территория монастыря немного расширилась – до этого монастырь имел прямоугольную ограду, теперь же с южной стороны была достроена стена, образующая своеобразный треугольник. Новая ограда была меньших размеров, чем ограда М. Ф. Казакова, но не уступала по красоте ограде знаменитого архитектора. В 1817 году деятельный настоятель был удостоен аудиенции императора Александра I во время посещения последним Москвы. Вскоре по прошению строителя штат монастыря разрешили увеличить: "… Высочайше повелено к настоящему числу оных прибавить столько, чтобы впредь было 30 человек" – говорилось в указе Синода. Однако, реально в монастыре при игумене Самуиле проживало около 70 насельников, что позволяла сделать щедрая благотворительность коломенцев.
В 1820 году произошло настоящее чудо. 9 июля вечером, во время страшной грозы разбились стёкла в куполе Богоявленского собора. Шаровая молния ворвалась в храм и лишь опалила иконостас, но не сожгла его. Иконостас "сделался как будто златомраморный" и был таковым оставлен. В 20-е годы, несмотря на болезнь, игумен Самуил начал капитальную перестройку Сергиевского храма. На это святое дело благотворителями, коломенскими купцами, были выделены необходимые средства – около 30 тысяч рублей, сумма по тем временам огромнейшая. Митрополит Московский и Коломенский Филарет 30 апреля 1829 года благословил реконструкцию храма. За один год был выстроен в стиле ампир новый храм в честь преподобного Сергия Радонежского с двумя приделами: Тихвинским (правым) и Никольским (левым). Он особенно выделялся своей стройной ротондой, как бы объединяющей все приделы. В 1827 году о. Самуил тяжело заболел. Следствием этой болезни стали забывчивость и крайнее изнеможение. К 1829 году он уже не мог двигаться самостоятельно, настоятеля носили в церковь двое послушников; игумену шёл 69-й год. Отец Самуил был похоронен под алтарём Богоявленского собора. Новым настоятелем Бобренёво-Голутвинского монастыря стал ученик старца Самуила – иеромонах Назарий (Барданосов), когда-то помогавший ему в управлении "Бобреневой частью". Игумен Назарий был также подвижником благочестия, как и его наставник. Он был родом из города Серпухова, происходил из купеческого сословия. В 1807 году был зачислен в монастырь, а в 1814 году он уже иеромонах. Как помощник строителя Самуила Назарий управлял приписным к Голутвинскому Бобреневым монастырём. Став уже настоятелем Старо-Голутвина монастыря, отец Назарий решил перенести начало полунощницы с 12 часов ночи на 3 часа утра, сделав таким образом послабление братии и себе, по слабости своего здоровья. Во сне ему явился его духовный отец игумен Самуил и сурово обличил за это нововведение. На следующий же день новый настоятель возвратил строгость Голутвинского устава. При о. Назарии обитель получила свой законченный вид, который мы имеем сейчас. В 30-х годах территория монастыря была увеличена с западной стороны за счёт прилегающих дворовых пристроек, были возведены две новые угловые и увеличены старые башни.
В 1833 году была закончена полностью вся внутренняя отделка храма прп. Сергия, после чего он был вновь освящён 2 сентября самим Святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским. Святитель подарил новому храму икону прп. Сергия в человеческий рост. По преданию, она была написана на гробовой доске подвижника. Икона стала одной из самых почитаемых святынь монастыря. В Сергиевскую церковь был перенесён из Богоявленского собора и посох прп. Сергия. При игумене Назарии был достроен Введенский корпус и полностью выстроен новый Западный корпус, в котором разместилась гостиница для паломников. Между Введенским и Западными корпусами были сделаны основные въездные ворота, над которыми поместили иконы Богоявления и прп. Сергия Радонежского. В это время значение обители резко возрастает. Так, настоятель монастыря являлся благочинным всех монастырей, находящихся на территории Московской епархии – ему подчинялись Белопесоцкий, Пешношский, Ново-Голутвин, Брусенский монастыри, Давидова пустынь (пос. Новый Быт), Берлюковская, Екатерининская (Видное) пустыни и другие. Паломников бывало в Старо-Голутвиной обители до тысячи человек в день. Было устроено училище для детей окрестных крестьян, в котором обучалось около 90 человек. В монастыре был отмечен надолго запомнившийся случай, который произошёл 28 июня 1851 года. Утром братия монастыря увидела на реке Москве плот, на котором находился колокол весом в 500 пудов (около 8 тонн). Сначала подумали, что это был дар, принесённый таким образом благодетелем, пожелавшим остаться неизвестным, но жители сёл, лежащих выше по течению реки, подтвердили, что никто никакого плывущего на плоту колокола не видел. Сам же чудесно явленный колокол был помещён на 5-й ярус монастырской колокольни, где специально для него была устроена дополнительная звонница.
После тяжёлой болезни, в 1857 году, причастившись и простившись с братией, игумен скончался на 76 году жизни. Похоронен он был в склепе храма Богоявления. Старо-Голутвин монастырь всегда был славен подвижниками, и кроме игуменов Самуила и Назария, со времён их настоятельства в обители осталась память о некоторых из них, к которым можно отнести старца – схимонаха Иоанникия, родом из села Колычёво, что под Коломной. Прожив 10 лет в монастыре, Иона решился испросить благословение настоятеля на отшельничество (чем он занимался ещё в юности) и перешёл в уединённую келью в отдалённой башне. Многих старец утешил, многих ободрил, многих примирил, многих защитил, многих возвратил к благочестивой жизни. Схимонах Иоанникий своим советом спас однажды и целый город Коломну от страшной болезни – холеры в 1848 году. После старца Назария монастырь возглавил духовник монастыря игумен Авраамий, но он оказался, как вспоминали современники, "не вполне искусным в правлении". Преемника из монастырской братии ему не нашлось и из Пешношского монастыря был прислан строителем более чем семидесятилетний иеромонах Назарий II (1864-1867). В этот период по высочайшему повелению 29 июля 1865 года Бобренев монастырь был отделён от Старо-Голутвина и стал самостоятельной обителью. Вследствии этого Старо-Голутвину монастырю был присвоен уже не второй, а третий класс. Важно было и то обстоятельство, что в 1865 году открылось приходское училище на 50 человек. Позже монастырём управляли: игумены о. Сергий, о. Варлаам, о. Иоасаф, настоятель из оптинских старцев Варсонофий, архимандрит Алексий и последний, перед революцией – архимандрит Амвросий. В 1870-е годы монастырь был самым состоятельным из коломенских обителей. Общее число братии доходило до 80 человек. Монастырь содержал странноприимный дом. К 1916 году монастырь считался благоустроенным, здесь находились несколько старцев-иеромонахов, живущих тут более 50 лет. В посты приходило более 2000 говельщиков. Храмы за богослужением были переполнены рабочими Коломенского завода.
Монастырь накануне революционных событий, перевернувших историю России, представлял собой тихую обитель. По-прежнему действовало три храма: летний Богоявленский, зимний Сергиевский и Введенский надвратный. Недалеко от святых ворот у реки стояла часовенка, в которой жил вратарник. Непосредственно у ворот на монастырской территории находилась круглая голубая беседка. От неё к каждому храму тянулись выложенные красным кирпичом дорожки с палисадниками по краям, в которых летом благоухало множество цветов. У алтаря собора Богоявления располагалось кладбище, а ещё восточнее – белокаменный Святой колодец, огромного размера, шестигранный с купольным покрытием и чудесного вкуса водой. Восточнее колокольни возделывался огород. В башнях монастырской ограды были калитки, через которые монахи носили воду для полива. С севера к монастырю незаметно расстраивался Коломзавод, отделённый от стен обители рощей и лугом. С юга монастырской территории располагался большой сад, яблоки из которого отличались огромными размерами и необыкновенным вкусом. В 1917 году Русь Святую поставили на колени враги Православия и это допустили сами русские люди, которые были призваны Богом к охране Православной Державы. Горе и смерть, разруху и унижение принесли России сначала Февральская, затем Октябрьская революции и последующая за ними Гражданская война. Новая власть твёрдо взяла курс на уничтожение Русской Православной Церкви, и, в особенности, монастырей как средоточия духовной жизни… Ликвидация Старо-Голутвина монастыря в 20-е годы ХХ столетия носила постепенный характер. Пока тут был игумен и братия – был и монастырь. Но со временем монастырские помещения начинают отбирать у монашествующих. Поначалу монахов выселили из келий. По воспоминаниям прихожанки Старо-Голутвина монастыря В. С. Шароновой, духовной дочери последнего настоятеля архимандрита Никона (Беляева), "… они жили в подвалах под зимним храмом. Там было темно, холодно и сыро. Обогревались печами-времянками. Жили очень плохо, так как отобрали всё имущество, землю, скотину, сад. Учеников располагавшейся поблизости школы посылали собирать яблоки в монастырском саду, которые увозили по госпоставкам". Поначалу в монастыре разместили артиллерийские склады, а с 1923-24 годов келейные корпуса начинают переоборудовать под общежития для пришлых рабочих Коломзавода, главным образом татарской национальности. Потомки тех татар проживали в монастыре до середины 1980-х годов. Статья в газете "Коломенский рабочий" от 23 мая 1928 года под красноречивым заголовком "В бывшем рассаднике мракобесия" рассказывала о том, что теперь тут "… восходят ростки новой жизни. Организован красный уголок, обслуживающий татар и русских рабочих. При уголке существуют драмкружки, русские и татарские, выпускаются стенгазеты, проводятся кружковые занятия и массовая работа". Но в том же году, осенью, та же газета поместила ещё одну заметку "Хулиганское гнездо в монастыре". В ней сообщалось, что "в общежитии бывшего Голутвинского монастыря хулиганство настолько развилось, что не проходит дня, чтобы кого-нибудь не побили". Особого комфорта в этом "новом мире" не было. В 44 квартирах общей площадью 1003 кв. м, на одну квартиру в среднем приходилось по 23 кв. м. При этом часто в одной квартире жило несколько семей. В таком соседстве жил своей жизнью монастырь.
В 1925 году епископ Коломенский Феодосий (Ганицкий) новым настоятелем Старо-Голутвинского монастыря назначает архимандрита Никона (Беляева). В это время ещё проводили торжественный крестный ход "Семик". Возглавляли священное шествие епископ Феодосий и архимандрит Никон. Очевидцы вспоминают, что во время крестного хода чудотворную икону Сергия Радонежского ставили на носилки, а рядом с древним посохом (в это время он был оправлен в золочёный металлический чехол) шёл настоятель Старо-Голутвинского монастыря. В день проведения крестного хода люди не пили спиртного, постились, в этот день прекращалась торговля и закрывались все кабаки. Участников крестного хода в монастыре всегда угощали необыкновенно вкусным квасом с чёрным хлебом. Был и ещё один обычай, на третий день после Пасхи, несмотря на наступившую советскую эпоху, голутвинские иеромонахи с иконами и пением ходили в каждый день соседней деревни Бочманово и служили молебны.
Старо-Голутвин монастырь был закрыт в 1929 году, когда началась новая волна гонений на церковь. Ещё год в монастырском храме служил приходской священник, но в 1930-м году закрыли и эту церковь. Оставшихся монахов посадили на машины и увезли в Коломенскую тюрьму. Спустя некоторое время, их, после допросов, отвели на станцию Голутвин, посадили в вагоны и ночью отправили в далёкие лагеря. Из закрывшихся храмов были вывезены все ценности, архив, бесследно исчезли чудотворная икона Сергия Радонежского и его посох. Монастырский ансамбль омертвел и зажил совершенно другой жизнью. Теперь её определяли в основном татарские рабочие Коломзавода, для которых окончательно переоборудовали все здания монастыря в 1933 году. С колокольни был сброшен чудесно явившийся колокол, причём, чтобы это осуществить, понадобилось частично выбить стену яруса. При падении, колоколом был повреждён карниз нижележащего яруса колокольни, отчего колокольня дала вторую трещину, а сам колокол разбился от удара об землю. Уцелевший язык этого колокола сейчас хранится в Бобреневом монастыре. Народ шёл к единственной оставшейся святыне в монастыре – святому источнику прп. Сергия. Но власти не могли потерпеть и этого – монастырь официально был закрыт, богослужения прекратились, а чтобы приходящий народ совершенно забыл про монастырь, они сначала засыпали источник, а когда вода всё же смогла пробиться – тогда его забетонировали. В 1941 году в Коломне готовились к обороне от немцев. В монастыре размещался мотострелковый полк, солдаты которого тренировались здесь в стрельбе. В качестве мишеней они использовали купольные кресты, шары в их основаниях, а также фрески Богоявленского собора и Сергиевского храма. Были пробиты бойницы в стенах и башнях монастыря. Практически полностью был вырублен фруктовый сад. Как памятник истории и культового зодчества Старо-Голутвин монастырь был поставлен на государственный учёт уже в 1924 году.
В 1946 году решением исполкома Мособлсовета, а в 1947 году постановлением Совета Министров РСФСР архитектурный комплекс Старо-Голутвина монастыря был взят на государственную охрану и объявлен неприкосновенным историко-художественным наследием национальной культуры и достоянием республики (новый акт об этом был издан в 1960 г). Но в том же 1947 году было решено сломать гульбище Богоявленского собора, т. к. за столько лет без ремонта оно пришло в аварийное состояние – южная стена дала трещину, реставрировать гульбище никто не хотел. Сами "партийные" ломать стены не стали – для этих целей они привезли в монастырь бригаду пленных немцев. Но те побоялись рушить храм. Двое пленных всё же проявили решительность и стали молотом и киркой разрушать стену. Кирпичи стали падать, и вдруг на "смельчаков" обрушился большой кусок стены. Из под завала вынесли их трупы. Остальных пленных удалось заставить ломать гульбище только под страхом расстрела. Таким образом, уникальная галерея с колоннами была разрушена. В 1948 году поступило также предложение снести башни и часть монастырской стены, но отдел по делам архитектуры при исполкоме Мособлсовета дал категорический отказ.
В 1960-е годы директор Коломенского завода В. М. Пятов заявил о готовности предприятия на свои средства отреставрировать монастырь и передать его городу под музей. В 1967 году под руководством архитектора М. Б. Чернышева проводятся первые реставрационные работы на Богоявленском соборе: перекрывается железом купол и крыша, над алтарём заменили тёсовую кровлю. В 1968 году по решению Совета Министров РСФСР предполагалось создать в городе историко-архитектурный заповедник. В соответствие с этим власти намеревались отреставрировать большинство памятников Коломны, в том числе и Старо-Голутвин монастырь, где планировалось разместить лечебно-оздоровительную базу завода им. В. Куйбышева. Но эти решения так и остались на бумаге, а вместо реставрации шеф – Коломзавод, наоборот, засыпал монастырь отходами литейного производства. В 1969-70-х гг в Богоявленском соборе проводились археологические раскопки с целью изучения древнего белокаменного храма конца ХIV века. Монастырский комплекс был перенаселён "лимитчиками". Только в 1984 году местным властям удалось отселить жильцов из монастырских зданий в благоустроенные квартиры. Территория опустела; обитель производила впечатление подвергшейся нашествию, была завалена грудами мусора.
В 1986 году весь комплекс монастыря передали Центру социальных инициатив "Отечество", занимавшемуся работой с подростками. При финансовой поддержке Министерства культуры РСФСР Центр восстановил полуразрушенные хозяйственные монастырские постройки и разместил в них кузню, столярный и механический цеха. В соборе тогда находился склад, а в Сергиевской церкви – спортзал. В перспективе в отреставрированных келейных корпусах планировалось открыть лицей с реставрационным уклоном. Работы проводились под лозунгом "Спасти святыню!". 8 сентября 1992 года, в день памяти прп. Сергия Радонежского, когда исполнилось 600 лет со дня его кончины, духовенство и жители Коломны собрались в Старо-Голутвине монастыре. Здесь был отслужен молебен преподобному основателю обители. В июне 1993 года Коломну посетил Патриарх Алексий II, а по окончании визита заехал в разрушенную и зияющую пустыми окнами-глазницами обитель. После разговора с собравшимся народом, Святейший Патриарх сказал: "Надо думать о возрождении здесь монашеской жизни". На следующий год распоряжением Правительства России комплекс Богоявленского Старо-Голутвина монастыря передали в пользование Московской епархии РПЦ. В мае 1994 года был назначен первый настоятель возрождённой обители иеромонах Кирилл (Федотов). 22 мая было отслужено первое богослужение – водосвятный молебен в храме преподобного Сергия Радонежского, на который собралось много людей, а первую Божественную Литургию в монастыре, после шестидесяти пяти лет забвения, отец Кирилл отслужил в Сергиевском храме 29 мая 1994 года. 18 декабря 1994 года состоялось официальное открытие Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря. Божественную литургию в главном храме Святой обители совершил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. С 1995 г. в монастыре разместилось Московское епархиальное духовное училище, в 1996 г. преобразованное в Коломенскую духовную семинарию.
В настоящее время полностью отреставрирован храм преподобного Сергия с примыкающим настоятельским корпусом, восстановлена колокольня с надвратной Введенской церковью, западный и восточный братские корпуса, которые используются для нужд расположенной в стенах обители Коломенской Духовной семинарии (эти здания в 2010 году переданы монастырем по договору в безвозмездное пользование семинарии). 16 мая 2006 года были обретены и перенесены в обитель святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского (+3 мая 1937). В 2007 году чаянием Губернатора Московской области Б. В. Громова Богоявленский собор полностью восстановлен и 15 мая освящен чином великого освящения правящим архиереем Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. На территории бывшего монастырского сада выстроено здание нового комплекса Коломенской Духовной семинарии с домовым храмом в честь Трех святителей.
В настоящее время архитектурный ансамбль монастыря включает в себя:
1. Богоявленский собор первой половины XVIII века. Он, как и сама обитель, был основан в 1385 году по велению князя Дмитрия Донского, в честь победы над войском Мамая на Куликовом поле. Благословение на строительство монастыря дал сам преподобный Сергий Радонежский. По преданию он лично участвовал в закладке, возведении и освящении первого монастырского храма Богоявленского собора. «Преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Донского на битву на Куликовом поле. В знак благодарности за победу преподобный Сергий благословил здесь основать монастырь. Это место им было благословлено, и он посещал его. Уже более 600 лет этому монастырю», — рассказал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в день освящения Богоявленского собора 15 мая 2007 года.
В основании восстановленного собора до сих пор сохранились фрагменты фундамента храма XIV века, и т. н. ступени, по которым ступал преподобный Сергий Радонежский, названные в народе «Камушками Преподобного». В подклете Богоявленского собора находится могила первого игумена монастыря святого Григория Голутвинского, ученика преподобного Сергия Радонежского. В советское время в Богоявленском соборе, располагался склад, а в кельях и монастырских постройках – общежитие для рабочих.
В шестидесятых годах прошлого века директор Коломенского тепловозостроительного завода предложил городским властям на средства предприятия отреставрировать монастырь и устроить в нем музей. Но эту идею не поддержали. В итоге к 1994 году, когда монастырь был вновь передан Русской Православной Церкви, он фактически уже превратился в руины. Руководить реставрационно-строительными работами вызвался Заслуженный архитектор России Андрей Анисимов, автор проекта реставрации – Орловский С. П. Восстановление главного храма обители шло трудно и долго. И вот теперь Богоявленский собор Старо-Голутвина Богоявленского монастыря вновь стал духовным центром как самой обители, так и старинного града Коломны.
2. Храм прп. Сергия Радонежского с приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Григория Голутвинского, с примыкающим к нему настоятельским корпусом постройки XVI-XIX веков. Каменная церковь Преподобного Сергия Радонежского известна по документам с 1577 г., неоднократно перестраивалась в XVIII в. Игуменом Самуилом (Афанасий Колесницын) начата капитальная перестройка зимнего теплого Сергиевского храма, к которому, помимо существующего Никольского придела (известен с 1592 г.), добавлен придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1801-1820). В 1828 г. Сергиевская церковь, по причине ветхости и тесноты, была разобрана и начата строением новая с двумя приделами, Тихвинским и Николаевским. Заканчивал строительство и отделку храма приемник Самуила игумен Назарий, который, как и Самуил, является подвижником благочестия XIX века. При нем в 1833 году митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) совершено освящение новопостроенного храма. Эта церковь была закрыта в конце 1920-х годов. Сергиевская церковь не избежала упадка и разрушения послереволюционных и послевоенных лет. В советское время в этом храме располагался спортзал. В наши дни церковь Сергия Радонежского восстановлена. Стены Сергиевской церкви окрашены в белый и жёлтый цвета. Храм радует глаз своими точными формами и тихой торжественностью.
3. Введенский надвратный храм с колокольней и примыкающим к нему восточным корпусом (бывшим братским) – постройки XIX века. Трёхъярусная колокольня над Святыми воротами (рубеж XVII – XIX вв.) построен в стиле зрелого классицизма. Верхний её ярус перестроили после 1845 г. Эта кирпичная постройка имеет декоративное убранство из белого камня. Во втором ярусе колокольни находится надвратная Введенская церковь (надвратный храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, XIX в.). Двухэтажное основание колокольни с надвратной Введенской церковью обработано пилястровыми портиками большого ордера, а другие два яруса звона – группами парных тосканских колонн.
4. Западный корпус (бывшая гостиница) постройки XIX века.
5. Уникальную ограду с готическими башнями архитектора Ф. М. Казакова, постройки конца XVIII века. Они самые высокие из творений архитектора М. Ф. Казакова в Коломне. Когда зодчего спросили, почему он возвел самое большое свое творение на окраине, а не в центре города, он ответил, что хотел таким образом подчеркнуть тот простор, который он увидел и почувствовал на этом месте.
6. Хозяйственные постройки (бывшие: квасоварня, солодовенный омшенник, каретный сарай, конный двор, овин).
7. Церковь Трёх Святителей в Коломенской духовной семинарии. В 1723 году Митрополитом Иоанникием в Коломне основана архиерейская школа "для детей священнических или прочих,в надежду священства определённых". Первые 30 семинаристов закончили 2-летнее обучение в школе в 1725 году, следущий выпуск Коломенской школы насчитывал уже 120 человек. До 1799 года в Коломенской духовной школе учился будущий митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), канонизированный в 1994 году Русской Православной Церковью.
1799 год. Коломенская епархия упразднена, а семинария вместе с кафедрой епископа переведена в Тулу. В Коломне, присоединённой к Московской епархии, на базе семинарии по желанию местного духовенства, образовано двухгодичное духовное училище. Поступали в училище мальчики только из духовного сословия в возрасте 8-10 лет. В 1917 году, после Октябрьского переворота, Коломенское училище было закрыто. Пострадало большинство служителей Церкви. Среди новомученников и исповедников – питомцы Коломенского духовного училища.
1990 год. По благословению митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия в Свято-Троицком Ново-Голутвине монастыре открылось Московское епархиальное духовное училище, преобразованное затем в Коломенскую духовную семинарию.
2007 год. По инициативе Председателя Совета директоров ФК "УРАЛСИБ" Николая Цветкова и его семьи, с благословения митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия через семейный Фонд просвещения "МЕТА" начато строительство нового современного комплекса зданий Коломенской семинарии. 12 августа 2012 года совершён чин освящения семинарского храма в честь Трёх Святителей и нового комплекса зданий Коломенской семинарии. Общая площадь нового учебного, жилого и административного корпусов Коломенской семинарии составляет 9 тыс. кв. м.
В 2010 г. на территории монастыря митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был освящен памятник Преподобному Сергию Радонежскому (скульптор А.В. Соколов).
Все цветные фотографии выполнены автором этой статьи. Если Вам понравилась эта статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы узнавать историю того или иного храма России.
Ницца114,1K интересуютсяГатчина100,3K интересуютсяКаспийск59,3K интересуютсяТропические острова45,5K интересуютсяКучугуры52,2K интересуютсяДжакарта41,4K интересуютсяШарджа81,9K интересуютсяАзербайджан146,4K интересуютсяКурильские острова67K интересуютсяПицунда111,1K интересуютсяТула171,5K интересуютсяФранция313,8K интересуютсяИталия455,6K интересуютсяАдлер257,5K интересуютсяКаспийское море64,5K интересуютсяЧёрное море65K интересуютсяБалтийское море72,1K интересуютсяКасабланка27,1K интересуютсяТбилиси305,1K интересуютсяИркутск125,4K интересуются