24 июняЕлабуга60,9K интересуютсяЦарское село78,3K интересуютсяМайкоп37,8K интересуютсяМайами86,5K интересуютсяБаку145,4K интересуютсяКронштадт193,5K интересуютсяЧехия233,9K интересуютсяСтаврополь112,6K интересуютсяХанты-Мансийск52,2K интересуютсяБали335,8K интересуютсяТула171,5K интересуютсяИталия455,6K интересуютсяДилижан39,9K интересуютсяМюнхен102,9K интересуютсяКострома206,3K интересуютсяГрозный151K интересуютсяТамань141,8K интересуютсяПрага317,9K интересуютсяСевастополь321,5K интересуютсяЧёрное море65K интересуются
Подмосковный город Коломна у туристов очень популярен. Тут и Коломенский кремль со знаменитой Маринкиной башней, и множество древних монастырей, и храмов, и музеи, и пастила с калачами, и уютные улочки с отреставрированными дореволюционными домиками, да с резными наличниками. Сегодня же я хочу познакомить вас с одной местной достопримечательностью, которая хоть и очень значимая, старинная, но доезжают до неё не все. Находится она на окраине Коломны, в стороне от многих туристических маршрутов. Советую всем любителям старины заглянуть в этот уголок города и прикоснуться к древним стенам коломенского храма. Район Городище в Коломне окутан множеством легенд и сказаний, связанных с разными эпохами и историческими фигурами. Когда-то, еще до основания города, здесь находилось древнее человеческое поселение. В годы Смуты здесь же раскинулся лагерь знаменитой авантюристки Марины Мнишек и атамана Ивана Заруцкого. Однако, пожалуй, самый загадочный объект, который можно увидеть в Городище – это так называемая «Батыева печать». Происхождение небольшого рельефного изображения мифологического животного на стене древнего Предтеченского храма до сих пор остается предметом споров и догадок.
Итак мы в бывшем селе Городище, а ныне в одноимённом районе Коломны. И здесь нас встречает небольшая церковь Зачатия Иоанна Предтечи расположенная в центре древнего села Городище (в настоящее время село вошло в городскую черту Коломны). Село расположено на берегу реки Коломенки. Топографически удобное для устройства укрепленного поселения, место это было обжито нашими предками еще в древности. Самые ранние сведения о церкви содержатся в Писцовой книге 1577-1578 гг., называющей Городище вотчиной «владыки Коломенского» и отмечающей в селе «храм Зачатия Иоанна Предтечи каменна, да теплый храм Николы чудотворца, да предел Димитрий Чудотворец Прилуцкой, древяна, клетцки…»
Предтеченский храм «на Городище» является образцом «послемонгольской архитектуры» и относится к числу трех, дошедших до наших дней памятников архитектуры этого времени. Помимо храма «на Городище» – это Никольская церковь в селе Каменском Наро-Фоминского района и церковь Рождества Богородицы в селе Городне Тверской области. Многочисленные черты сходства этих памятников (бесстолпная, отсутствие лопаток, членящих фасады, схожие карнизы абсид, белокаменные консоли, наличие угловых пилонов и особенности кладки) позволяют исследователям относить их к единой классификационной категории. От древней постройки XIV в. до нашего времени дошли, наполовину высоты, стены четверика, не имеющие наружных лопаток, и алтарные апсиды, сложенные из грубо отесанных блоков известняка. На стыке старой и более поздней кладок стен из под штукатурки раскрываются белокаменные консоли, служившие ранее опорами для архивольтов закомар. Консоли по своему профилю и размерам совершенно аналогичны консольным блокам, найденным при исследовании Никольской церкви в селе Каменское Наро-Фоминского района. В 1959 г. производилось предварительное исследование интерьера четверика храма, в результате которого в углах, под строительным мусором, были раскрыты основания пристенных белокаменных опор, по форме аналогичных пилонам Никольской церкви села Каменское. Установлено, что первоначально храм имел крестообразное внутреннее пространство, образованное угловыми выступами кладки, что сближало его с первыми каменными соборами коломенских монастырей и с аналогичной в плане церковью Николы в с. Каменское.
Обследование фасадов Предтеченской церкви позволяет установить, что в начале XVI в. подвергся перестройке более древний храм, при этом большинство консолей храма были переложены или вытесаны вновь, причем мастерами XVI в. была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее. Верхняя часть храма была перестроена в XVI в. из большемерного кирпича и гладкотесанного белого камня. При перестройке были упразднены угловые опоры внутри храма, помещение перекрыто крестчатым сводом, фасады сверху разделены лопатками по три прясла и завершены трифолями. Преобразования, произведенные в XVI в., коснулись и основного объема Предтеченского храма, получившего завершение всего здания с трехлопастным покрытием, кокошниками и тремя главами (центральная глава – световая, две других, расположены на восточной стене над жертвенником и диаконником алтаря, поставлены на глухих барабанах).
Организация внутреннего пространства древнего храма представляет интерес не только с точки зрения архитектурного решения, но и как образец средневекового мировоззрения и атмосферы, исполненной духовного аскетизма. Городищенская церковь, равно как и схожие с ней церкви Николы в селе Каменское и Рождества Богородицы «на Сенях» в Московском Кремле, имели на редкость простую и непритязательную форму. При этом основное внимание уделялось внутреннему пространству.
Стены храма порой не имели окон, свет попадал внутрь через узкие щелевидные отверстия, прорезавшие барабаны под куполом. Человек, попадая в храм, таким образом, полностью отрешался от внешнего мира, оставаясь в духовном сосредоточении, один на один с Богом, перед строго выполненным иконостасом, постигая в молитве то, что с наибольшей полнотой выразил игумен Кирилл из Белозерского монастыря: «Посмотри на себя и задумайся над внутренним твоим сокровенным миром».
Этот духовно-нравственный призыв прозвучал в конце XVI в., когда с особой силой встал вопрос, быть или не быть русскому народу и государству в целом. Поиски источника духовной силы, по образному определению историка архитектуры М. В. Ильина: «…должны были привести к созданию такого организма храма, чтобы вошедший в него не столько разглядывал причудливые линии свода, простертого над ним в вышине, сколько погружался в свой внутренний мир, оценивая свои поступки и мысли».
В 1780-м году в Предтеченском храме была возведена шатровая колокольня, а к древней части храма с запада пристроена трапезная. Колокольня с двухэтажным квадратным основанием и шатром со слухами над восьмериком звона, сохраняя типологию XVII в., отличается упрощенностью форм и полным отсутствием декора. По традиции, колокольня опирается на стену трапезной и два пилона, в одном из которых устроена лестница для звонаря. В результате реконструкции храма в XIX в. трапезная была значительно расширена. После многочисленных строительных работ и переделок в церкви образовались три престола: главный в честь Зачатия Иоанна Предтечи и два – в трапезной – в честь святителя Николая Мирликийского и апостола Иакова Заведеева. Интерьер трехчастной трапезной с пределами стал представлять собой светлое пространство, образованное крестовыми сводами и арками. Во время археологических работ при раскопках в храме найдена закладная доска, проливающая свет на происхождение названия одного из престолов «1876 (месяца) мая 2 дня была совершена закладка двум престолам: святителя Николая и апостола Иакова. При священнике Иоанне Попове. При старосте ц. Василье… Строитель был коломенский купец Я.Г. Буфеев».
Яков Буфеев, бывший в те годы ктитором храма, принадлежал к известной в Коломне купеческой семье. По сложившейся коломенской традиции, должность старосты при многих храмах считалась наследственной и многие купеческие семьи опекали «свои» храмы из поколения в поколение. В честь строителя Якова Буфеева второй престол храма и был освящен в память его тезоименитого святого, апостола Иакова, брата Господня. Реставрационные работы, проходившие в 1965-1969 гг. под руководством М.Б. Чернышева, восстановили разрушенную в 30−х гг. XX в. звонницу и завершающие юго-западный участок свода барабаны. Храм покрыт железом, главы – лемехом. В результате реставрационно-восстановительных работ храму возвращен облик XVI в. В таком виде он представляет собой несколько усложненный вариант характерного для московского зодчества VI в. бесстолпного вотчинного и посадского храма.
О более древнем происхождении Предтеченского храма свидетельствует характерная техника кладки из грубо обработанного камня местного известняка. Такая техника кладки называлась «полубутовой» и была характерна для архитектуры московского княжества ХIV-XV вв. Сложенные из белокаменных блоков, стенки облицовки заполнялись известковым раствором, при этом образовывались щели, которые заливались густо замешанным раствором с добавлением щебня. В «домонгольской» «полубутовой» технике были возведены: церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле, Спасский собор Андроникова монастыря, Троицкий собор в Троице-Сергиеве монастыря, Успенский храм на городке в Звенигороде.
Вопрос датировки храма являлся до последнего времени одним из самых сложных и претерпевал существенные изменения в работах исследователей истории древнего зодчества. Так, А. И. Некрасовым было высказано предположение о том, что перестроенный в XIV-XVI вв. храм Иоанна Предтечи в основе своей относится к ХII-ХIII вв. Следует заметить, что эта точка зрения не была научно аргументирована автором. В 1920-х гг. Городищенскую церковь обследовал Ю. П. Кивокурцев, бывший тогда аспирантом МГУ. Он поддержал предложенную А. И. Некрасовым датировку, отнеся строительство церкви прямо к XII в. К вопросу о возрасте Предтеченской церкви обращался в своих статьях Н. Н. Воронин. От первоначальных выводов (он датировал постройку церкви ХIII-ХIV вв.) автор пришел к убеждению, что храм нужно датировать концом XV – началом XVI в. Следует отметить, что глубокому изучению памятника мешало прочное покрытие стен штукатуркой. Натурное раскрытие памятника и удаление со стен четверика церкви поздней штукатурки, произведенное под руководством архитектора Е. Р. Куницкой, позволили в 1970−е гг. более глубоко исследовать памятник древнего зодчества.
В 1969-1970 гг. в Коломне работала историко-архитектурная экспедиция, работой которой руководили кандидат исторических наук М. Х. Алешковский и главный архитектор проектов ВПНРК Б. Л. Альтшуллер. Совместная работа археолога и архитектора оказалась очень плодотворной для полноценного изучения вскрытых в результате раскопок памятников древне-русского зодчества. В результате анализа и сопоставления исследованных объектов Б.Л. Альтшуллер датировал церковь в Городище, «равно как и Никольскую церковь в селе Каменское», второй половиной XIV в. При исследовании здания в 1990−х гг. С. П. Орловским с участием В. В. Кавельмахера, А. Б. Мазурова и Е. И. Рузаевой были обнаружены замурованные поздними кладками профили и базы, тщательно обработанных боковых перспективных порталов, а в шурфах – элементы их архивольтов и фрагменты пилонов утраченного западного портала. Обнаруженный на перемычке оконного проема северной апсиды фрагмент орнаментальной росписи, отнесен, по мнению специалистов, к XIV в. Однако церковь интересна не только своей стариной, но и любопытным фрагментом стены, который находится на северном фасаде, выходящем на дорогу. На квадрате размером в 32 на 44 сантиметра вытесано рельефное изображение сказочного животного, отдаленно напоминающего дракона. Это мифологическое существо вызывает ассоциации со знаменитыми рельефами белокаменных церквей Владимира и Юрьева-Польского. Правда, в отличие от них, других резных животных на стенах храма вы не найдете.
Странное одиночное изображение на древнем храме села Городище впервые отметил писатель Николай Иванчин-Писарев в 1844 году. В сочинении «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» он так описал свою находку: «Замечательно высеченное на наружной стене, при входной северной двери изображение дракона… между тем, мы видим драконов на печатях ханских, привешенных к нашим государственным актам, и на наших монетах… Не следы ли это нашествий хана Батыя, Дюденя или Тохтамыша, оставленные в память их владычества на стене храма каменного, одного, может быть, уцелевшего от огня и стенобитных орудий варваров?» Иванчин-Писарев впервые обозначил связь рельефа стены Предтеченской церкви с монголо-татарами. Возможно, на это мнение его натолкнули какие-то устные легенды, которые он мог услышать от тогдашних старожилов села.
Очень скупые и фрагментарные сведения о возможной связи Предтеченской церкви с Батыем, которые сохранились в летописях и устных преданиях, постепенно оформились в народе в довольно занимательные повествования. Наиболее интересное из них относит появление дракона на церкви ко времени Коломенской битвы с монголо-татарами. Эта битва произошла в 1238 году, вскоре после разорения Батыем Рязани. В роковом для себя сражении принимал участие и играл одну из ключевых ролей коломенский князь Роман Ингваревич, который успел отвести на север от разоренной Рязани часть своих воинов. Отпор, оказанный в Коломне монголо-татарам, был столь силен, что, по свидетельству летописца, в битве погиб один из сыновей самого Чингисхана – Кулькан.
Силы сторон были не равны, и победа досталась захватчикам, а отважный Роман Ингваревич, которому было, по-видимому, лишь чуть больше двадцати лет, погиб. Тело этого князя, столь храбро сражавшегося с кочевниками, принесли Батыю. Хан оценил отвагу поверженного врага и повелел захоронить Романа с почетом и по русскому обычаю в подклете церкви. Гроб князя Батый приказал поставить именно в Предтеченском храме на Городище. Кроме того, хан повелел высечь на специальном камне дракона, который бы служил знаком для подчиненных ему воинов-кочевников, чтобы те не смели осквернять указанной церкви и могилы. Мотив восхищения Батыя храбрым и сильным врагом прослеживается и в древнем литературном памятнике – «Повести о разорении Рязани Батыем». Схожее великодушие хан проявляет к останкам поверженного русского воина Евпатия Коловрата и даже жалеет, что богатырь находился не на его стороне.
Интересно, что в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью долгое время хранилась еще одна печать Батыя. После разорения Рязани, еще на пути в Коломну, Батый планировал разграбить богатый, как ему говорили, Иоанно-Богословский монастырь. Однако во сне полководцу явился небесный покровитель обители апостол Иоанн, и Батый, ужаснувшись этого видения, отказался от своей преступной затеи. Он все же посетил монастырь, но вместо грабежа, наоборот, оставил в нем золотую ханскую печать, которая должна была уберечь обитель от каких-либо посягательств. Действительно, вплоть до пятнадцатого века, находящийся в неспокойной местности монастырь оставался неприкосновенным, несмотря на то, что мимо него в сторону Москвы часто шли орды ногайских и крымских татар. К сожалению, в семнадцатом веке печать Батыя Иоанно-Богословского монастыря решили использовать для золочения водосвятной чаши, и поэтому этот уникальный исторический объект не сохранилась до наших дней.
Сведения о ханской печати в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью являются аргументом в пользу правдивости легенды о «батыевском» происхождении камня на стене Предтеченской церкви в Коломне. Не исключено, что «печать Батыя» могла обозначать вовсе не место погребения храброго князя Романа, а просто уплату церковью определенного налога, гарантировавшего ей сохранность со стороны захватчиков. Но есть весомые аргументы и против «батыевской» версии. Самые ранние оценки возраста здания относят постройку церкви Зачатия Иоанна Предтечи к началу XIV века. Это означает, что между событиями нашествия Батыя и возведением сохранившегося здания храма лежит как минимум шестьдесят-семьдесят лет. Если же церковь, что вероятнее, была построена во второй половине XIV века, разрыв становится еще больше. Тем не менее, даже если стены церкви перестраивались, камень с печатью Батыя мог быть вынут из более старой церкви и вставлен в стену обновленной постройки и таким образом сохраниться до наших дней. Оригинальный рельеф с «драконом», который многие века находился в стене церкви, сегодня хранится в краеведческом музее Коломны, а на фасаде храма установлена его точная копия. Отдельной проблемой до сих пор остается опознание животного, изображенного на древнем камне.
По версии археолога А. И. Некрасова на камне был высечен не дракон, а барс, служивший одно время геральдическим символом владимирского княжества. Эту версию подтверждают якобы сходные по композиции рельефы, найденные у храма Покрова на Нерли, что в свою очередь говорит о связях Коломны и владимирского князя.
Другой исследователь церкви Н. Н. Воронин был убежден, что на камне высечен не барс, а единорог. «Об этом говорит и острый отросток на носу и хорошо переданные копыта. Во владимирской пластике мы единорога не встречаем» – писал Н. Воронин. Наконец, историк Сергей Вольфгангович Заграевский не увидел в барельефе ни дракона, ни барса, ни единорога. По его мнению, на камне высечено некое чудовище, которое он условно назвал «василиском»: «Рог на голове существа на самом деле является верхней частью раскрытого клюва…на лапах не копыта, а когти. На задних ногах хорошо видны даже «пятые пальцы», характерные для хищников». Таким образом, до сих пор остается загадкой, какое животное изображено на камне, который, возможно, являлся печатью самого хана Батыя.
В середине 1930-х годов церковь была закрыта, позже звонницу разрушили, колокола отправили на переплавку, а в 1935 году все иконы находящиеся в храме были уничтожены комсомольскими активистами. Из икон ХIV в. сохранилась лишь одна – "Иоанн Предтеча Ангел пустыни", она хранится в экспозиции зала древнерусского искусства Третьяковской Галереи. Её размер – 170 х 102 см. Образ был написан в 1390-е годы мастером круга Феофана Грека в лучших традициях византийского стиля. Храмовая икона Городищ – одна из коломенских тайн… Сам характер письма говорит о константинопольском влиянии. А это значит, что создателем памятника средневековой иконописи был либо греческий мастер, либо, скорее всего, русский иконописец, очень хорошо знакомый со школой Феофана Грека.
Большинство исследователей относят этот «византинирующий памятник московской иконописи» к 1390-м годам. Но мы бы всё-таки поостереглись чрезмерно «омолаживать» коломенские образа. Всё говорит о глубокой древности, об аскетически-суровой среде русского монашества: и глыбистая архаичная кладка храма и характер его иконостаса. Старинные доски были обработаны просто, без излишней тщательности. Образ написан на трёх липовых досках, рубленных топором и соединённых двумя врезными шпонами.
Эту особенность городищенского иконостаса отмечали коломенские краеведы ещё в 1920-х годах. В начале ХХ века ходили легенды о том, что мастером этой иконы был Дионисий. Это и понятно: в XVIII веке образ так «поновили», что подлинное письмо совершенно исчезло. Однако, когда поздние записи начали удалять, стало ясно, что икона гораздо древнее эпохи Дионисия. Здесь можно говорить о временах Куликовской битвы.
Изображение Крестителя исполнено духовной мощи!
Икона поражает своими размерами: в человеческий рост. Только средник её – 117 сантиметров. А если учитывать житийные клейма, высота достигает одного метра семидесяти сантиметров. Даже для нынешних высокорослых россиян это ощутимо; что уж говорить о наших предках!
Лик Предтечи строг; Пророк облачён в грубые одежды из верблюжьей шерсти, за его плечами – огромные крылья. Правою рукою Иоанн благословляет, в левой сжат свиток с грозными пророческими словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное…». Это предвестие Христа ведёт нас к истокам Евангелия, в израильские пустыни.
О нём говорил Спаситель: «Что смотреть ходили вы в пустыни?… пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (Мф. 11,7-11).
Сам Предтеча свидетельствовал о себе: «Я глас вопиющего в пустыне, исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя… Я крещу в воде, но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень на обуви Его» (Ин. 1,23-27).
Властное и грозное слово пророка потрясало людей, пришедших на берега Иордана. И столь же призывно звучало оно в коломенской «пустыни» – домовой обители нашего епископа. Небольшой загородный монастырь располагал не столько к «отдохновению от трудов», сколько способствовал молитвенному сосредоточению.
Западное искусство не знает примеров изображения Иоанна Крестителя с крыльями. Но для иконописцев Царьграда это в высшей степени характерно. Именно из Константинополя пришёл к нам канон Ангела пустыни.
Искусствовед Г. И. Вздорнов так описывает образ. «При больших размерах фигуры и крыльев Предтечи, которые заполняют всё поле средника, лик святого, обрамлённый пышными прядями волос, кажется почти мелким.
Но он обладает замечательной портретной и психологической выразительностью. У Предтечи круглые тёмные глаза, он выглядит спокойно и властно.
Лёгкий взлёт бровей сообщает выражению лица оттенок выжидательности… При общей внешней сдержанности образа в нём чувствуется активная духовная жизнь и уверенная сила пророка».
Исследователь обращает внимание на сходство живописной манеры иконы из Городищ и Успения, написанного на оборотной стороне Донской иконы Богоматери.
«Нельзя… не заметить определённого типологического сходства лика Христа из «Успения» с ликом Иоанна Предтечи…
Но коломенская икона соответствует не вообще греческим, а таким греческим произведениям, которые возникли на русской почве и связаны при этом с творчеством Феофана, его учеников и последователей… Мастер коломенской иконы, как и Феофан, видел главную задачу в раскрытии внутренней жизни святого, духовной содержательности изображения в целом».
Взглянув на эту икону, начинаешь понимать, что давало возможность русским дружинам побеждать золотоордынцев, значительно превосходящих по численности. Что позволяло средневековой России выжить среди океана бедствий и пожарищ? Это духовная мощь Православия, непостижимое соединение Божественной и человеческой воли: синергия, которая необыкновенно увеличивает силу нашего духа.
Это понимание сохраняется даже сейчас, хотя памятник древнего искусства сильно повреждён. Утрачена нижняя часть средника; также по новому грунту переписаны клейма. Однако не будем чрезмерно упрекать поновителей. В те времена не существовало методики сохранения погибающей живописи… На какое-то время памятник как бы скрылся от молящихся. Но поверхностные слои записей сохранили подлинный образ, а житийные клейма зафиксировали древние сюжеты.
Давно отгремели битвы прошлого, минули гонения на Церковь. Прежний вид обретает храм в Городищах – древнейшая каменная постройка Подмосковья. И сегодня, пусть в копии, величественный образ Предтечи возвратился на своё законное место – к югу от Царских врат, где он находился многие века.
В годы советской власти обезглавленное здание старинного храма представляло жалкое зрелище, служившее в хозяйственных целях. Гидроизоляция была нарушена, по стенам пошли трещины, а кое-где даже и деревья проросли. Помогла научная реставрация в 1960-х годах. Но храм и после реставрационных работ использовался не по назначению.
Лишь в 1993 году молитвенное слово вновь прозвучало под святыми сводами, его передали РПЦ. Храм стал подворьем Бобренева монастыря. Начались восстановительные работы, субботники, в которых принимали участие все неравнодушные люди, а также члены православного братства им. Димитрия Донского. И вскоре владыка Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил в только что открытом, ещё неотапливаемом храме первую службу.
Однако восстановительные работы затянулись…
С 1998 года церковь Иоанна Предтечи стала приходской. Сюда определили на служение протоиерея Николая Никутина, которому немало удалось сделать. В церковь провели отопление, были обустроены приделы трапезной. Но особенно оживились работы к 2007 году, когда Коломна стала столицей праздника Славянской письменности и культуры. А завершение реставрации и подготовку к юбилею пришлось принять на себя уже новому настоятелю – священнику Кириллу Сладкову. Архиерейскую литургию и крестный ход в честь 700-летия святыни совершил сам владыка Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Давно земля Городищ не видела столь торжественного богослужения! Сейчас храм Зачатия Иоанна Предтечи на Городище снова действует. Вокруг него – простые сельские домики.
Все фотографии выполнены автором этой статьи.
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!