23 июняТула171,5K интересуютсяФеодосия221,6K интересуютсяВолгоград226,3K интересуютсяТашкент174K интересуютсяКарловы Вары115,2K интересуютсяВитязево144,8K интересуютсяКиото47,6K интересуютсяКазахстан175,1K интересуютсяМурманск199,6K интересуютсяВьетнам408,5K интересуютсяЧукотка211,4K интересуютсяДилижан39,9K интересуютсяГрозный151K интересуютсяСмоленск107K интересуютсяКиров102,4K интересуютсяИндонезия158,7K интересуютсяКиргизия194,5K интересуютсяРостовская область145,9K интересуютсяЕреван224,7K интересуютсяХакасия97,2K интересуются
Переезжая окский мост, путник справа видит огромный Цементный завод, а слева, за кронами деревьев, виден огромный купол необычного огромного храма. Говорят, что в старину был тут лес, тёмный и дремучий, пройдя через который, путники выходили на светлый речной берег и щурились от яркого солнца. Оттого – Щурово. Есть и другая версия: название происходит от слова "Чур", что означало предка-охранителя земельных владений, ведь именно через Щурово несколько веков проходил раздел московских и рязанских земель. В 1830-1840-е годы на границе губерний был поставлен знак – кирпичный столб (сохранился до сего дня, недалеко от храма). На одной его стороне изображён Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём змея (символ Московской губернии), на другой пеший воин с мечом (герб Рязанской губернии), в котором многие узнают Олега Рязанского. В 1929 году Щурово отошло к Московской области, в 1947 году стало самостоятельным городом, с 1960 года – район в составе Коломны.
Впервые село Щурово на Оке упоминается в 1595 году, тогда им владели рязанские дворяне Кикины. В ХVIII веке здесь была усадьба Александра Васильевича Кикина – одного из близких людей Петра I. Где именно была та усадьба, сегодня неизвестно. Известно, что эта усадьба была у Кикина конфискована в марте 1718 года после его казни и была пожалована Александру Ивановичу Румянцеву – одному из главных участников в деле возвращения царевича Алексея Петровича в Россию. Другой владелец села Адриан Моисеевич Грибовский (1767-1834) был по жизни секретарём; служил под началом Г. Р. Державина, потом в канцелярии Г. А. Потёмкина, потом в канцелярии Платона Зубова, и наконец, с 1795 года секретарём Екатерины II "у принятия прошений". Жил широко, где-то в начале ХIХ века построил в Щурове 2-х этажный каменный дом, разбил сад и каждое лето приезжал сюда отдыхать. Дом этот располагался на берегу Оки с видом на Голутвин монастырь, классический портик был обращён к реке, перед домом была видовая площадка, от которой каменные ступени спускались в сад.
Стоит сказать, что в древности реки играли роль главных путей, а места впадения одной водной артерии в другую были воротами в далёкие земли. В устьях рек нередко ставили монастыри и церкви, потому что эти места воспринимались как священные. В Коломне, у впадения реки Москвы в Оку преподобный Сергий Радонежский основал Старо-Голутвин монастырь. А спустя годы на другом берегу Оки был возведён величественный Троицкий храм в бывшем селе Щурове, дошедший до сегодняшнего дня. Первоначальная деревянная церковь в Щурове известна по документам ещё с ХVII века. В 1775 году Наталья Александровна Голицына, владелица Щуровской усадьбы, обновила деревянный храм, а в 1815 году следующий владелец Щурова Адриан Моисеевич Грибовский, о котором было упомянуто ранее, отремонтировал его и пристроил придел мучеников Адриана и Наталии. Эти древние святые были небесными покровителями супругов Грибовских – Адриана Моисеевича и Натальи Акимовны. Церковь эта простояла до начала 1920-х годов, после чего была разобрана и перевезена в одну из деревень Луховицкого района. Есть версия, что она, возможно, сгорела. Старожилы утверждают, что в 1926 году деревянной Троицкой церкви уже не было.
А. И. Грибовский в дневниках, которые вёл с 1825 по 1833 годы, оставил несколько любопытных штрихов истории села и храма того времени. В ноябре 1826 года помещик приказал обвенчать в Троицкой церкви Щурова крестьянку из числа местных сектантов с православным вдовцом. Эта крестьянка принадлежала к семье молокан, и женитьбой на вдовце православного исповедания помещик хотел "предохранить семейство от неминуемого расстройства". Грибовский дал описание этой редкой русской секты, с которой столкнулся в своём имении: "Молоканы не крестятся, угодников и образов не почитают, священников не признают таковыми, в церковь не ходят, не исповедываются и не приобщаются, собравшись, поют псалмы, а иные кругом вертятся на ковре или на рогоже и потом сами друг другу поклоняются, впрочем, живут трезво". Во второй половине ХIХ века в истории Щурова произошли важные перемены. В 1864 году вблизи села прошла Рязанская железная дорога и появилась одноимённая станция. Спустя шесть лет, в 1870 году возле месторождения известняка в Щурове Товариществом "Эмиль Липгарт и Ко" был построен крупный цементный завод. Фирму основали трое прибалтийских немцев: братья Эмиль и Эдуард Липгарты и их компаньон Эмиль Рингель. Товарищество Липгартов занималось производством цемента, извести и алебастра. Почти одновременно с предприятием в Щурово Липгарты выкупили механический завод в Москве и стали выпускать сельскохозяйственные машины.
В 1883 году щуровские прихожане во главе с батюшкой, священником Фёдором Соколовым, начали хлопотать о постройке новой церкви поближе к рязанскому тракту (к тому времени деревянная церковь обветшала, и оказалась отделена от села железной дорогой). Старая церковь не соответствовала статусу уже разросшегося посёлка, и все – и местные жители и руководство "Товарищества Липгарт и Ко", которое владело цементынм заводом в Щурово, понимали, что новый храм необходим. Подано было прошение В Рязанскую Духовную консисторию. Местные купцы, Матвей Савинов и Павел Шарапов, а также фабрикант Иван Давыдович Морозов выступили спонсорами строительства вместительного храма. Не осталось в стороне и руководство крупного предприятия. После того, как было получено одобрение и благословение из Рязани, в 1892 году началось сооружение нового храма. Поскольку щуровский цементный завод возглавил Эмиль Рингель, он взял на себя основные финансовые и организационные труды по постройке православного храма. Интересно, что Рингель был не только немцем по национальности, но и оставался по вере лютеранином. К примеру, его дети были крещены в Щурове, но не в православной церкви, а специально приезжавшим из Москвы немецким пастором. Вероятно, Эмиль Рингель сам нашёл для нового храма архитектора. Им стал также немец по национальности Максим Карлович Геппенер. Церквей он до этого почти не строил, зато спроектировал немало технических сооружений, в частности для Мытищинского водопровода, питавшего долгое время водой Москву.
М. К. Геппенер разработал проект Троицкой церкви в византийском стиле. Он взял за образец храм Святой Софии в Константинополе. Архитектурный облик храма в Щурово – это пример византийского стиля, приближённого к греческим образцам. У церкви четыре апсиды: полукруглые выступы есть не только с восточной алтарной стороны, как у большинства русских храмов, но и с трёх остальных сторон церкви. Эта особенность заметна и в нестандартном внутреннем расположении церкви. Храм строился из красного кирпича с выделением архитектурных элементов, посредством вставки белокаменных блоков и последующей покраски этих деталей в белый цвет (игра цветового контраста). Из красного кирпича построен и двухэтажный дом, стоящий рядом с Троицким храмом, в котором сейчас размещаются церковные службы. При строительстве использовался цемент и известь с завода Липгартов, а кирпич с завода коломенского предпринимателя Модеста Лозовского. Технический контроль за всем ходом строительства осуществлял лично Рязанский Губернский архитектор Е. Ф. Саблер. В 1898 года храм был возведён "до куполов". В 1900 году было завершено обустройство приделов в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и свт. Николая Чудотворца. В период с 1900 по 1907 год церковь расписывалась, в ней установлен заказанный ранее иконостас, благоустроена территория вокруг храма. Территорию обнесли металлической решёткой на каменном фундаменте. 27 октября (нов. ст.) 1907 года, епископ Рязанский и Зарайский Никодим освятил новоустроенный храм. Любуясь с высокого берега Оки величавым силуэтом Троицкого храма, мы и сегодня не устаём удивляться чуду, которое возвели храмоздатели. Они могли бы в соответствии с провинциальным положением Щурова поставить скромную церковь, но промышленники приступили к строительству с истинно немецким усердием и русским размахом. Из Москвы был приглашён известный архитектор Максим Карлович Геппенер, прославившийся своими оригинальными и изящными постройками по всей России. За основу проекта Троицкого храма талантливый зодчий взял легендарный храм Святой Софии в Константинополе. Обращение к восточной традиции в архитектуре было характерным для эпохи Александра III: русские перестали "взирать на Запад", у них появилась потребность осмыслить свои духовные корни, вспомнить, наконец, что мы – "третий Рим". Всё же постройки в византийском стиле были типичны для столичных, а не провинциальных городов. Технический контроль над ходом работ осуществлял рязанский губернский архитектор Е. Ф. Саблер. Это также свидетельствует о том, что власти губернии придавали проекту большое значение. Главным распорядителем строительства был назначен инженер Иосиф Матвеевич Витшас. Строительный материал для храма использовался исключительно местный: песок и известняк добывали в Щурове, цемент и известь производили на местном же цементном заводе, а кирпич (очень хорошего качества) покупали в Коломне у Модеста Лозовского – известного в городе врача. Помимо основного своего занятия, доктор содержал небольшой завод, на котором выпускался кирпич с именным клеймом хозяина. Завершение Троицкого храма завершилось спустя девять лет после начала работ.
Новый храм был спроектирован в форме креста. Центральный купол, лишённый чётко выраженной маковки, венчался крестом. Так же были устроены и четыре малых купола, расположенных по углам четверика. Элементы аркатуры, круглые окна, белокаменные украшения, полосатая кирпичная кладка – всё это придавало храму удивительно нарядный вид. По свидетельству современников, новый храм получился действительно великолепным и величественным. Ещё семь лет ушло на то, чтобы установить иконостас, расписать храм изнутри, обнести территорию металлической оградой с решёткой на каменном фундаменте. 14 (27 – по новому стилю) октября 1907 года состоялся чин Великого освящения храма. Троицкую церковь с приделами в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца торжественно освятил Преосвященный Никодим (Боков), епископ Рязанский и Зарайский. Настоятель прежней деревянной церкви священник Фёдор Соколов, в течение 15-ти лет осуществлявший духовное руководство над строительством нового храма, прослужил в нём недолго: скончался в феврале 1909 года спустя всего год с небольшим после Великого освящения. После смерти отца Фёдора, настоятелем Троицкого храма был назначен священник Сергий Модестов.
Самым крупным событием в жизни Троицкого прихода в непродолжительный дореволюционный период было совершение архирейской службы 6 июня 1914 года Рязанским и Зарайским епископом Дмитрием, прибывшим в Троицкий храм во время своего путешествия по сёлам Рязанской губернии. В половине 9-го вечера началось Всенощное бдение, которое закончилось поздно, при стечении множества народа. На следующий день в девять часов утра совершена была Его Преосвященством Божественная литургия, в сослужении настоятеля Старо-Голутвинского мужского монастыря архимандрита Алексия. Священник Сергий Модестов прослужил в Троицком храме до 1929 года. Очевидцы вспоминали тот страшный день, когда храм закрыли. В алтаре тогда безбожники учинили разгром, а большинство икон, сожгли. 24 января 1930 года отца Сергия арестовали. Многие в толпе плакали и кричали слова поддержки, а он, взирая на собравшихся в последний раз, обращаясь к своей пастве. воскликнул: "Не плачьте. Храм всё равно возродится!" Священник Сергий Модестов был осуждён на десять лет лагерей. После закрытия, церковь подверглась тотальному разграблению. Всё, что представляло хоть какую-то ценность в глазах новой власти, вывезли. Многое уничтожили. С куполов сбросили кресты. В 1934 году со звонницы сняли колокола. Под святыми сводами храма устроили "Трам" – Театр рабочей молодёжи. Напротив главного входа в храм, был установлен памятник В. И. Ленину, "рукой, указывающей" дорогу от Церкви. Позже в помещении храма обосновался клуб, затем его приспособили под пекарню. Печатный орган горкома партии – газета "Коломенский рабочий" (от 4 ноября 1939 года) – информировал коломенцев: "В помещении бывшей церкви оборудована механизированная пекарня, в которой вырабатывается до 50 наименований хлебных изделий. Оборот пекарни за десять месяцев в 1939 году составил 3 миллиона 730 тысяч рублей". Позднее в здании храма расположили гараж. В 1991 году поруганный и изничтоженный Троицкий храм возвратили общине верующих, его настоятелем был назначен священник Александр Мартынов. Находящееся в страшном аварийном состоянии, здание внутри было разделено перегородками на два этажа и множество мелких помещений. Штукатурка осыпалась вместе с некогда благолепными росписями, пол был весь разбит тяжёлыми машинами. Этот поруганный, израненный за годы "вавилонского плена" храм теперь предстояло воскресить.
В 1991 году здание полуразрушенного и перестроенного внутри, Троицкого храма было возвращено РПЦ. В День празднования Пятидесятницы, престольного праздника храма, в 1991 году состоялся первый торжественный молебен, в храме вновь зазвучала молитва. 19 августа, на праздник Преображения Господня, была совершена первая Божественная литургия. К этому времени силами прихожан был расчищен небольшой участок в трапезной части храма под балконом хора, но в основном помещении храма всё ещё располагался гараж. Полностью "освободить" храм удалось только к зиме 1992 года. Тогда же начались регулярные богослужения по воскресным дням.
На Пасху 1993 года (18 апреля) Троицкий храм посетил правящий архирей Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, а 7 июня того же года, в день престольного праздника, храм посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Газета "Благовестник" (от 4 июня 1993 года) писала: "Первая служба в Троицком храме, после его закрытия в 1929 году, состоялась 19 августа 1991 года в праздник Преображения. Основное здание храма, в котором был гараж ещё стояли машины, прихожанам пришлось брать с "боем". Службы сочетались с восстановительными работами, которыми занимались сами верующие. Увидев их энтузиазм, подключилась и общественность, коллективы щуровских предприятий…"
Храм был полностью освобождён от гаража, разрушены, построенные в советское время, перегородки, заделана смотровая яма посередине храма. Тогда же начались регулярные богослужения по воскресным дням и двунадесятым праздникам. В 2003 году настоятелем храма был назначен священник Вадим Маркин, прослуживший до 2016 года. 7 апреля 2004 года на центральный купол храма был установлен позолоченный крест, который был виден издалека, он, как маяк, своим сиянием и блистанием на солнце, стал освещать и обращать внимание людей, указывая на возрождением церковной жизни. Летом 2004 года была завершена кровельная работа по воссозданию главного купола храма, восстановлена кирпичная кладка и купол колокольни, установлены кресты на малые купола и звонницу храма, приобретены и водружены колокола на колокольню. 25 сентября впервые после долгих лет тишины над Щуровом зазвучал радостный благовест и трезвон новых колоколов, храм обрёл свой голос.
В 2007 году к празднику Пасхи был установлен центральный иконостас с резными золочёными Царскими вратами. К 100-летнему юбилею храма (27 октября 2007 года) завершились значимые реставрационные, строительные и ландшафтные работы: восстановлена кирпичная кладка всего здания храма, на прилегающей территории была уложена брусчатая плитка из камня для совершения крестного хода, благоустроена территория. Выстроен въездной комплекс с главными въездными воротами, в котором расположились церковная лавка и ряд вспомогательных помещений. В 2016 году настоятелем Троицкого храма был назначен протоиерей Владимир Пахачев, прослуживший в храме до 2018 года. В феврале 2018 года настоятелем храма был назначен протоиерей Алексий Виноградов.
В сентябре 2021 года было положено начало внутренней росписи храма. Благотворительницей этого богоугодного дела выступила Подгорная Лариса Николаевна, имеющая большой опыт по благоукрашению храмов и монастырей. Совместным решением была приглашена артель храмовой живописи "Византия". Работе предварял этап выбора концепции, цветовой гаммы, эскизного проектирования. За основу иконописи был взят Никольский храм подмосковного Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря. Построенный в 1904 году, он так же выполнен в редком для России неовизантийском стиле. Однако концепция была существенно переработана – выбран голубой фон, более мягкие цвета, византийские орнаменты были переработаны в современные мотивы.
Для проведения работ были использованы современные методы: внутренние поверхности храма были отсканированы, созданы цифровые развертки графических схем для нанесения фактуры. Работы начались с росписи Никольского и Введенского приделов, параллельно велось проектирование оставшихся объёмов Троицкого храма. Всего в работах приняли участие 16 человек, а суммарная площадь расписанных поверхностей составила 2500 квадратных метров. В отличие от старинных красок, при создании которых использовались тёртые камни, яичные эмульсии и квасцы, были применены современные силикатные краски, обладающие повышенной долговечностью. Роспись велась в духе старинных иконописных традиций – все артельщики разделялись по категориям работ: отдельные мастера – доличники – наносили фигуры святых, другие – личники – выписывали лики, иные занимались фонами и орнаментом. Такой подход позволил получить единую, целостную картину, объединяющую графику храма в единый масштабный комплекс.
Окончание работ состоялось 22 августа 2022 года. В этот день Троицкий храм предстал перед прихожанами в обновлённом виде, по праву став одним из красивейших храмов Подмосковья.
Все фотографии выполнены автором этой статьи. Если Вам понравилась эта статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы узнавать историю того или иного храма России.