25 июняХалонг35,8K интересуютсяВолгоград226,3K интересуютсяБелокуриха91,6K интересуютсяБарселона191,4K интересуютсяДомбай178,6K интересуютсяВладивосток247,8K интересуютсяФес32,2K интересуютсяУзбекистан302,5K интересуютсяБаку145,4K интересуютсяЯкутия235,5K интересуютсяВаленсия100,3K интересуютсяПетрозаводск107,5K интересуютсяСвияжск128K интересуютсяШри-Ланка320,5K интересуютсяАфины96,2K интересуютсяКутаиси55,2K интересуютсяСергиев Посад121,8K интересуютсяВыборг242,6K интересуютсяУльяновск122,3K интересуютсяАбхазия549,8K интересуются
Коломна, основанная ещё в XII веке, считается одним из старейших городов Подмосковья. Когда-то он был крупным шумным торговым центром, а местные богатые купцы щедро жертвовали на строительство и устройство церквей. Сегодня в Коломне действует четыре монастыря и два десятка храмов, основанных ещё в дореволюционное время. Один из самых эффектных храмов, который невозможно пропустить, поскольку он возвышается на главной Соборной площади Коломенского кремля.
Нынешний Успенский собор Коломенского кремля не столь уж древен, его построили во второй половине ХVII века. Но рассказ о нём имеет смысл начать с основания его предшественника – Успенского собора, заложенного князем Дмитрием Донским. Согласно актуальной версии, князь Дмитрий Иванович заложил Успенский собор в Коломне после первой серьёзной победы русского войска над золотоордынцами. То была битва при реке Воже (1378), имевшая серьёзное влияние на дальнейшее развитие событий. Битва развеяла миф о непобедимости татарской конницы и укрепила решимость русских ратников. Спустя несколько месяцев, в 1379 году, в Коломне начали строить каменный Успенский собор. В 1380 году, когда войска под предводительством Дмитрия Донского уже готовились выступить к месту Куликовской битвы, своды недостроенной соборной церкви обрушились. Естественно было счесть это недобрым предзнаменованием. Но князь продемонстрировал силу духа и, отслужив молебен, приказал отправляться в поход. Достраивали храм уже после победоносного возвращения русского войска. Существует также версия, что Успенский собор Дмитрий Донской заложил уже после возвращения с Куликова поля, а упоминаемая в летописях "новая каменная церковь" обрушившаяся в 1380 году, есть некая другая церковь. Вряд ли это так. Каменное строительство было для тех времён занятием слишком многодельным, чтобы в Коломенском кремле почти одновременно строилось несколько каменных храмов. И неупоминание в летописи названия церкви (говорится просто, что "новая") служит косвенным доказательством её единственности. То есть новая церковь в Коломне была одна, и летописец не имел нужды в её дополнительном обозначении.
Первый исследователь памятника Н. Н. Воронин в процессе археологических изысканий выявил внутри стен существующего собора фундаменты здания – предшественника и отнёс их к ХIV столетию. В 1960-х годах Б. Л. Альтшуллер стал развивать гипотезу, выдвинутую Ворониным, что белокаменный собо Дмитрия Донского не дожил до описи 1578 года, тем более до посещения Коломны в 1654 году Павлом Алеппским. По его мнению, в начале ХVI века древнее здание было капитально перестроено, а существующий собор – не второе, а третье каменное здание на этом месте. На эту мысль Альтшуллера навело изучение нижних частей стен собора кон. ХVII столетия, сложенных из материала разборки какого-то белокаменного здания – предположительно Успенского собора. Квадры этих стен размерами и фактурой напоминают облицовочные блоки зданий кон. ХV-нач. ХVI веков. О существовании в древней Коломне соборной церкви – предщественницы Успенского собора косвенно говорит факт венчания здесь в 1366 году Дмитрия Донского и Евдокии Суздальской. О местоположении первой соборной церкви города сейчас можно только гадать. Теоретически, она вполне могла находиться на месте Успенского храма, однако данные археологии не дают сегодня ясного ответа на этот вопрос. Тем не менее, для своей эпохи коломенский Успенский собор представлял собой весьма грандиозное сооружение. Проведённые исследования показывают, что он был гораздо масштабнее современных ему московских храмов и ориентировался в большей степени на Успенский собор Владимира. Очевидно, Дмитрий Донской придавал немаловажное значение подобной преемственности. Собор имел шесть столпов (тогда как тогдашний Успенский собор Московского Кремля – всего четыре, высокий подклет и три главы на "горке" кокошников. В 1392 году его расписали фресками. В летописи сказано: "Подписана бысть на Коломне церковь каменная соборная Успенья, иже созда князь великий Дмитрий Иванович дотоле еще за 10 лет". Вполне возможно, что в работе над фресками Успенского собора принимал участие Феофан Грек.
Сохранился драгоценный для нас рассказ Павла Алеппского об убранстве древнего Успенского собора. Рассказчик посетил Московское государство в середине ХVII века, когда древний храм доживал свои последние годы. Вот что писал он: "Четвертая церковь, именно соборная, есть великая церковь, кафедра епископа. Она весьма величественна и высока и как бы висячая; в нее всходят по высокой лестнице с трёх сторон, соответственно к трем ее дверям. Она вся из тесаного камня, приподнята на значительную высоту и кругом имеет кайму скульптурной работы во всю толщу ее стен. Косяки дверей и окон походят на отшлифованные колонны – работа редкостная, так что косяки кажутся изящными, как тонкие колонны. Церковь имеет три высоких купола, снизу приподнятых. Верх большого купола покрыт кругом красивыми, четырехугольными, резными из деревянных досок фигурами в виде крестов величиною с ладонь. На куполах – позолоченные кресты. Большой купол находится над хоросом, остальные два – над обоими алтарями, ибо церковь имеет три алтаря, как обыкновенно все их церкви. Один из них во имя св. Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского; в нем имеются его иконы. Здесь постоянно совершается литургия. Главный алтарь имеет три больших окна со стёклами… Крыша… походит на кедровую шишку или артишок; она ни плоская, ни горбообразная, но с каждой из четырёх стен церкви есть нечто вроде трех арок, над которыми другие, поменьше, потом еще меньше – кругом купола – очень красивое устройство. Все покрыто досками для защиты свода от дождя и снега, дабы он не портился. Под этой церковью много склепов и подвалов. Над нартексом есть ещё ярус, где помещается казнохранилище епископа…" Стоит упомянуть, что в этом храме служил святитель Иов, епископ Коломенский, ставший первым патриархом Русской церкви.
Увы, в 1672 году Успенский собор, построенный при Дмитрии Донском, разобрали. Причиной была выставлена ветхость. Но, возможно, коломенскому архирею (им тогда был епископ Иосиф, вскоре смещённый с кафедры по обвинению в жестокости к подчинённым, а затем покаявшийся и после смерти прославившийся чудотворениями) существующий соборный храм просто казался уже недостаточно торжественным. Благоговейного трепета перед старинными камнями тогда никто не испытывал, и, таким образом, ничто не мешало коломенскому владыке построить новый собор, сообразный с его представлениями о благолепии. Строительство длилось около десяти лет; епископ Иосиф его завершения, к сожалению, не увидел. Освящали собор при епископе Никите, выходце из Кирилло-Белозёрского монастыря (он кстати, был духовником Патриарха Никона, когда тот находился в северной ссылке). При нём же возвели и шатровую колокольню, сохранившуюся по сей день. Успенская шатровая колокольня была построена в 1692 году. Колокольня покоится на фундаменте церкви Николы Зарайского, которая была построена в память о "гостившей" в Коломне чудотворной иконы Николы Зарайского в 1513 году. Некогда звонница украшалась башенными часами и набором колоколов, самый большой из которых "Мещаниновский" весил 800 пудов (12800 кг) был назван так по фамилии Ивана Тимофеевича Мещанинова, на чьи средства он был приобретён и поднят на соборную колокольню. Сейчас на колокольне находятся колокола, самый большой из которых "Пимен", поднят в 1990-х годах, весит 400 пудов (6400 кг).
Собор строился с 1672-1682 гг. по образцу Спасо-Преображенского собора в Нижнем Новгороде мастером Мелентием Алексеевым "с товарищи". Стоит сказать, что при постройке новый собор имел деревянную кровлю "о четырнадцати фронтонах" (каждое прясло было покрыто на два ската), и лишь после пожара 1739 года это своеобразное покрытие заменили обычной четырёхскатной железной крышей. Тогда же разобрали и хоры, существовавшие изначально. Но лестница, ведшая на них (она устроена прямо в толще стены), осталась. В начале 1770-х годов в соборе установили резной пятиярусный иконостас, сохранившийся до наших дней. Причт храма в последней трети ХVIII века составили: настоятель протоирей Григорий Иванов, ключарь иерей Петр Васильев, иерей Филипп Григорьев, два диакона, два псаломщика и два пономаря. Певчих было восемнадцать человек. В 1799 году Коломенскую епархию упразднили, к немалой горести жителей города. Её перевели в Тулу, куда перевели и архирейский дом. Последний коломенский епископ Мефодий (Смирнов) вывез из собора множество древней утвари, включая великокняжеские и царские вклады.
В 1802 году была изменена форма глав. Была сбита аркатура на барабанах и наличники окон (этот декор был восстановлен в ходе реставрационных работ 1958-1963 гг). Гроза 1812 года обошла Коломну стороной, правда, эта "сторона" находилась весьма близко, враг стоял в соседних Бронницах, ждали, что он вот-вот займёт и Коломну. Следующие сто лет Успенский собор пережил без каких-либо потрясений. В 1880 году в соборе торжественно праздновалось 500-летие Куликовской битвы. В 1904 году в нём совершил литургию св. Иоанн Кронштадтский. После богослужения о. Иоанн возглавил крестный ход, в котором участвовала едва ли не вся Коломна. В 1913 году в Успенском соборе служил настоятель Старо-Голутвина монастыря архимандрит Варсонофий (Плиханков), прославленный ныне в сонме Оптинских старцев. Словом, жизнь шла обыкновенным образом вплоть до прихода к власти большевиков.
В 1929 году, после ареста епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого), Успенский собор окончательно закрыли. Убранство его подверглось разграблению, равно как и могилы архиреев, погребённых в нём. Началась эпоха запустения. В 1958-1963 гг была проведена косметическая реставрация памятника архитектуры, но уже в 1980-е годы он выглядел заброшенным и ветхим. Трудно себе представить, что ещё в 1970-е годы заброшенное здание собора, обросшее со всех сторон бурьяном, горделиво стояло в историческом и священном центре Коломенского кремля.
В 1989 году Успенский собор возвратили верующим. Вокруг храма сложилась приходская община, постепенно началось его восстановление. Оно продлилось десять лет. После реставрации, в день Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 1999 года, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятили Свято-Успенский собор. Коломенский Успенский собор имеет весьма внушительные размеры и несколько архаичный – для своего времени – облик. В это время в русском зодчестве "взыграло" увлечение богатым декором. Изразцы, "каменная резьба", росписи – всё это находило широчайшее применение в тогдашнем храмоздательстве, особенности, если речь идёт о Москве – а Коломна всегда входила в московский "ареал влияния". Именно в 1670-1680-е годы в Москве появляются такие известные "узорчатые" храмы, как Троицы Живоначальной в Останкино, Григория Неокессарийского на Полянке, иконы Божией Матери "Знамение" за Петровскими воротами.
Успенский собор значительно отличается от московских памятников своей эпохи и заставляет вспомнить о городских и монастырских соборах ХVI столетия. Тем не менее признаки "новейших веяний" в его архитектуре присутствуют. Это, прежде всего, чёткая двухъярусность фасадов и произвольная расстановка лопаток. Последнее означает, что расположение внутренних столпов не соответствует расположению лопаток. Восточный и западный фасады разделены лопатками на три прясла, южный и северный – на четыре. Таково же устройство фасадов, например, Софийского собора в Вологде. Но в Софийском соборе положением лопаток мотивировано положением внутренних столпов (их шесть), тогда как в Успенском соборе столпов всего четыре, и они "не привязаны" к оформлению фасадов. В сущности, главные достоинства собора – простота и монументальность. Двухсветный четверик в плане представляет собой квадрат со стороной 22 м. Стены собора сложены в нижней части из белого камня, оставшегося от постройки ХIV века (высота блока 25 см, длина – 18-45 см), выше начинается кирпичная кладка (размеры кирпича несколько больше современных и составляют 29х15х9 см). Мощный четверик, представляющий собой в плане квадрат, почти лишён какой-либо декоративной отделки. Исключение составляют лишь колончатые наличники, входные порталы и скромный профилированный карниз. Наличники, впрочем, тоже оформлены очень сдержанно. Под стать четверику – величественное пятиглавие, сменившее трёхглавие собора Дмитрия Донского. Высота его (без крестов) почти равна высоте четверика. Алтарные апсиды также имеют богатырский вид, в особенности средняя. Обратим внимание, что завершения оконных наличников верхнего яруса, решённые в виде треугольников, сливаются с карнизом. Главы Успенского собора имеют классическую луковичную форму и стоят на высоких световых барабанах, оформленных аркатурно-колончатым поясом (что тоже является своего рода классикой). Кстати, во время ремонта, которому подвергся собор в 1890-е годы, барабаны лишились аркатурного пояса, а окна – наличников. Эти украшения восстановили советские реставраторы только в 1958-1963 гг. Будучи парадным, западный фасад имеет некоторые особенности в оформлении. Во-первых – обратим внимание на богато декорированный входной портал. Это, пожалуй, единственная деталь внешнего убранства собора, о которой можно сказать, что она действительно "богата". Над карнизом, ограничивающим нижний ярус фасада от верхнего, мы можем видеть образ Успения Пресвятой Богородицы. Любопытно, что подобная икона находилась ещё над дверями старого Успенского храма, о чём писал Павел Алеппский: "Над большой дверью образ Успения Богородицы, дабы народ знал имя церкви. Таков у них обычай во всех их церквах, и какой это прекрасный обычай!". Южные двери собора оформлены гораздо скромнее западных, как и положено им по чину – ведь главными они никогда не являлись. Справа от западных дверей собора в стену встроена доска, повествующая о погребении "на месте сем" тела епископа Коломенского Феодосия (Михайловского-Прокофьева; 1723-1787). Он управлял Коломенской епархией почти четверть века.
Основную достопримечательность внутреннего убранства Успенского собора составляет иконостас. Его установили в 1772 году, и он сравнительно благополучно пережил и ремонт конца ХIХ века, и советскую эпоху, утратив в это время "лишь несколько деталей". В некоторых источниках иконостас коломенского собора поименован "барочным", однако в строгом смысле слова это не так. Барокко к началу 1770-х годов утратило свои позиции. Новый стиль – классицизм – вышел на архитектурные подмостки, затронув в том числе и архитектуру малых форм, к каковой традиционно относят иконостасы. Классицистические иконостасы гораздо строже барочных. Даже "самая резная" его деталь – Царские врата – подчинена строгой эстетике классицизма. Иконостас состоит из шести рядов, причём во всём соблюдена столь характерная для классицизма симметрия: три "высоких" ряда чередуются с тремя "низкими". Колонны с капителями коринфского ордера задают вертикальное восприятие иконостаса. Иконы, конечно, в ХХ веке были утрачены и в новейшее время написаны заново. Надо при этом понимать, что прежние образа, в отличие от нынешних, носили "живописный" характер, как большинство икон той эпохи. Что касается росписей собора, то они выполнялись в самом начале ХIХ столетия (1802-1804), при настоятеле протоирее Михаиле Дроздове, отце митрополита Московского и Коломенского Филарета. Поновили роспись и в 1890-е годы, когда в соборе проводились масштабные ремонтные работы, о которых свидетельствует сохранившаяся надпись: "В благополучное царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра III освятися св. престол и храм сей во имя Успения Пресвятой Богородицы, после полной реставрации Высокопреосвященнейшим Сергием Митрополитом Московским и Коломенским в лето от Рождества Христова 1894 в 30 день месяца июля". Росписи в советскую эпоху серьёзно пострадали и потребовали кропотливой реставрации. Среди сюжетов, сохранившихся наиболее полно, – "Успение Пресвятой Богородицы".
Все фотографии выполнены автором этой статьи. Если Вам понравилась эта статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы узнавать историю того или иного храма России.