28 апреляПутешествияБольше по теме
Чуть более ста лет назад Красное Село было блестящей императорской резиденцией: царские дворцы, ухоженные парки. На сцене местного театра выступали знаменитые артисты, а с трибун ипподрома за скачками наблюдали «сливки» петербургского общества. Летом же Красное Село превращалось в воинскую столицу страны: учения, парады, смотры — тысячи солдат и офицеров. Аристократический лоск с городка давно сошел, а вот воинским центром, хотя бы в масштабах Петербурга, Красное Село можно назвать и сегодня. Здесь находится первый храм, открывшийся как храм военного благочиния, — Троицкая церковь, одна из старейших в Петербурге.
Церковь Троицы Живоначальной в Красном Селе является неотъемлемым украшением этого города и таит в себе историю, полную загадок и противоречий. Здесь, в этом сакральном храме, молились августейшие особы Дома Романовых, начиная с Екатерины I и заканчивая последним государем Николаем II. Построенная «во имя святой Троицы, с приделом святой великомученицы Екатерины», она в разные времена служила местом возношения молитв, кинотеатром, домом культуры.
Село Красное было основано Петром I в 1709 году, когда по его указанию крестьяне из подмосковного Красного Села были переселены под Петербург с целью увеличения русского народонаселения этих мест, заметно обезлюдивших в годы шведского владычества. Русские переселенцы образовали на новом месте три слободы, соответствующие по названиям слободам подмосковного Красного Села – Павловскую, Братошинскую и Коломенскую. Петр Великий подарил Красное Село императрице Екатерине I, которая отстроила здесь дворец и деревянную церковь во имя святой великомученицы Екатерины.
В 1733 году духовное правление издало указ о том, чтобы "в Красном Селе строить церковь каменную, во имя святой Троицы, с приделом святой великомученицы Екатерины". Императрица Анна Иоанновна выделила на ее строительство из своих личных средств 350 рублей. Постройка каменной церкви производилась по плану архитектора Ивана Яковлевича Бланка, и 20 июля 1735 года её главный престол был освящен настоятелем Исаакиевской церкви в Санкт-Петербурге протоиереем Иосифом Чедневским.
В числе исторических достопримечательностей красносельского храма особенный интерес представляют священные сосуды и Евангелие, принесенные в дар епископом Архангельским и Олонецким Вениамином. Замечателен также образ святого Симеона Богоприимца с Предвечным Младенцем, поступивший в красносельскую церковь в 1800 году по повелению императора Павла Петровича. Для украшения этого образа императрица Мария Федоровна пожаловала свой бриллиантовый перстень. Икона была обретена 11 мая 1800 года близ дороги из Павловской слободы Красного Села в Петербург и прославилась многими бывшими от нее чудесами и исцелениями. Впоследствии на месте её обретения была построена каменная часовня, и ежегодно 11 мая из Троицкой церкви к ней совершался Крестный ход. В настоящее время этот образ находится в красносельской Александро-Невской церкви.
Кроме этого, заслуживает внимания медное литое позолоченное паникадило, на большом шаре которого находится следующая надпись: "Сие паникадило Ее Императорского Величества, Всепресветлейшей, Самодержавнейшей Великой государыни Императрицы всея России Елисаветы Алексеевны, Копорского уезда, в село Красное, к церкви св. Живоначальныя Троицы, выписано из Стокгольма в 1750 году, вывезено на корабле санкт-петербургского купца Ивана Чиркина". Одной из главных святынь храма до разорения церкви богоборцами, считался серебряный вызолоченный осьмиконечный напрестольный крест, внутри которого, в свою очередь, находился другой – кипарисовый, с 72 частицами святых мощей и других святынь. В храм он был пожертвован в 1853 году красносельской крестьянкой Марией Никитичной Алексеевой.
Храм изначально планировался двухпрестольным. Но позднее, в 1738 году к церкви был пристроен левый придел Святителя Николая, освященный, однако, лишь в 1761 году. Придел Святой Великомученицы Екатерины был освящен в 1737 году. В 1822 году в средней части храма, с правой стороны, был устроен придел Святых Праведных Симеона и Анны, освященный в том же году настоятелем Петропавловского собора в Петропавловской крепости протоиереем Стахием Колосовым. В 1851 – 1854 годах церковь подверглась частичной перестройке и расширению по проекту архитектора А. И. Резанова, при участии А. М. Камуцци, сохраняясь в таком виде на протяжении последующего столетия. В том же 1854 году церковь была обнесена оградой с небольшой каменной часовней (по проекту Резанова) в её юго-западной части.
Колокольня храма была достаточно высокой и вместе со шпилем имела высоту около 32 метров. Находившийся на возвышении храм был виден издалека. Главным внутренним украшением храма являлся высокий пятиярусный иконостас белого цвета с золочеными украшениями. Стены и своды храма были украшены расписными орнаментами. При входе в церковь, с правой стороны, помещалась памятная доска с надписью о её закладке. На колокольне находилось, в общей сложности, десять колоколов, самый большой и старый из которых, весом 2,68 тонны, был отлит ещё в 1764 году.
В 1890 году по инициативе протоиерея Михаила Смирнова в Красном Селе была открыта первая церковно-приходская школа, находившаяся в наемном помещении. В 1903 году для школы было построено новое деревянное здание, что позволило увеличить число обучавшихся в ней детей до 160 человек.
Троицкая церковь продолжала быть действующей до 1937 года. В 1938 году Троицкая церковь была официально закрыта, а здание стало служить тюрьмой. Во время немецкой оккупации в 1941 г. разрешено было использовать строение храма под богослужения, и около двух лет оно выполняло эту функцию. В ходе Великой Отечественной Войны церковь была сильно разрушена, в постройках зияли пробоины от снарядов и пуль. Здание стояло никому не нужное и заброшенное. С 1948 года проводились работы по восстановлению и перестройке здания храма под Дом культуры, что сопровождалось искажением его исторического облика. В 1950-е годы был полностью разобран купол с барабаном, снесен верхний ярус колокольни со шпилем, утрачены часы на ней, была заложена большая часть оконных и дверных проемов, сбит декор, уничтожены алтарные апсиды, а на их месте были возведены двухэтажные подсобные помещения. От постройки Бланка сохранилась только трапезная, от перестроек А. И. Резанова — северная и южная стены основного объема, западный фасад и частично система перекрытий. Интерьеры церкви были полностью перепланированы. В притворе возникла касса, в трапезной — танцплощадка. Основной объем бывшей церкви превратился в зрительный зал со сценой и балконом. С 1960 года оно еще больше видоизменилось – разрушили верхнюю часть колокольни и купол. В нём разместился дом культуры, а позднее часть здания стали арендовать для показа видеофильмов. Здесь любили крутить заграничные ужастики, триллеры и различные кинофильмы.
В 1990 году было принято решение о проведении в здании ремонтно-реставрационных работ. До возвращения храма приходу предусматривалось устройство в нем лекционно-концертного зала. С 9 ноября 1994 года здание использовалось совместно Домом культуры и епархией.
С 1995 г. храм стал постепенно восстанавливать свое предназначение. Сначала под богослужения отводилась только его часть, которую занимала маленькая православная община. Троицкую церковь постепенно восстанавливали – залатали зияющие дыры, оставленные Великой Отечественной Войной, восстановили внутреннее красивейшее убранство, реконструировали купол и выстроили заново колокольню со шпилем. Малое освящение храма состоялось 25 января 1995 года.
Полная передача храма приходу состоялась в 1998 году, после чего начались реставрационные работы: в 1996—1998 годах была полностью восстановлена колокольня, позднее — алтарные апсиды, а в 2002—2003 годах — купол. Восстанавливали церковь всем миром. Помогали и рядовые граждане, и городские предприятия. Большой вклад внесли строительная компания «Мостоотряд № 19», дочерние структуры «Газпрома», некоторые депутаты, руководство сетевых магазинов "Компьютерный мир" и др. И вот, с 2003 года, храм полноценно функционирует, сияя восстановленным убранством в стиле аннинского барокко и величественностью фасадов.
Каменная Троицкая церковь была выстроена в стиле аннинского барокко, украшена изящной колокольней с 32-метровым шпилем. Восхитительно было ее внутреннее убранство – стены и своды были украшены красивейшими расписными барочными орнаментами. В центре был расположен белый иконостас из пяти ярусов, сплошь покрытый золочеными украшениями, который, к сожалению, был разрушен в военное время. Колокольня, венчающая здание, была видна издалека путникам, идущим по дороге в Санкт-Петербург. Во время процветания храма колокольня имела десять разных по размеру колоколов, наибольший из которых весил около 2,68 тонны. Его отлили в 1764 году. Отливку колокола, который заменил его в современности, произвели в 2002 году. В советское время все колокола были сброшены и увезены на переплавку.
Высота Троицкого храма от земли до купола 10.7 метра; купол с фонарём до креста тоже имеет высоту – 10.7 метра; длина храма 35.7 метра, а ширина 27 метров. Высота колокольни 19.2 метра, а её шпиля – 9.9 метров.
25 января 1995 года, после чина малого освящения, в здании были возобновлены богослужения. В 1998 году оно было полностью возвращено православной общине, и в нем начались капитальные реставрационные работы. В 1995 году Троицкая церковь была включена в число объектов исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.
Все фотографии выполнены автором этой статьи.