30 апреляПутешествияБольше по темеКультураБольше по теме
Белоснежная церковь на берегу местной речки Карасты является неотъемлемым культовым украшение города Ломоносова (Ораниенбаума). Она стоит у спуска с верхней террасы города, напротив входа в парк старинной усадьбы Ораниенбаум и, несомненно, является доминантой Дворцового проспекта! Однако она моложе усадьбы почти на полтора столетия, а свой нынешний облик приобрела лишь в начале 20 века.
Церковь в Троицкой слободе долго служила главным храмом для жителей приусадебных поселений. А после опалы князя Меншикова, первого владельца Ораниенбаумского дворца, его дворцовую церковь святого Пантелеймона сделали доступной для населения. Так до самой революции горожане и посещали её. Однако город разрастался, и количество жителей неизменно увеличивалось. А когда в 19 веке Ораниенбаум стал приморским курортом, и летом наполнялся дачниками, в дворцовом храме становилось тесно. Назрела необходимость строительства новой городской церкви.
В 1849 году скончался владелец усадьбы великий князь Михаил Павлович, которого горожане почитали своим благодетелем. В память о нём, с позволения его вдовы, великой княгини Елены Павловны, на въезде в усадьбу была построена деревянная церковь с колокольней на каменном фундаменте (1865-1866, арх. Г. Прейс). В 1866 году она была освящена во имя святого архангела Михаила, покровителя умершего владельца усадьбы, а в 1902 году получила статус собора. Но население городка вновь выросло. К началу 20 века в Ораниенбауме проживало уже около 7 тысяч человек. Старый храм становился тесен, да и обветшал почти за полвека. Было решено пристроить к нему каменную колокольню (1907), но она не только не решила проблему, но вдобавок диссонировала с деревянной церковью.
Первоначальный проект храма был создан архитектором Н. А. Фроловым, но он не удовлетворил комиссию Академии художеств, которая вернула его на переработку. Тогда церковно-приходское попечительство обратилось к Александру Константиновичу Миняеву, художнику-архитектору Петергофского дворцового управления. Новый проект был выполнен в псковско-новгородском стиле и утверждён Академией художеств 7 мая 1911 года. Как и многие другие храмы, возводившиеся в начале 1910-х годов, Михайловский собор был посвящён 300-летию дома Романовых, которое торжественно отмечалось всей Россией в 1913 году. Сбор средств на строительство храма был объявлен 2 февраля 1910 года, а уже в августе того же года, после молебна, начался подготовительный этап строительства – рытьё траншей под фундамент. Весь кирпич и камень для постройки, а также девять колоколов для нового звона приобрёл Д. Е. Виноградов, ставший главным жертвователем.
Церемония закладки состоялась 21 августа 1911 года, её провёл епископ Нарвский Никандр, совершивший Божественную литургию в старом деревянном соборе, вокруг которого уже возвышались стены нового, каменного. После литургии все присутствующие – а среди множества верующих были почётные гости из Петербурга, военные, знатные горожане и даже обер-прокурор Святейшего Синода, – прошли крестным ходом к месту закладки, епископ Никандр положил мраморную плиту и монеты. Казалось, всё идёт хорошо и совсем скоро собор будет выстроен. Однако через год обнаружилось, что собранных средств не хватает, и строительство было заморожено. Заморожено не только в переносном, но и в буквальном смысле – из-за резких осенних холодов не удалось завершить даже начатые железобетонные работы. Положение спас новый жертвователь – местный житель Михаил Петров. Благодаря его стараниям строительство и отделку собора удалось завершить к назначенному сроку – 30 января 1914 года.
Во время возведения нового храма вся церковная утварь, иконы, престол и аналои находились в Ораниенбаумском доме трудолюбия, там же и совершались богослужения. Накануне назначенного праздника все эти священные предметы вместе с воздетыми крестами и хоругвями были торжественно перенесены в новый собор под перезвон его колоколов. Настоятель протоирей Иоанн Разумихин отслужил в переполненном храме всенощное бдение с литией. Наутро вся местность вокруг собора была украшена к празднику. Из Петербурга прибыл митрополит Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский), в недалёком будущем прославленный в сонме новомучеников. Вместе с ним на торжество освящения пожаловали высокие гости – санкт-петербургский генерал-губернатор граф А. В. Адлерберг и посланник Его Величества флигель-адьютант граф А. А. Игнатьев, присутствовало также множество других приглашённых.
Митрополит Владимир совершил водосвятный молебен, а затем возглавил торжественный крестный ход вокруг храма, во время которого окропил стены собора святой водой и освятил главный престол во имя святого Архистратига Михаила (два других престола – во имя святого Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери – были освящены причтом собора без участия владыки спустя несколько дней, 5 и 7 февраля 1914 года соответственно). После совершения литургии митрополит Владимир в течение часа благословлял собравшийся на площади перед храмом народ и богомольцев, а затем прошёл к месту упокоения первого настоятеля Михайловского прихода, который тогда располагался ещё в деревянном храме, отца Гавриила Любимова, где совершил краткую литию с возглашением вечной памяти храмоздателю.
Отец Гавриил много участвовал в благотворительной деятельности, был любим и уважаем в народе, к его слову прислушивались. Поэтому прихожане с увлечением поддержали идею своего настоятеля Пантелеймоновской церкви при дворце, обратиться к вышестоящим церковным властям (а именно к протопресвитеру придворного духовенства В. В. Баженову) с просьбой… нет, не построить новый храм, а всего лишь выдать книжку для сбора пожертвований – люди хотели построить свою приходскую церковь на собственные деньги. Разумеется, подобное прошение не могло встретить отказа, и в 1856 году начался сбор средств на строительство новой церкви. Место для неё уже было определено – на углу Большого, или Дворцового проспекта и Екатерининской улицы, то есть в самом центре города. Выбрали прихожане и небесного покровителя для будущего храма – Архистратига Михаила, в память о недавно почившем великом князе Михаиле Павловиче, который последние годы владел Ораниенбаумом.
Сбор средств на возведение храма продолжался без малого десять лет, и лишь в октябре 1865 года начались строительные работы. Зато теперь дело пошло быстрее, и уже год спустя, в декабре 1866 года, были освящены главный престол во имя святого Архистратига Михаила и левый придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Спустя полгода после освящения Казанского придела, в июне 1867 года был освящён правый придел во имя святителя Николая Чудотворца и в память об императоре Николае I. Этот придел был устроен на средства одного из главных жертвователей храма – богатого лесопромышленника Николая Ивановича Русанова (возможно, захотевшего таким образом воздать хвалу и своему небесному покровителю тоже). Семейство почившего великого князя Михаила Павловича принесло новой церкви ценные дары – вдовствующая великая княгиня Елена Павловна преподнесла в дар деревянный золочёный иконостас с резными царскими вратами, а великая княжна Екатерина Михайловна пожертвовала церковную утварь из золочёного серебра и дорогое напрестольное Евангелие.
Поначалу новоосвящённый храм был отнесён к дворцовой Пантелеймоновской церкви, но 30 марта 1895 года указом императора Александра III Михайловская церковь вместе с Троицкой кладбищенской церковью и церковью в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" в селе Мартышкине были приписаны к епархиальному ведомству с учреждением отдельного прихода. Его настоятелем стал тот самый протоирей Гавриил Любимов, который почти сорок лет назад ратовал о строительстве новой церкви. К сожалению, спустя четыре года отец Гавриил скончался в возрасте 79 лет и был погребён в левом приделе созданного его заслугами храма. Каждый год в праздник святого великомученика Пантелеймона, 27 июля, из Михайловского собора совершался крестный ход к дворцовой Пантелеймоновской церкви, где помещалась храмовая икона святого целителя, особо почитаемая местными жителями.
25 января 1902 года указом Святейшего Синода Михайловская церковь была возведена в ранг соборного храма и стала именоваться Ораниенбаумским собором Св. Архистратига Михаила. В 1907 году была выстроена каменная трёхъярусная колокольня, нижней частью примыкавшая к собору. Когда она была готова, прихожане поняли, что в глаза бросается прежде всего не красота новой колокольни, а то, насколько бедно и скромно смотрится на её фоне сама старая деревянная церковь. Это стало решающим аргументом в пользу строительства нового каменного собора, соответствующего колокольне. Так же как и полвека назад, прихожане обратились к церковному начальству с прошением о разрешении сбора пожертвований на новый храм.
Построенный и освящённый в 1914 году, новый храм выглядел под стать колокольне! Величественное здание в неорусском стиле было видно издалека, что неудивительно – высота храма достигала 36,5 метров. Стены, завершённые закомарами, были прорезаны красивыми узкими окнами, а весь храм увенчивался огромным куполом. 30 января 1914 года состоялось освящение собора Михаила Архангела. Империя, чьи годы уже были сочтены, доживала последние мирные месяцы. Уже 28 июля началась Первая мировая война, а позже случился Октябрьский переворот 1917 года. Увы, небесный архистратиг, предводитель ангельского воинства, не смог защитить страну от всех бедствий, которые принес ей ХХ век.
В 1932 году храм был закрыт, в его здании разместился склад (долгое время в помещениях располагалось овощехранилище). Судьба внутреннего убранства, включая иконостас из тёмного дуба с позолотой, вырезанный кашинским мастером Полушкиным, осталась неизвестной.
В советские годы единственным действующим храмом в Ораниенбауме, получившем в 1948 году имя Ломоносова, оставалась небольшая кладбищенская Свято-Троицкая церковь. Но вот наступили новые времена. В 1988 году объединённая община верующих из Ломоносова, Кронштадта и Петергофа подала прошение о возвращении бывшего Михайловского собора Русской Православной Церкви. "Он стоял поломанный, купола пробиты, накрененные, по стенам вода течет, но храм – великолепный", – вспоминал очевидец и главный участник событий Сергей Николаевич Спицын, петергофский художник, участник Великой Отечественной войны и председатель воссозданного церковного совета. Ленинградский исполком дал добро на возвращение храма верующим, однако из Смольного был получен запрет. Не помогло и ходатайство будущего Патриарха Кирилла, в те времена ректора Ленинградской духовной академии. Но община верующих не растерялась. В те дни в Москве проходила знаменитая ХIХ партконференция – первая в период перестройки и гласности, несущая множество прогрессивных изменений и реформ. Церковный совет под руководством Спицына отправил в Москву пространную телеграмму – в ней цитировалось принятое постановление, в котором говорилось о невмешательстве партийных органов в решение гражданских властей и указывалось на то, что партийные власти из Смольного препятствуют возвращению храма при согласии гражданских властей. Это помогло, и Михайловский собор в том же 1988 году был возвращён верующим. В октябре состоялся молебен по случаю начала восстановительных работ, а повторное освящение храма произошло 2 февраля 1992 года. Боковые приделы собора были заново освящены в 1994 году.
Архитектура собора Архангела Михаила, возведённого в самом начале ХХ столетия, вполне соответствовала своей эпохе. Подобный стиль получил название неорусского, вдохновение его сторонники черпали в исторических традициях русского зодчества. Интерес к собственному художественному достоянию возник в стране уже в ХIХ веке (на волне национального подъёма после войны с Наполеоном) и продолжал развиваться и углубляться вплоть до революционных событий. Первым наглядным примером возрождения отечественной архитектуры стал русско-византийский стиль, который противопоставлялся западноевропейской традиции и соответствовал средневековым византийским образцам, воплощая, таким образом, идею преемственности Православия. Благодаря изысканиям К. А. Тона, наиболее заметными чертами в новой церковной архитектуре стали центрально-купольный тип храма, увенчанного большим барабаном, опирающимся на компактное в плане основание, а также сложный декор с использованием разноцветных деталей. Мода на национальные традиции оказалась стойкой и в начале ХХ века воплотилась в так называемый псевдорусский стиль, подразумевавший вольную романтическую интерпретацию исторических элементов. Этот подход оказался очень популярным в период русского модерна и был особенно востребован в интерьерах. Что касается внешнего облика построек, здесь появились самые разные вариации. Одной из них стало подражание средневековому зодчеству русского Северо-Запада, в котором архитекторов привлекали прежде всего лаконичность и торжественная простота.
Архитектурная школа Новгорода и Пскова сложилась в ХIII веке и за три последующих столетия приобрела собственные узнаваемые черты: массивные белокаменные стены, лишённые прихотливого декора, небольшие звонницы и скатные крыши, столь уместные в суровом климате. Ощущение величия и силы, исходящее от старинных храмов, постарались воплотить и зодчие ХХ столетия. В оформлении традиционной для северных храмов колокольни присутствуют наиболее распространённые в Средние века элементы. Таковы, например, узоры, выложенные фигурным кирпичом: рельефные кресты, арки и наличники окон не контрастируют со стенами, однако благодаря им высокая белая башня не выглядит громоздкой. Этой же цели призваны служить нарядные кокошники, оформляющие переход к купольному завершению колокольни. Центральный же купол храма опирается на довольно высокий барабан, прорезанный узкими византийскими окнами, и завершает собой скатную крышу. Луковица купола на его вершине напоминает деталь шлема русского витязя. Массивность главного украшения собора уравновешивается малыми башенками, также имеющими луковичные навершия. Тёмный цвет кровли и арок, защищающих окна, на контрасте с белокаменными стенами создаёт картину удивительной графической чёткости. Традиционные килевидные закомары, оформляющие кровлю старинных церквей, в храме Архангела Михаила превратились из конструктивных элементов в декоративные кокошники, выдающие явный интерес создателей собора к исторической архитектуре. Однако в целом собор вовсе не выглядит средневековой реконструкцией. Его очертания и пропорции имеют мало общего с древними приземистыми строениями – ясно, что это вместительное и гармоничное здание предназначено не только для защиты и молитвы, но и для восхищения национальными традициями.
Главный вход в храм украшает нарядный портал, увенчанный образом Архистратига Михаила. Предводитель святого воинства, призванного защищать добро, изображён с мечом и зерцалом – особой сферой, символизирующей предвиденье. На фоне архитектурных деталей, придающих собору вертикальный ритм (кокошников, крутых скатов кровли и каменных столбов ограды), круглая арка, обрамлённая рельефным узором, привлекает внимание и задаёт равновесие всей композиции западного фасада. Элементы, отражающие интерес российского общества к собственной истории и культуре, присутствуют и во внутреннем убранстве храма. В соответствии с эстетикой своей эпохи интерьер демонстрирует влияние национального модерна – стиля, столь любимого в начале ХХ столетия. Внешний вид собора и отделка его основного помещения представляют значительный контраст. Снаружи – величественное белокаменное строение с аскетичным декором, внутри – пространство, напоминающее сказочный терем. По замыслу создателей, основным материалом для его оформления стал резной дуб, украшенный прихотливыми узорами и орнаментами в духе народного искусства. Помимо этого, интерьер дополняют цветные витражные окна в алтарной части и нарядная роспись стен и купола.
Первоначально существовавшие в соборе иконостасы из тёмного дуба изготовлялись в Кашине мастером Полушкиным, а иконы для них написал в Бежецке А. Г. Яковлев. Самыми почитаемыми из них являлись образы Святого Архистратига Михаила в позолоченной ризе и Божией Матери "Державная", расположенные в центральном приделе. Каждая деталь, создавалась с учётом общего стиля – как, например, резные решётки, паникадила с изображением четырёх евангелистов или бронзовые канделябры на стенах и колоннах. Сень над главным престолом имела форму шапки Мономаха; имелись в интерьере и другие реликвии, связанные со славой дома Романовых (например, иконы святых, имена которых носила семья царствующего дома). К сожалению, большая часть первоначального убранства храма не сохранилась, однако участники реставрационного проекта постарались воссоздать былую красоту в соответствии с исторической достоверностью. В частности, роспись алтарной части, притвора и подкупольного пространства, завершённая реставраторами в 2014 году к 100-летию собора, представляет собой традиционное колористическое решение – созвучным, глубоким цветом. Что касается иконографии, то за основу были взяты византийские иконографические типы с элементами "живоподобия" – основной новации русской иконописи в начале ХХ века. Монументальная роспись подчёркивает архитектонику здания и соответствует его внутреннему ритму, создавая впечатление целостного и наполненного пространства. В 2014 г. была звершена роспись притвора и подкупольного пространства собора.
Работа над росписью составила важную часть масштабных работ по восстановлению собора к его 100-летию. Площадь росписи алтаря – 360 кв. м, площадь росписи притвора – 115 кв. м. Техника – масло, восковая эмульсия.
Эскизы росписи и художественное руководство осуществили Марина Жукова и Игорь Бурмистров. В помощь для выполнения росписи были привлечены художники Манвел Мадоян, Андрей Васильев, Ирина Воронова, Арсений Багдасарян, Александр Семьянов, Михаил Савельев (Санкт-Петербург).
Все фотографии выполнены автором этой статьи.