18 июляМанжерок70,1K интересуютсяОренбургская область40,4K интересуютсяДагестан482,3K интересуютсяКаракол28,1K интересуютсяЧукотка211,4K интересуютсяШвеция76,8K интересуютсяЙошкар-Ола62,4K интересуютсяПутешествия686,5K интересуютсяХошимин136,7K интересуютсяЗарайск94,2K интересуютсяПрага317,9K интересуютсяРостовская область145,9K интересуютсяОсака38,4K интересуютсяЛюцерн25,6K интересуютсяБалтийское море72,1K интересуютсяКалининградская область224,2K интересуютсяДальний Восток50,6K интересуютсяЗеленоградск189,4K интересуютсяЧехия233,9K интересуютсяПриморский край33,7K интересуются
Любой человек, который подъезжает к Смоленску на поезде или автомобиле, просто не может не обратить внимание на величественное здание Успенского кафедрального собора, возвышающееся над всем городом, стоящее на Соборной горе и видное издалека почти из любой точки его центральной части. Архитектурный ансамбль Соборной горы Смоленска в том виде, в котором он существует сегодня, сложился в основном к середине XVIII века.
Однако уже в XI – XII веках здесь на вершине холма, возвышающегося над Днепром, как полагают местные краеведы и ряд историков, располагался детинец – административный и религиозный центр Смоленска, в то время одного из крупнейших городов Древней Руси. Соборная гора, на которой находится Успенский собор, – градостроительный ансамбль XII-XVII вв., находится в центре Смоленска и во многом определяет силуэт города. Расположен ансамбль над долиной Днепра на высоком мысу между двумя оврагами, врезанными в береговое плато. Над рельефом местности и ансамблем построек господствует огромное здание Успенского собора. Ансамбль Соборной горы объединяет комплексы собора и архиерейского двора. В XI-XII вв. здесь находился детинец – политический и религиозный центр города. Ров, вал и деревянная стена отделяют его от остальной застройки. Археологические раскопки открыли в вост. части Соборной горы остатки каменного терема, а к юго-западу от собора – фрагменты каменной церкви. В XV-XVI вв., после разорения Смядыни литовцами детинец стал, главным образом, культовым центром, хотя и производил еще впечатление крепости. 13 июля 1611 г., в последний день осады Смоленска поляками, при взрыве пороховых складов рухнул Успенский собор, в котором жители города искали спасения от захватчиков.
В 1660-е гг., уже после возращения Смоленска русскому государству, возводится каменная колокольня, в 1677 г. закладывается новый Успенский собор. Его строительство затягивается до 1740 г. За этот период чуть южнее возводится Иоанно-Предтеченская церковь, митрополичий двор с деревянным домом, а к западу – деревянный Богоявленский собор. Окончание Успенского собора дало толчок к переустройству всего ансамбля. Во вт. пол. XVII в. пристраивается колокольня, церковь Иоанна Предтечи, Богоявленский собор, сооружаются архиерейский дом, консисторий, хлебный корпус. Все постройки обносятся каменной стеной с тремя воротами, другая стена отделяет архиерейский двор от пространства вокруг собора. С зап. стороны для входа с Большой Благовещенской улицы устраивается парадная лестница с видовой площадкой – гульбищем. К северу от лестницы, на красной линии улицы, строится здание служб архиерейского дома. XIX в. не вносит заметных перемен, лишь с юго-востока появляется новая консистория, гульбище Богоявленского собора получает новую ограду, а пространство архиерейского двора делится пополам поперечной стеной. В конце XIX в. после прокладки Троицкого шоссе, Большая Благовещенская улица теряет прежнее значение магистрали и служит лишь для связи с соборным комплексом. Для подъема от Троицкого шоссе делается новая деревянная лестница по оси прежней. Чуть южнее около 1910 г. строится небольшой домик в стиле модерн, а деревянную лестницу вскоре заменяет белокаменная. Основание холма с зап. и вост. стороны укрепляют кирпичной подпорной стеной. На архиерейском дворе возводят каретный корпус – вдоль южного подъезда к собору.
Ансамбль хорошо сохранился до наших дней. В его живописную асимметрию хорошо вошли барочные формы большинства построек. Ядро ансамбля – поднявшийся у края холма над долиной Днепра Успенский собор с колокольней и пространством площади. Его ориентация сильно отклоняется к северу от строго восточного направления. К югу расположен комплекс архиерейских построек вокруг довольно просторного двора. Над сводчатым проездом, связывающим двор и соборную площадь, возведен Богоявленский собор (к западу от Успенского собора). Расположенные по рельефу местности и повернутые под различными углами друг к другу сооружения венчают плато высокого холма. Пространство около Успенского собора не выглядит обособленным. Колоссальный объем собора играет роль общегородской доминанты.
Подход к Успенскому собору направляется широкой лестницей и отдельной колокольней у его северо-западного угла. Ориентируя движение на центр западного фасада собора, эти сооружения в тоже время создают сложное зигзагообразное движение, усложняющее восприятие ансамбля. Архиерейский двор состоит из двух групп зданий – в северной половине (вокруг здания старой консистории) и в южной (вокруг архиерейского дома). В ХVIII-ХIX вв. постройки группировались по западному (у архиерейского дома) и восточному склонам. Восточном центром служил деревянный архиепископский дом, существовавший еще со времени смоленских митрополитов (конец ХVII в.). Он был соединен крытым переходом с домовой Иоанно-Предтеченской церковью. Здание сгорело в 1907 г., и после пожара переход не был восстановлен, а возведенный здесь малоинтересный деревянный дом стал служить кельями. Связь между ним и группой зданий при Иоанно-Предтеченской церкви распалась. Постройки северной части двора сейчас группируются вокруг небольшого дворика к югу от соборной ограды. Центральным зданием стал корпус старой консистории. Справа от него расположена церковь Иоанна Предтечи, с другой стороны двор замкнут низким объемом каретной. С востока старой консистории примыкает более поздней (XIX в.) корпус консистории и архива.
В южной части доминирует архиерейский дом (XVIII в.). Вскоре после его возведения весь двор обнесли каменной оградой, в которую с юга были выстроены здание хлебной и кельи. С юга к деревянному дому 1907 г. примыкает еще один корпус XVIII в., служивший прежде библиотекой. Объемно – пространственная композиция зданий Соборной горы дополнено их колористической группировкой. Все постройки соборного комплекса окрашены в зеленый цвет при белых членениях фасадов, сооружения архиерейского двора сейчас побелены (в конце XVIII в. они были окрашены охрой с побелкой деталей).
Давайте познакомимся сначала с главным храмом Соборного холма – собором Успения Пресвятой Богородицы. Первый собор на этом месте был заложен в 1101 г. Владимиром Мономахом, достроен в 1140–е гг. его внуком Ростиславом. В 1611 г. поврежден взрывом соседних пороховых погребов. Вскоре после этого верх собора был сделан деревянным, и в таком виде здание использовалось униатами. С 1659 г. оно снова стало кафедральным православным собором. В 1674–75 гг. велась разборка стен из-за ветхости. Тогда же царский указ повелел строить новый собор по образцу храма (очевидно, Троицкого) в Александровской слободе (ныне г. Александров Владимирской области). В 1677 г. под наблюдением московского зодчего Алексея Королькова состоялась закладка нового собора. Каменных дел мастер Корольков, руководя строительными работами, отступил от присланного из Москвы проекта и увеличил размеры здания (55×42,6 м). Стремление к увеличению здания и материальные возможности не были согласованы. Строителям пришлось отказаться от возведения сплошной восточной стены, к которой примкнули бы апсиды. Из-за этого в 1679 г., когда собор был возведен уже на высоту 26 метров (примерно до уровня нынешних круглых окон), апсиды, плохо связанные с основным объемом, отошли от него к востоку, угрожая падением. Работы были остановлены и возобновились лишь в 1712 г., когда митрополитом стал Дорофей Короткевич, из Киева. При нем апсиды были разобраны и сложены вновь с выносом меньше на 3 метра. Среднюю апсиду сделали граненой – вероятно, под влиянием украинских соборов этого времени. С этим же можно связать и круглые верхние окна храма, хотя они сделаны позже, при работах 1732-40 гг., когда строительство возглавлял Антон Иванович Шедель – сын архитектора немецкого происхождения Иоганна Готфрида Шеделя (ок. 1680-1752 гг.). Собор получил семиглавое завершение и был освящен в 1740 г.
В 1760-е гг. обрушились западные главы собора. Восстановительные работы с перекладкой сводов продолжались до 1772 г. Сначала ими руководил "вольный бурмейстер" Андрей Кинель, после 1767 г. – переведенный из Твери Петр Обухов. Вместо 7 глав были восстановлены лишь 5 восточных. Центральную главу, рухнувшую еще раз в 1768 г., сделали глухой деревянной. В 1772 г. собор был снова освящен. В его очень индивидуальном облике традиционный для древней Руси тип крупного собора дополнен приемами украинского зодчества рубежа ХVII-ХVIII вв. Декорация же фасадов выдержана в духе барокко середины ХVIII века. Кирпичные стены оштукатурены. К мощному параллелепипеду собора примыкают три слабо выступающие апсиды. Здание завершено сдвинутым к востоку пятиглавием – восточная пара глав поставлена над боковыми апсидами, западная – под серединой основного объема. К северо-восточному углу храма примыкает маленькая ризница. Стены собора разделены пилястрами на 3 прясла. Членения стен, раскреповки и капители, большие круглые окна и проемы с фигурными наличниками усиливают характер грандиозного барочного здания. Круглые окна расположены на апсидах в двух уровнях. Трехступенчатым капителям пилястр отвечают импосты в порталах и наличниках окон. Боковые порталы увенчаны разорванными лучковыми фронтонами с раковиной в тимпане. Более прихотливое завершение западного портала ложится на обрамление круглого окна. Барабаны расчленены восемью пилястрами, над арочными окнами помещены лучковые фронтончики.
Внутри 4-столпного собора западные угловые части ограничены стенами, примыкающими к столбам. Средний неф перекрыт глухими парусными сводами, боковые – крестовыми. Хоры над западной частью связаны деревянными переходами вдоль боковых стен с пространством над алтарем. Круглые окна освещают второй этаж апсид. В алтаре сохранились следы лотков от сводов 1730-х гг. В подклете столпы и перекрытия, относящиеся еще к ХVII в., усилены подпружными лучковыми арками, которые в восточной части направлены по диагоналям ячеек.
Собор расписан клеевыми красками в 1740-х гг. в стиле барокко. Живопись неоднократно поновлялась маслом, что привело к огрублению первоначального колорита. В куполе помещена композиция "Сошествие Святого Духа": фигуры апостолов написаны в свободных, непринужденных позах вокруг центрального изображения Святого Духа в виде голубя. Рисованные картушные обрамления являются своеобразным дополнением к иконостасу. Сюжетные композиции занимают своды боковых нефов и верхнюю часть столбов. Склоны арок расписаны гризайлью.
Великолепный трехъярусный иконостас выполнен в 1730-40 гг. украинскими резчиками С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым. Иконы (позже поновлявшиеся) написаны теми же мастерами. Это – выдающееся произведение в стиле украинского барокко, поражающее грандиозностью размеров и торжественностью облика. На фоне виртуозной позолоченной резьбы эффектно выделяются иконы с ярким насыщенным цветом. В трехчастной композиции антаблементы, разделяющие ярусы, изогнуты в центре, за счет чего выделена динамичная, устремленная вверх часть иконостаса. Иконы (нижнего и верхнего ярусов – с арочным завершением, среднего – овальные) разделены богато изукрашенными колонками, увитыми виноградной лозой, листьями дуба, аканта и клена, цветами подсолнуха.
Особенно выразительна ажурная резьба царских врат, на фоне которой расположены шесть небольших овальных икон. Распятия сгруппированы по три круглые иконы, окаймленные плавно изогнутым прерывающимся карнизом. Выше – скульптурные изображения ангелов. Увенчан иконостас тремя небольшими иконами в резном обрамлении. На флангах по оси боковых врат его завершают высокие двухъярусные киоты, декорированные скульптурой. Общее великолепие дополняют киоты вокруг столбов и епископская кафедра, выполненные к 1743-46 гг. резчиками А. Мастицким, Ф. Олицким и художниками Ф. Каркотским, Ф. Леновым, а также относящиеся к 1740 гг. архиерейское место и надпрестольная сень. Рисунок декоративной резьбы этих произведений, сходный с резьбой иконостаса, несколько суше. Особенно искусно выполнены царские врата – центральная деталь иконостаса. Их венчает резное изображение пеликана, одного из важнейших христианских символов, который кормит своей плотью птенцов. В верхней части иконостаса помещены трёхметровые деревянные скульптуры ангелов. Почти все иконы в иконостасе неоднократно реставрировались и переписывались. Впервые это произошло в 1760-е годы. В 1821 году при Преосвященном епископе Смоленским Иосифе (Величковском), после того как он был переведён на Смоленскую кафедру (3 июля 1821 г.), была “обновлена позолота на иконостасе во всю вышину его под самые своды, исправлена живопись на иконах и исправлены стены”. В 1888 году все иконы были переписаны московским художником-иконописцем Морозовым. В 1900 году владимирский живописец-иконописец Парилов вновь переписал иконы в алтаре Одигитриевского предела.
В 1977-78 году ряд икон местного деисусного и пророческого чина и иконы из круглых медальонов 5-го яруса были очищены реставраторами от позднейших записей. Из всех росписей иконостаса сохранилась в первоначальном виде лишь одна икона “Великий Архиерей”. Христос изображен сидящим на златокованом, богато орнаментированном престоле, одетым в изукрашенный золотым узорочьем саккос и корону, с благословляющей десницею и скипетром и державою в другой руке. Икона писана в удивительно мягком колорите терпких, теплых тонов. В первоначальном виде сохранился запрестольный образ Царицы Небесной в полный рост с Богомладенцем на руках. Особенностью интерьера Успенского сбора является обилие в нем деревянной скульптуры, а так же кафедры, являющей образец резного искусства. Основные мотивы резьбы иконостаса – мотивы пышного украинского барокко – повторяются в оформлении архиерейского места справа и великолепной остроконечной сени, поставленной над престолом на резных золоченых колоннах. Иконостас кафедрального Успенского собора отличается обилием позолоченной резьбы и обилием цветов. О том, как убранство храма влияло на тех, кто входил в него, говорит, один лишь факт: «Наполеон, войдя в собор, изумился его внутренней красотой и, поражённый величием собора, снял шляпу». По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича, французским командованием к собору была приставлена охрана. Правда, во время пребывания французов в древнем городе, из Успенского собора исчез хранившийся там железный шлем убиенного в ХIII веке мч. Меркурия Смоленского, принятый французами за золотой. В августе 1933 года Успенский собор был закрыт безбожными смоленскими властями. В него был перенесен антирелигиозный музей им. Емельяна Ярославского. Внутри собора размещалась антирелигиозная выставка, "гвоздем" которой были размещенные в алтаре чучела животных в священных одеждах. На горнем месте восседал козел в епископском облачении. В экспозиции музея сохранялся древний образ Божией Матери Одигитрии Смоленской, который исчез из собора при невыясненных до сих пор обстоятельствах в первые же дни Великой Отечественной войны, еще до момента вступления гитлеровских войск в Смоленск 15 июля 1941 года. До сих пор место нахождения иконы не установлено.
В 1941 году после вступления в Смоленск немецких войск генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан выкроил время, чтобы ознакомиться со Свято-Успенским собором, который он нашёл невредимым. В центральной и левой частях здания размещался антирелигиозный музей. Правая половина была отведена для богослужений. Генерал вспоминает: "…Серебряный алтарь и подсвечники, видимо, пытались спрятать, но не успели сделать до нашего прихода в город. Во всяком случае, все эти чрезвычайно ценные вещи лежали кучей в центре собора. Я приказал найти кого-нибудь из русских, на кого можно было бы возложить ответственность за сохранение этих ценностей. Нашли церковного сторожа-старика с длинной белой бородой, которому я передал через переводчика, чтобы он принял под свою ответственность ценности и убрал их на место. Ценнейшие позолоченные резные рамки иконостаса были в полной сохранности. Что стало потом с собором, я не знаю". Стоит сказать, что во время оккупации немецко-фашистскими войсками, из соборной церкви исчезло копьё того же мч. Меркурия Смоленского. 3 августа 1941 года в соборе было проведено богослужение для солдат и офицеров вермахта. 10 августа 1941 года, в день празднования иконы "Одигитрии", Смоленской собор был заново освящен православными иереями, после чего в нем была отслужена Божественная литургия. Собор вновь стал действующим и с тех пор уже не закрывался. Во время боев за Смоленск командующий 16-й армией генерал-лейтенант М.Ф. Лукин запретил артиллеристам вести стрельбу по Успенскому собору, используя его как ориентир для наведения орудий.
Бесценным сокровищем собора является Смоленская икона Божией Матери Одигитрия (к главной святыне Успенского собора – иконе Одигитрии Смоленской – ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма.
Икона, к которой сейчас приходят поклониться верующие, в 1812 году сопровождала главнокомандующего русской армией Михаила Илларионовича Кутузова. Перед ней молились войска, принявшие бой на Бородинском поле. В 1912 и 2012 годах образ повторял своё путешествие из Смоленска в Бородино, и в эти дни он встречался с ещё одним участником тех событий – коляской Михаила Кутузова. Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворный список, сделанный в 1602 году.), а также плащаница "Положение Спасителя во гроб", шитая в мастерской Евфросинии Старицкой в 1561 году. Она имеет размеры 177х277 см и выполнена в технике лицевого шитья. Как известно, княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий Воскресенский монастырь близ Кириллова. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских княгини Старицкой – одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в Русском музее (1560).
Плащаница, находящаяся в смоленском Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него вместе с другими ценностями плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору. Другие чтимые иконы собора: образ Казанской иконы Божией Матери, находившийся первоначально в алтаре и вынесенный в левый придел после мироточения 22 ноября 1991 года, образ преподобного Серафима Саровского, который стал особенно почитаем после мироточения 14 и 15 марта 1994 года, а также большое деревянное Распятие в правой части храма, роспись которого приписывается В. М. Васнецову. Перед солеёй Успенского собора в небольшом ковчеге под стеклянным колпаком находится ещё одна смоленская реликвия – причём гораздо более древнего происхождения. Это железные сандалии – фрагмент доспехов мч. Меркурия Смоленского, защитившего в 1239 году город от татар и павшего в битве с ними. «Считается, что первое чудо, зафиксированное в Смоленске, было связано с Меркурием, когда Божия Матерь приказала ему возглавить отряд смолян и выйти на сражение с монголами. У села Долгомостье произошло сражение, смоляне победили, но сам Меркурий, по одному варианту жития, был убит в бою, по другому варианту жития – он был в изнемождении, уснул, и проходивший мимо воин-монгол отрубил ему голову. Ещё по одному преданию – он встал, взял отрубленную голову и принёс её в Смоленск, и люди, поражённые этим чудом, погребли его мощи в древнем Мономаховом соборе». Подвиг, совершённый Меркурием Смоленским, важен и тем, что спасённый им город, как и Великий Новгород, не был разорён татаро-монголами, хотя и платил им дань. Прежде в соборе были и мощи святого, а из доспехов, кроме сандалий, сохранялись копьё и шлем. Но мощи пропали после захвата города поляками в 1611 году, копьё забрали в 1812 году французы, а шлем унесли, по-видимому, немцы в 1940-е годы. Длина здания (по оси "восток-запад") – 52 метра, ширина – 42,6 метра. Высота от основания до креста – 69,7 метров, высота иконостаса – 29,87 метров, расстояние от западных дверей до иконостаса – 34 метра. Успенский собор занимает площадь более 2000 кв. метров. Высота стен четверика – 29,7 м. Четыре мощных столба несут своды и делят собор на 3 нефа. На высоте 18,65 м. устроены хоры. У западного угла здания, в усыпальнице, в 1983 году был устроен придел в честь Собора смоленских святых.
Колокольня Успенского собора, (1660-е гг., 1763-72 гг.) расположена к северо-западу от собора. Выстроена в 1763-72 гг. с использованием частей нижнего яруса старой колокольни, воздвигнутой между 1663-1669 гг. (самое раннее каменное здание Смоленска вт. пол. XVII в.). Судя по иконе "Авраамий и Меркурий" в Успенском соборе, колокольня XVII в. была двухъярусной. Нижний четверик по каждому фасаду был разбит на три крупных ниши либо прясла, в более широких средних были килевидные порталы. Над нишами проходил пояс муравленых изразцов, углы четверика закрывали трехчетвертные колонки с мелкой граненой насечкой на стволах. Ярус звона был восьми или шестигранным, его арки имели балюстрады и килевидные архивольты, завершенные главками. Над купольным покрытием была главка с ценинными изразцами. К концу 1766 и 1772 гг. колокольня была разобрана до верха ниш первого яруса, а потом сложена также 2-ярусной. Архитектором выступил архитектор Пётр Обухов. Кирпичные стены оштукатурены. В новой кладке верхняя часть нижнего четверика включила изразцы и детали декора от старой постройки, на южной стене, обращенной к дворику перед собором, выложен пояс из шести уголков. Два почти равных четверика декорированы 36 колоннами, тосканскими внизу, композитными наверху. Углы нижнего объема закрыты колоннами. Пары колонн нижнего яруса несут разорванные лучковые фронтоны. Соответственно ритму колонн раскрепованы венчающий антаблемент и высокий аттик. Во втором ярусе углы выделены рустом. Завершена колокольня фигурной выпуклой кровлей с ложными люкарнами и главкой. С севера к колокольне примыкает небольшой вертикальный объем помещения для часов, установленных в 1791 г. Часы были изготовлены в 1791 году смоленским мастером В. Соколовым. Внутри колокольня разделена плоскими перекрытиями на три этажа; из первого во второй ведет внутристенная лестница ХVII в. Около колокольни на деревянной подставке стоит древний колокол. Дата на нём -1636 год. Ограда с подпорными стенками второй половины XVIII – начала XIX вв. включает в себя ограду Соборного двора, ограду бывшего архиерейского двора, где находится фрагмент ограды, разделявшей его функциональные зоны, и две подпорные стены. Ограда Соборного двора трапециевидной формы. Имеет южные, северные и западные ворота. Возведена на рубеже 1760-1770-х гг. Сохранилась кованная решетка между тумбами парапета. Ограда кирпичная, отштукатуренная, окрашенная, имеет филенчатые столбы, покрытые кровельным железом. Стена имеет пилястры, простенки, заполненные прямоугольными филенками со скругленными углами.
Ограда бывшего архиерейского двора возведена в 1761-1762 гг. и перестроена на южном участке в 1777-1779-х гг. Утрачены частично восточный и западный участки. Фрагмент разделительной стены начала XIX в. находится у южного крыла архиерейских келий на территории того же двора. Ранее разделяла его функциональные зоны. Две подпорные стены опоясывают значительную часть подошвы горы. Стена с контрфорсами, проходящая с запада на север. Возведена в середине 70-х годов XVIII в. Проходит с запада от проездных ворот с Богоявленским собором, ниже южного выступа горы и заканчивающаяся с восточной стороны. Усилена арками и расчленена лопатками. Подпорная стена опоясывает Соборную гору с северной, западной и южной сторон. Имеет общую протяженность около 410 м. Толщина различных участков колеблется от 1,7 до 2,8 м. В настоящее время стена имеет четыре участка, разнящихся по своему архитектурному решению. Ограда с подпорными стенками представляет различные варианты архитектурных решений барочных оград и подпорных стен второй половины XVIII в. Стилистически однородна с основной группой памятников ансамбля.
В 2013 г. проведены работы по сохранению объекта. Выполнена реставрация кирпичной кладки, реставрация штукатурных поверхностей, пилястр, зеркал на наружной стороне ограды, штукатурных тяг, воссоздание исторического облика территории, реставрация тумб парапета, устройство гидроизоляции и усиление фундаментов. Помимо религиозного значения, Успенский собор является культурной и архитектурной жемчужиной Смоленска, привлекающей туристов со всех регионов России и других стран. Он служит окном в богатое художественное и архитектурное наследие России, демонстрируя мастерство и творчество мастеров, воплотивших этот шедевр в жизнь. Главенствующее положение над городом столь величественного собора вызывает у смолян, туристов и паломников чувство благоговения, гордости и удивления, оставляя неизгладимое впечатление на всех, кто посетил этот древний город на Днепре.
Если Вам понравилась эта статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы узнавать историю того или иного храма России.