2 сентября
Храм Георгия Победоносца можно считать одним из древнейших памятников архитектуры Старой Руссы. Известно, что первая церковь на этом месте появилась ещё в самом начале ХV века. Действительно, сохранились сведения о том, что первую церковь на этом месте поставили в 1410 году, "в княжение Василия Димитриевича". Инициатором строительства был архимандрит Варлаам, предварительно заручившийся благословением архиепископа Великого Новгорода Иоанна II. Время постройки Георгиевской церкви зафиксировано документально. Первая Новгородская летопись сообщает: «Того же Лета 1410 года в Русе поставиша две церкви камены: святого Георгия и Благовещения Богородицы». Георгиевская церковь была возведена архимандритом Юрьева монастыря Варлаамом по благословению архиепископа Новгородского Иоанна II. Интересно заметить, что при одноглавом четырёхстолпном храме, освящённом во имя Георгия Победоносца, стояла придельная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Причём каждый из этих храмов имел отдельный вход.
В летописях 1625 года при описании Старой Руссы отмечалось следующее: несмотря на страшные разорения, которые учинили в городе литовские и шведские войска, Георгиевский храм уцелел, как и его колокольня с двумя колоколами – "одним средним, да другим клепалом железными". Однако по прошествии почти ста лет храм полностью обветшал. С 1710 по 1740 год церковь пришла в столь плачевное состояние, что в ней даже перестали проводить службы. В итоге её разобрали, в прямом смысле слова, до основания. На старом фундаменте архиепископ Амвросий Юшкевич благословил начать работы по возведению новой церкви – значительно просторнее прежней, с огромными окнами и роскошными наличниками. Стены покрасили кремовой краской, а весь декор и лепнину – красной. В 1782 году пришло время перестраивать и расширять храм. Как раз тогда "по благословению преосвященного Гавриила" возобновили придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, также построили притвор.
В "Церковно-историческом описании города Старая Русса" (Миролюбов Н. К., Новгород, 1866) рассказывается, что "церковь Георгиевская имеет форму квадрата с прибавлением алтарного полукружия… Зданием весьма прочная, стены ее кладены обожженым продолговатым кирпичом, диким камнем и плитою, связи кладены железные, углы стены имеют пилястры, выделанные кирпичом с разными украшениями, окна все продолговатого четырехугольника, с железными витыми решетками; у верхних окон наличники с украшениями; под самой кровлей опоясана карнизом. Внутри храма посредине находятся четыре квадратных столба, поддерживающие свод… К передним столбам приставлен пятиярусный иконостас… в нем иконы все греческого письма". В 1840-х годах иконостас "переделали" – то есть, как полагают исследователи, заменили на новый, с изящной резьбой и позолотой. Те самые "греческие" иконы тогда же были отреставрированы. Также специалисты отмечают, что в Георгиевском храме напрочь отсутствовали какие-либо росписи. Храм украшало только большое количество всевозможных икон.
А что же колокольня? Как отмечает М. И. Полянский в своём "Иллюстрированном историко-статистическом очерке города Старая Русса и Старорусского уезда" (1885 год), "колокольня при церкви старинного вида существовала до 1884 года, а когда построена, неизвестно. Колокольня эта, по ветхости, в 1884 году разобрана и в настоящее время уже построена на средства прихожан новая, каменная же". По одной из версий, старая сильно пострадала ещё во время Отечественной войны. Новая звонница была возведена в "русском" стиле и выглядела "восхитительно". Для нахождения в храме большего числа прихожан во время службы, в 1873-1880 годах был сооружена западная паперть. Кроме того, к концу ХIХ века снова возникла необходимость расширения храма. Любопытно, что в течение ХIХ столетия Благовещенский, а не Георгиевский придел считался главным. Но потом они поменялись ролями. Перестройка коснулась, в первую очередь, придела Благовещения Пресвятой Богородицы.
В книге "Храм во имя великомученика Георгия Победоносца" (автор-составитель Наталья Прокопчук, Великий Новгород, 2015 год) рассказывается, что в ХIХ веке была "возведена новая апсида, северная стена обложена новой кладкой, увеличена паперть, в торце вместо окна устроен вход. Узкие щелевидные окна расширили для улучшения освещения внутреннего пространства. В 1905 году появилось печное отопление. Через проём стены церковь Благовещения стала сообщаться с Георгиевской церковью". К 1910 году в церкви заменили полы – выложили их мозайкой. Кроме того, на стенах впервые появились росписи, причём выполнили их по эскизам фресок В. М. Васнецова, взятых из киевского собора Князя Владимира. Для выполнения этой работы в Старую Руссу пригласили художников из Палеха. К сожалению, от тех, "васнецовских" фресок практически ничего не осталось – их регулярно переписывали – с упорством, достойным лучшего применения.
После революции 1917 года Георгиевский храм практически не пострадал – только 35-метровая колокольня лишилась своей главки. Правда, согласно постановлению Новгородского областного исполкома от 31 мая 1951 года, её разобрали совсем – надо было заново налаживать мирную жизнь, а строительных материалов катастрофически не хватало. Что же касается самого храма, то его закрыли в 1939-м – по решению Ленинградского облисполкома. Однако уже через семь лет, службы в Георгиевской церкви возобновились, после того, как после освобождения города в феврале 1944 года прихожане подняли вопрос об открытии Георгиевской церкви, но городской исполком счёл открытие храма нецелесообразным. Когда же из оккупированной Старой Руссы эвакуировали всех жителей, храм начал приходить в запустение.
Зимой 1945-го, когда немцев уже прогнали, в бывшем церковном здании открыли рабочее общежитие. Верующие после долгой переписки отстояли эту небольшую церковку и к лету 1945 года её удалось отремонтировать, 24 февраля 1946 года освятить Благовещенский придел, а через год и главный – Георгиевский – престол. Иконостас Благовещенского придела написан епископом Сергием (Голубцовым) в 1950-е годы. В то время в Старой Руссе была самостоятельная кафедра. В послевоенные годы это был единственный действующий в городе храм. Здесь были собраны иконы, спасённые из разорённых церквей города. Правда, обезглавленная умолкнувшая колокольня по директиве Новгородского облисполкома от 31 мая 1951 года была разобрана на кирпичи для коммунального строительства. В середине 1960-х годов специалисты зетеяли в храме полноценную реставрацию: древние конструкции требовали ремонта и укрепления.
Прошло двадцать лет, и на территории Георгиевской церкви появилась деревянная крестильная церковь, освящённая во имя свт. Николая Мирликийского. В другом здании – на том самом месте, где некогда стоял один из корпусов приходской школы им. Достоевского, – открыли воскресную школу. В начале 1990-х годов мастера взялись за художественное оформление храма. А уже в ХХI веке занялись реставрацией куполов. В 2007 году состоялось освящение новых позолоченных крестов и установка их на отреставрированные главки. Позже внешние стены Георгиевского храма украсили изразцами, стилизованными под плитку ХVII века. Более того, примерно тогда же реставраторы открыли фрагмент древней кладки – из ракушечника и плитняка. Устроили временную звонницу.
Ещё одну реставрацию затеяли к 600-летию церкви (2010 год) – привели в порядок фасады, в Благовещенском приделе поновили настенные росписи. Напомним, что изначально его создавали в память о прежнем миниатюрном храме, освящённом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По мнению большинства исследователей, он был самым маленьким храмом в новгородском зодчестве. Несмотря на многочисленные изменения, последовавшие от разрушений и реконструкций, стены храма сохранились местами на высоту до 4,5 метров. По сравнению с Георгиевской церковью Благовещенская выглядит скромно в плане архитектурного решения. Однако её фрески в технике масляной живописи по штукатурке, делают её поистине неповторимой.
Для устройства Благовещенского иконостаса немало усилий приложил архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов). Например, владыка лично написал для него несколько образов. В правом приделе стоит ковчег с мощами семнадцати святых, в том числе епископа Новгородского Никиты. Его мощи уже почти сто лет покоятся в Софийском соборе Великого Новгорода. После Октябрьской революции по распоряжению новых властей, останки епископа зашили в мешок и отправили в хранилище музея, расположившегося в Святой Софии, позже переправлены в Николо-Дворищенский собор. 13 мая 1993 года по благословению Высокопреосвященнейшего Льва, архиепископа Новгородского и Старорусского, мощи святителя Никиты Новгородского крестным ходом были торжественно перенесены в Софийский кафедральный собор. Образ исцелителя больных, святителя Никиты, воспроизведён в стенописи Георгиевской церкви. А рядом с мощевиком установлена скульптура Нила Столобенского, особенно любимого старорушанами святого. Главной святыней храма является чудотворная икона "Богородица Старорусская", получившая название "Взыгрался младенец". Это одна из знаменитых богородичных икон, особо почитаемых РПЦ и связанных именно с Новгородской землёй. Согласно преданию, икона была привезена в Старую Руссу в конце Х века монахами из греческого города Ольвиополя. Начало творения ею чудес связано со временем царя Иоанна Грозного. В августе 1941 года во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена. Сейчас в Георгиевской церкви находится особо почитаемый список с чудотворной иконы Божией Матери "Старорусская".
Храм во имя вмч. Георгия Победоносца является не только интереснейшим произведением русского зодчества, но и памятником истории. Он теснейшим образом связан с русским писателем Ф. М. Достоевским. Это был приходской храм для семьи великого писателя. Выбор Достоевским именно этой церкви, видимо, определялся духовной близостью, которая возникла между ним и настоятелем Георгиевской церкви отцом Иоанном Румянцевым, в доме которого семья Достоевских жила в свой первый приезд в Старую Руссу в 1872 году. Здесь крестили младшего сына Достоевского Алёшу. Отец Иоанн стал близким другом и частым собеседником Достоевского. После смерти писателя, он совместно с вдовой Анной Григорьевной стал инициатором создания школы имени Достоевского, которую сам и возглавлял. Школа открылась при церкви св. Георгия в 1883 году. Она предназначалась для девочек из небогатых семей. Предполагалось, что они, получив образование, понесут далее свет духовного просвещения. Прежде всего, когда говорится о внешнем облике Георгиевской церкви, следует держать в уме, что здание, изначально построенное в 1410 году, в 1740-м было полностью перестроено. То есть, это не совсем (или совсем не) новгородская архитектура и не ХV век. Это – то, как видели новгородскую архитектуру ХV века в веке восемнадцатом. Как отмечает М.И. Мильчик в большом архитектурно-реставрационном каталоге "Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области", "некоторые типологические особенности древней постройки, возможно, повторены (строителями нового здания Георгиевской церкви); именно это определяет архаичный характер архитектуры памятника, тяготеющий к допетровскому зодчеству". Стилизация, надо отметить, вышла весьма успешной, хотя опытный взгляд, безусловно, отличит приметы иной эпохи. Достаточно сравнить Георгиевскую церковь с такими шедеврами новгородской архитектуры ХV века, как храм Петра и Павла в Кожевниках и Иоанна Богослова на Мячине Новгород – это сложные кровли, трёхчастное членение фасадов "от пошвы" до крыши, характерный декор – на первый взгляд грубоватый, но при ближайшем рассмотрении виртуозный. Всё-таки церковь Святого Георгия – это не новгородская архитектура, а "то, как видели новгородскую архитектуру в Российской империи". Ещё одна особенность храма – то, что он двойной: к северному фасаду Георгиевской церкви примыкает Благовещенская. Храм этот небольшой, его вполне можно принять за придел, между тем в сборнике "Архитектурное наследство Великого Новгорода…" и ряде других источников он указан именно как отдельный храм; а это значит, что Георгиевская церковь принадлежит к редкому типу "сдвоенных храмов", хрестоматийный пример которых – церкви Покрова и Рождества Богородицы от Пролома в Пскове.
По состоянию на конец ХIХ века, Георгиевский и Благовещенский храмы были изолированы друг от друга, внутреннего сообщения между ними не было. Портал между ними был раскрыт в ходе реставрации 1965-1967 годов, проводившейся по проекту одного из ведущих сотрудников Новгородской мастерской и главного специалиста по Старой Руссе – Тамары Гладенко. Отдельное помещение представляет собой западный притвор Георгиевский церкви, значительно расширенный во время очередной перестройки здания на рубеже ХIХ-ХХ веков. Георгиевский храм увенчан, по старинной традиции, единственной внушительной главой. К ХVIII веку её формы обрели вид стандартной "луковицы". Барабан мощный, изобильно декорированный. Интересная его примета – декоративные арочные полукружия в простенках между окнами, последние расположены по сторонам света (итого оконных проёмов в барабане четыре). Четырёхскатная кровля характерна для ХVIII столетия. Декор также относит нас к восемнадцатому веку – можно сказать, мимикрирует под семнадцатый, но уж точно не соответствует пятнадцатому. Скажем, висячие пилястры – не доходящие до земли, обрывающиеся на середине фасада, – это точно не "преданья старины глубокой". То же самое можно сказать и об украшающих эти пилястры поясках и поребрике. Широкие окна с пышными наличниками, расположены в два яруса, – тоже примета ХVIII века. Интересно, что многие из этих окон были заложены в ходе ремонтов и косметических перестроек ХIХ – начала ХХ века и раскрыты в ходе реставрации 1965-1967 годов. Стены снаружи разбиты на три части пилястрами, которые были украшены разнообразными кирпичными узорами. Карнизами и колонками обведены все окна. Карниз находится под кровлей и на барабане. Стены сложены по-старинному, как строили новгородские зодчие, просто, основательно: тут продолговатый обожжённый кирпич, тут булыжник и плита. Всё это крепко слеплено древними зодчими, потому неровны, шероховаты стены церкви.
В конце августа 2009 года в нишах по фасаду и стене церкви были установлены керамические изразцы со сценами из жития великомученика Георгия. Занималась их изготовлением московский архитектор Анна Смирнова. Для изразцов были выбраны сюжеты на темы: "Усекновение главы Св. Георгия раскалённым оловом", "Проповедь Св. Георгия", "Беседа с царицей Александрой". Сцены списаны с икон ХVI века. Выполнены изразцы в традициях, характерных для ХVII века. На изображениях несколько изменены пропорции тела человека (возможно потому, что смотрят на них снизу вверх). Благовещенский храм, "притулившийся" с северной стороны, тоже одноглавый, но с маленькой "луковицей", практически лишён декоративного убранства. Это простое здание, вместе с трапезной представляющее в плане прямоугольник, сильно вытянутый по оси "запад-восток". Как и Георгиевский храм, Благовещенский перестраивался в ХVIII, ХIХ и ХХ веках. Изначальные стены сохранились на высоту от метра до четырёх с половиной; о том, как выглядел в далёком прошлом верх церкви, можно говорить только теоретически. Вот как описывает Георгиевскую церковь М. И. Полянский, автор "Иллюстрированного историко-статистического очерка города Старой Руссы и Старорусского уезда" (Новгород, 1885): "Церковь имеет форму квадрата, с прибавлением алтарного полукружия… Посредине находятся четыре квадратных столба, поддерживающих свод всей церкви и основание купола. К передним, восточным двум столбам приставлен пятиярусный иконостас, возобновлённый в 1842 году; в нем иконы греческого письма". Стоит сказать, что ныне иконостас – резной, золочёный – стал четырёхъярусным. Первый ярус он потерял в богоборческое время ХХ века. Храмовый образ Святого Георгия Победоносца – в нижнем ярусе иконостаса слева, вместе с ним – спасённые в годы войны иконы, в том числе из других храмов: праздничный и деисусный чины, местные иконы разных лет. Внимательные и искушённые люди наверняка заметят, что некоторые иконы стоят "не по канонам" – это как раз оттого, что обретаемым образам подыскивали место в существующем иконостасе, стараясь не переделывать его – он сам по себе памятник истории. Бытовавшее некоторое время предположение, что в ХVIII веке Георгиевский храм был расписан, подтверждения не получило. Изначально стены были выбелены, отсутствие живописи компенсировалось большим количеством икон. Стенопись "масло по штукатурке" возникла позже и неоднократно переделывалась – всего исследователи обнаружили целых девять слоёв краски!
В начале ХХ века храм расписали в модном "васнецовском" стиле – такие значительные фрагменты этих росписей, как "Господь Саваоф" в куполе и евангелисты в парусах, были вскрыты новгородскими реставраторами в 1996 году. "Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, – пишет далее Полянский, находится с северной стороны главного Георгиевского храма и имеет вид продолговатый… Церковь храма отделяется от алтаря большою аркою. Иконостас устроен в 1852 году; иконы в нем греческого письма". Георгиевский храм Старой Руссы с полным правом можно назвать сокровищницей – столько в нём удивительных реликвий – древних, намоленных. Почти с каждой связана целая история. Вот, к примеру судьба самого иконостаса, как и множество икон Георгиевского храма. Весной 1943 года, во время наступления советских войск на Северо-Западном фронте, немецкие оккупационные войска вывезли более ценное имущество из действующего на то время Георгиевского храма, в том числе список ХVIII века с чудотворного образа "Богоматери Старорусской", в город Дно, в церковь Михаила Архангела, где храмовое имущество находилось под наблюдением старорусского священника, отца Сергия Василевского. Из Дно часть ценностей была переправлена в кафедральный собор города Риги, где следы их теряются. Резной иконостас Георгиевской церкви после войны оказался в Успенской церкви села Коростынь, а часть церковной утвари в соседнем селе Борисове. Для храма эти перемещения обернулись большими потерями, в том числе и возвращённый в храм иконостас с отсутствующим первым ярусом. После войны утварь, книги, облачения и некоторые иконы из Коростыни, Борисово и Дно были возвращены открывшемуся в 1946 году единственному храму на всю Старую Руссу. 24 февраля 1946 года был освящен Благовещенский придел, а вскоре и главный престол. Известно, что 9 икон было передано в Георгиевскую церковь из Благовещенской церкви села Порожки Волотовского района, куда в свою очередь они поступили из кладбищенской Симеоновской часовни Старой Руссы. Только в 1980-е годы иконостас стали заполнять спасёнными из других церквей иконами. Появлявшиеся иконы просто устанавливали на свободные места. Так, на месте иконы Георгия Победоносца оказался образ Святителя Николая Чудотворца. Также известно, что реставрацией многих икон занимался новгородский мастер-реставратор Ю. Новиков. Слева от аналоя расположена икона Покрова Божией Матери. Где она хранилась раньше – история умалчивает. Даже надпись, которую обнаружили во время реставрации, не прояснила ситуацию – название храма не сохранилось (подпись гласит: "Сия икона-местночтимая икона… храма). Однако известно, что именно перед таким образом молился царь Пётр I во время своего приезда в Старую Руссу, правда, не здесь, в Георгиевском храме, а в только что освящённом Воскресенском соборе.
В заключении стоит сказать, что последнюю реставрацию прихожане вместе со специалистами-реставраторами провели к 600-летию церкви (2010 г.) – тогда были приведены в порядок фасады храма, в Благовещенском приделе поновлены настенные росписи, а на прицерковной территории разбиты цветочные клумбы. При реставрации были учтены малейшие детали – форма окон, рисунок декоративных решёток и ограды, металлические двери, покрытие барабана купола, кресты, паперть. Стены храма вновь украсили 5 изразцов с житийным изображением св. вмч. Георгия Победоносца. Восстановлены колонки с куполами при входе на церковный двор. Для удобства людей с ограниченными возможностями возведен пандус.
Сегодня Георгиевский храм Старой Руссы приводит туристов, гостей города и паломников в восхищение. Здесь намоленное место, церковь с великолепным внутренним убранством, в которую хочется зайти… Территория вся в цветах, напоминающий маленький монастырь. И конечно неизгладимое впечатление, остаётся у людей от храмовой святыни – иконы Божией Матери «Старорусской», с удивительной судьбой странствований и обретения…
Если Вам понравилась эта статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы узнавать историю того или иного храма России.