До завершения мессианского служения Иисуса Христа небесный мир был населен лишь святыми ангелами и, согласно Писанию, двумя ветхозаветными праведниками – допотопным пророком Енохом и еврейским пророком Илией.
Последняя книга Библии "Откровение" говорит, что смерть они вкусят лишь в конце времен, когда их победит величайший злодей в истории, известный как антихрист. Спустя три дня после этого, пророки воскреснут во плоти, подобной плоти воскресших Иисуса и Богородицы, и вознесутся на небо.
Ефрем Аризонский – старец, который несколько лет назад отошел ко Господу, покинул в свое время Афон и основал в США несколько монастырей. Он говорил на своих лекциях, что чудо воскресения пророков благодаря информационным технологиям увидит весь мир. После вознесения пророков наступит конец света – разрушение царства антихриста, обновление вселенной, восстание из мертвецов всех людей, которые когда-либо родились на земле, и страшный Суд.
Когда душа Иисуса Христа отделилась от Тела, она отправилась разрушать врата ада и выводить оттуда души всех тех, кто в эпоху Ветхого Завета верил, что должен прийти Спаситель. В небесный мир в этот момент человеческая душа отправилась впервые – это была душа благоразумного разбойника, который был распят рядом с Христом. Этот человек спасся, потому что уверовал в Распятого рядом с ним и раскаялся в своих злодеяниях.
Души всех, кто раскаялся, можно называть просто спасенными. И каждый христианин стремится хотя бы спастись. Но с начала нашей новозаветной эпохи рай стал заполняться душами людей, достигших на земле духовного совершенства. Они называются святыми, почитаются Церковью и считаются нашими небесными помощниками и друзьями.
Духовного совершенства святые достигают разными путями.
Ветхозаветные праведники были исчезающим меньшинством древнего языческого мира и достигли совершенства, сохранив верность Единому Богу.
Апостолы, святители и равноапостольные проповедники стали святыми в тяжелых трудах христианской проповеди.
Мученики и исповедники были совершенны в своей непоколебимости в истине, что увенчивалось чудесным перенесением тяжких истязаний даже до смерти. Многие апостолы (как из числа двенадцати, так и из числа семидесяти), также приняли мученическую смерть.
Преподобные – это святые, которые достигли совершенства в монашеском подвиге. Они отреклись от земных радостей, стали мертвы для мирской жизни и посвятили всю жизнь молитве и послушанию.
Юродивые также отрекались от греха и обычной человеческой жизни, но оставались жить в городах. Они достигали святости, смиряясь перед осуждением и презрением общества.
Новозаветные праведники – это миряне, которые вели совершенную благочестивую жизнь, состоя в браке, воспитывая детей и соблюдая все каноны и установления Церкви.
Несомненно, обращаться к святым угодникам с молитвой можно и нужно. Бог может не выполнить просьбу простого христианина, но выполнить ее же, но по просьбе какого-либо небожителя. Так Создатель поступает, чтобы мы сохраняли уверенность в скрытых мирах и хотя бы в чем-то брали пример с наших святых помощников.
Иногда верующий вступает с одним или несколькими святыми в особые отношения. Он молится им чаще, чем другим небожителям и всегда получает незамедлительную помощь. Таких друзей христианина в народе называют небесными покровителями.
Конечно, нашими покровителями всегда останутся такие почитаемые святые, как Дева Мария и святитель Николай. Нет ни одного верующего, который не получал бы от них помощь.
Что же касается менее "популярных" святых, по народной традиции каждый верующий всегда выбирал небесного покровителя так: находил в церковном календаре дни памяти святых, которые носят то же имя, что дано ему при крещении; искал ближайший после его дня рождения праздник святого с его именем; начинал молиться этому святому.
Проще всего определить святого покровителя тем, чье крещальное имя встречается в святцах единожды, например, Ольга, Нина, Надежда.
Существует также традиция выбирать покровителя по роду своей деятельности. Например, воин часто может молиться Георгию Победоносцу, политик – царю Константину, врач – Евангелисту Луке или святителю Луке Крымскому.
Именины – это празднование дня памяти небесного покровителя. Русские христиане часто отмечали именины с еще большим размахом, чем собственные дни рождения.
Логично, что если мы вступаем в особые отношения с кем-либо из святых, для домашней молитвы нужно обзавестись иконой этого святого.
Весьма осмысленным способом выбора небесного покровителя будет чтение житий святых. Если какая-то история земного пути святого сильно впечатлит христианина, вполне можно выбрать его в качестве небесного друга и помощника.
Помогают нам не только души святых людей, но и святые ангелы. В связи с этим, многие христиане с именем Михаил молятся как своему небесному покровителю Архистратигу Михаилу.