20 мартаПутешествияБольше по теме
Старинная дорога на богомолье из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру проходит через старинное село Талицы, недалеко от которого, немного в стороне, лежит деревня Могильцы, принадлежавшая до 1670 года государству. Название Могильцы, как считают местные краеведы, не так мрачно, как может показаться на первый взгляд. Признанный знаток русского языка В. И. Даль отмечает в своём словаре, что издавна на Руси бугристое место называли "могилистым". Местный ландшафт как нельзя лучше подходит под это определение. Могильцы расположены в самой высокой точке данной местности.
Упоминание о сельце "Могильцы – Аполлонова горка тож" встречается в документах, датированных 1704 годом. Вместе с другим сельцом "Фомкино Богословское тож", названным так по деревянной церкви Апостола Иоанна Богослова, построенной в 1669 году, оно находилось в собственности князей Приимковых-Ростовских. Князья гордились тем, что их родословная велась от Рюрика (княжеская усыпальница находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре). Позже владельцами этих мест стали их потомки – Ладыженские и Измаиловы. Один из них, Аполлон Васильевич Ладыженский, в 1762 году продал свою часть имения коллежскому советнику Петру Максимовичу Щербачёву. Новый хозяин распорядился построить на самом высоком месте села каменную домовую церковь, которую освятили во имя Иоанна Богослова. К сожалению, фамилия архитектора храма затерялась во мраке времён. Но в 2008 году член Союза краеведов России В. Коршун, исследуя архивные документы, выдвинул собственную версию. Опираясь на тот факт, что храм Иоанна Богослова в Могильцах имеет признаки популярного стиля московского барокко, он предложил считать его творением школы князя Д. Ухтомского. Под его началом долгое время трудился сосед графа П. Г. Щербачёва архитектор Л. Б. Суровцев, проживавший в соседнем имении Родионково. В 1762 году он был принят на работу в Коллегию-экономию и стал коллегой Щербачёва по департаменту. Так у В. Коршуна и родилось предположение: именно своему сослуживцу и соседу граф Щербачёв мог заказать проект домовой церкви.
Архитектор отвёл храму доминантную роль: он стоял на возвышенности (самая высокая точка над уровнем моря в Пушкинском районе), в центре села, являясь отправной точкой устроенной вокруг него большой усадьбы. Напротив главного северного фасада церкви, на пологом склоне, был разбит регулярный английский парк, засаженный липами. С северо-востока от церкви и в стороне от парка находился одноэтажный деревянный господский дом. Во владении П. Г. Щербачёва усадьба была недолго. В начале 1800-х годов в Могильцах-Богословском поселились новые владельцы – князья Гагарины. Село вступило при них в пору своего высшего расцвета. Гавриил Петрович скончался в усадьбе в 1808 году и был погребён в зимней церкви храма Иоанна Богослова. Следующим владельцем Богословского-Могилец стал сын Г. П. Гагарина, названный отцом в честь императора Павлом. Павел Григорьевич умер во второй половине ХIХ века. И без заботливого хозяина усадьба быстро пришла в упадок. Вскоре Могильцы купил купец и лесопромышленник Василий Петрович Аигин. При нём некогда домовой храм Щербачёвых-Гагариных стал приходским. Из соседних сёл на службы в него потянулись люди, община стала расти, но места в церкви всем не хватало. Обладая большими деньгами, новый хозяин начинает воплощать в жизнь свои задумки и меняет архитектурный облик храма, перестраивая его.
В 1936 году последний настоятель храма отец Феодор погибает на железнодорожной станции Софрино. Власти не стали долго размышлять над трагедией и приняли решение в связи со смертью настоятеля закрыть храм Иоанна Богослова в Могильцах. Пока был жив последний настоятель храма отец Феодор (Фёдор Фёдорович Кубли), служивший в нём с 1896 года, новые власти, как говорится, сквозь пальцы смотрели на существование прихода, хотя постановления о его ликвидации принимались местными чиновниками регулярно. Старожилы вспоминали, как в Могильцы приехала группа незнакомых людей, и начала варварски уничтожать внутреннее убранство церкви. Они смывали позолоту с иконостаса в специальную ёмкость. Другие снимали со стен иконы, обрабатывали их кислотой, рубили на дощечки и жгли в печке. Колокола были сброшены с колокольни, кровля повреждена, из-за чего под воздействием непогоды началось разрушение уникальных внутренних росписей. Окружавшую храм ограду с башнями разобрали на кирпичи и заменили её простым дощатым забором. Колокольня стала ветшать и разрушаться, на её верхушке появился кустарник и чахлые деревца. Существовавшее в ограде кладбище подверглось уничтожению, а чёрные полуразрушенные мраморные плиты надгробий с полустёртыми надписями не один год валялись под окнами пустующего храма.
В 1930-х годах в Могильцах был создан колхоз "Парижская коммуна", неоднократно награждаемый районным руководством за досрочную сдачу государству зерна и овощей. На начальном этапе Великой Отечественной войны, когда шли бои за Москву, обветшавшая колокольня использовалась военными – они организовали здесь наблюдательный пункт. В ограде храма установили артиллерийскую батарею, которая защищала подступы к Москве. В 1945 году часть территории села была передана Всесоюзному радиокомитету для строительства пионерского лагеря.
В 1970-х годах на месте бывшей усадьбы Гагариных-Аигиных началось возведение Дома творчества Гостелерадио СССР. В Гостелерадио приняли правильное решение провести консервацию здания закрытого много десятилетий храма, который в то время использовался под складское помещение. В церкви началась реставрация, а проводило её объединение "Союзреставрация", по проекту, разработанному архитектором Сергеем Васильевичем Демидовым. В ходе этих реставрационных работ удалось вернуть прежний внешний вид здания: восстановить повреждённые росписи стен, открыть от более поздних наслоений элементы первоначальной постройки, реконструировать ограду с башенками. После окончания реставрации и до начала 1990-х годов храм использовался как концертный и выставочный зал.
Весной 1994 года в храм, в котором с 1930-х годов даже прихода своего не имелось, был назначен с благословения священноначалия молодой священник, выпускник Московской духовной семинарии отец Илия Зубрий. Первая Божественная литургия в только что возвращённом храме была назначена на 7 апреля 1994 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1995 году храм Иоанна Богослова официально перешёл в ведение Московской Патриархии. Прошло немного времени, и на колокольню установили первые подзвонные колокола, а затем был поднят главный колокол – благовест. В начале 2000-х годов при освобождении цоколя храма от земляных наслоений на глубине одного метра был обнаружен язык от колокола-благовеста, скорее всего, принадлежавший тому колоколу, что был сброшен с колокольни после закрытия храма. Начав подготовку к 250-летию храма, прихожане приняли решение отлить новый колокол по размеру найденного языка. Известный колокололитейный мастер из города Тутаева Н. Шувалов, приглашённый для консультаций, составил смету на отливку нового колокола – 1,6 миллиона рублей. Для небольшого прихода сумма фантастическая. Помогла одна женщина, подарив батюшке свёрток, в котором находилось 1,5 миллиона рублей. Эти деньги, вместе с уже собранными прихожанами остатком, перечислены были в кассу колокололитейного завода в Тутаеве. Там отлили новый колокол, а язык, как и планировалось, установили от дореволюционного предшественника. 10 сентября 2017 года после литургии, в память святой праведной Анны Пророчицы и в год 250-летия храма, стопудовый колокол был освящён и поднят на колокольню храма Иоанна Богослова.
Храм Иоанна Богослова в селе Богословское-Могильцы относится к сохранившимся образцам сооружений в стиле московского барокко и построен по уникальному для русских храмов ХVIII века проекту. В центре здания архитектор расположил высокую колокольню, играющую роль своеобразной оси симметрии. Слева и справа от колокольни (с востока и запада) построили одинаковые здания летнего и зимнего храмов. Такая необычная композиция с симметрично расположенными от колокольни двумя одинаковыми двухсветными объёмами алтаря летней церкви и западного притвора зимней церкви, обстроенного приделами, придаёт храму уникальный архитектурный стиль, который характерен скорее для Петербурга и его пригородов, чем для Подмосковья. Если же посмотреть на церковь Иоанна Богослова сверху, то её форма напоминает корабль. Здания храмов похожи на корпус корабля, колокольня – на высокую мачту, купола – на паруса. Четырёхъярусная колокольня является не только центром симметрии здания. Она выступает в роли своеобразного "центрального столпа" – и для здания, и для всего храмового комплекса, включающего территорию вокруг церкви. Боковые портики со спаренными колоннами, антаблемент, а также угловые колонны второго яруса с резными капителями колокольни оформлены белым камнем. Над квадратным в плане центральным помещением второго яруса колокольни находится ярус звона. Открытые площадки с балюстрадой, позволяющие любоваться окрестностями, архитектор спроектировал на белокаменной кровле второго яруса колокольни. На колокольне в старину стоял редкий для провинциального религиозного сооружения механизм – куранты. Их мелодичному перезвону дивились жители окрестных сёл. С востока к колокольне примыкает летняя церковь Иоанна Богослова с квадратной средней частью, перекрытой парусным сводом, и квадратным алтарём с сомкнутым сводом. С запада от колокольни расположилась зимняя церковь Димитрия Ростовского с двумя приделами. Она построена, как предполагают краеведы, во имя небесного покровителя младшего сына П. М. Щербачёва от третьего брака, Дмитрия Петровича, родившегося около 1763 года.
Церковь представляет собой в плане трёхнефное помещение. Восточные части его перекрыты цилиндрическими, а западные трети сомкнутыми сводами. Боковые нефы соединяются с центральным в средней и западной частях широкими арочными проёмами, а алтари небольшими прямоугольными проёмами. Вход в зимнюю церковь расположен с запада. Западный притвор среднего нефа, как и алтарь летней церкви, – двухсветный. Над ними разместились барочные деревянные барабаны с фигурными главками. Купола храма имеют необычную фигурную форму. Они поставлены на глухие круглые барабаны, украшенные полуколоннами. Каждый из них завершается крестом, стоящим на золотом яйце, как символе пасхальной радости и общего воскресения. Фасады обеих церквей, а также центрального объёма и колокольни декорированы лепниной. Особенно нарядно оформление оконных проёмов с наличниками в виде полуколонн, прямоугольными или треугольными карнизами с лепным орнаментом, разным на разных сторонах здания. На зимней церкви лепнина имеет более мелкий рисунок, чем на колокольне и летней церкви. На четырёхъярусной колокольне боковые портики со спаренными колоннами, антаблемент, а также угловые колонны второго яруса с резными капителями украшены белым камнем. Входы на колокольню с севера и юга оформлены портиками со спаренными колоннами. Прилегающая к храму территория, включая дорожки вокруг храма, остатки старинного погоста и ажурную ограду с башенками, имеет подковообразную форму. Территория вокруг храма, включая старинный погост, обнесена красивой оградой с ажурными решётками, восстановленной в процессе реставрационных работ. От северных ворот, украшенных группами колонн, начиналась когда-то центральная аллея усадебного парка, приводившая вместе с двумя другими боковыми к прудам и зверинцу князя Г.П. Гагарина.
После закрытия Иоанно-Богословской церкви в 1936 году практически всё её внутреннее убранство было уничтожено. Подлинные росписи ХVIII века не сохранились. Главный вход в храм расположен на южном фасаде здания, на первом ярусе колокольни. Он ведёт в летнюю церковь с престолом, освящённым во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В притворе нас встретят изображения двух ангелов со свитками. На одном их свитков можно прочитать следующие слова: "Здесь написуются имена входящих в храм со страхом и трепетом Божиим". Переступаем порог – и перед нами, как на ладони, иконостас, настенные росписи, иконы святых в нишах стен, отреставрированные киоты. Много света, создающего радостно-торжественное настроение. От подлинных росписей в алтаре сохранилась лишь фреска середины ХVIII века "Горний Иерусалим". Все остальные настенные изображения отреставрированы в наше время, но от этого они не потеряли духовной силы и значения. Все четыре иконостаса храма написаны приходскими алтарниками-иконописцами В. Гурьевым, Г. Екодомовым, В. Старковым, А. Федотовым. Справа от царских врат, следующая за иконой Спасителя – икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова, небесного покровителя храма и села Могильцы. Он изображён старцем, пересказывающим Божественное откровение о судьбах мира ученику своему Прохору.
Вход в зимнюю церковь с главным престолом в честь святителя Димитрия Ростовского находится на западной стороне храма. В центральной части здесь темнее, чем в боковых приделах с окнами, но благодаря этому душа настраивается на спокойный молитвенный лад. Многочисленные своды, появившись после расширения храма, придают интерьеру возвышенность и простор. И росписи на стенах, и иконы в киотах появились в храме в последние десятилетия. В зимней церкви особо почитаемы несколько икон. Одна из них – Божией Матери "Всех скорбящих Радость". После закрытия храма она оказалась в соседнем Вознесенском храме села Рахманово, и вернуть её удалось с большим трудом. Сейчас она, как и до закрытия храма, висит на колонне между средним и правым приделами. После закрытия храма Иоанна Богослова некоторые его иконы были сожжены, другие переданы в соседние церкви, третьи спасли и сохранили прихожане. Спустя 58 лет, когда храм в Могильцах вернули Русской Православной Церкви, старинные иконы начали возвращаться в церковь. К таким святыням храма следует отнести и образ Казанской Божией Матери, образ Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость", а также икону Архангела Гавриила, находившуюся до закрытия храма в прежнем иконостасе.
Все фотографии выполнены автором этой статьи.