11 июляТюмень231,4K интересуютсяЛето в МосквеЛето пора открытийДивеево42,4K интересуютсяАстрахань196,6K интересуютсяДубай195,5K интересуютсяКрасноярск154,6K интересуютсяПутешествия по России382,4K интересуютсяПлёс42,4K интересуютсяСветлогорск197,6K интересуютсяДомбай178,6K интересуютсяВладивосток247,8K интересуютсяСамарканд171K интересуютсяНижний Новгород113,6K интересуютсяАрхипо-Осиповка81,9K интересуютсяЕлабуга60,9K интересуютсяПариж283,1K интересуютсяЗарайск94,2K интересуютсяЯлта347,1K интересуютсяКрасная Поляна257,5K интересуютсяКалуга99,8K интересуютсяБолгария282,1K интересуются
Монашество всегда было и остаётся главной духовной силой России: эта форма христианской жизни, основанная на устремлении к Богу, желании жить строго по евангельским заповедям, появилась на Руси вскоре после её Крещения. А уже на рубеже XII–XIII веков Великий Новгород, Владимир, Суздаль и Смоленск стали центрами развития монастырей. Второй расцвет пришёл в святые обители России после избавления от монголо-татарского ига, о чём так писал митрополит Антоний Сурожский: «В период национального становления после прекращения монголо-татарского ига мы видим исполинов духа: они оставляют всё и уходят в глушь лесов северной и центральной России – уходят искать Бога, уходят, чтобы быть с Богом… Они ищут Бога и находят Его в глубине своей собственной души, посвящённой Ему. Они ищут только Его одного, но вместе с тем их любовь становится всё глубже, и они с любовью принимают всех, кто начинает приходить к ним… в поисках той же спасительной пристани. Вокруг них вырастают монастыри, что тоже является актом любви». Особая роль монастырей – духовных, культурных, образовательных центров своего времени – во многом обусловлена личностями тех, кто создавал их. С такой личности началась и история Свято-Троицкого Болдина мужского монастыря, основанного в 1530 году. В 1528 году из Переславля-Залесского к Дорогобужу пришёл монах, который впоследствии стал преподобным Герасимом Болдинским, – ученик и духовный сын преподобного Даниила Переславского, духовника великого князя Московского Василия III. К тому времени Герасим провёл рядом с наставником более 20 лет и прошёл хорошую школу послушания, в том числе и помогая в обустройстве основанного преподобным Даниилом Троицкого монастыря. Дорогобужские земли в начале XVI века были неспокойными: здесь жили разбойники, которые немало досаждали искавшему уединения монаху. И подвиг святого заключался не только в пустынножительстве – преподобный Герасим молился за своих «лихих соседей», своим словом и жизнью стараясь исправить их. Около ста лет здесь хозяйничали литовцы, и лишь незадолго до появления на этой земле преподобного Герасима, в 1500 году, Дорогобуж вошёл в состав Московского государства. Таким образом, это было пограничье, причём пограничье с католическим миром. Литовцы вели себя неспокойно, то и дело совершая попытки вернуть эту территорию под свою власть; население за столетие католического владычества заметно "пошатнулось" в православной вере; тут хватало лихих людей, чему способствовало то, что сторона эта была лесная, глухая. Приведём любопытное свидетельство, относящееся к более позднему времени, – один из иностранных послов, проезжая по старому Смоленскому тракту (а преподобный Герасим обосновался неподалёку от него) в 1676 году, так характеризовал его: "Путь от Смоленска до Москвы сколько опасен от медведей, столько скучен по причине непрерывных лесов. Единственная между этими городами дорога идёт по полосе вырубленного леса, шириною около 30 футов (около 9 метров) с бревенчатою по болотам настилкою…"
Надо думать, что за полтора века до этого всё было ещё "скучнее". Много скорбей пришлось испытать преподобному Герасиму в первые месяцы своей жизни в этих местах – по большей части, от местных жителей, не желавших принимать "чужака". Жизнь в этих местах была полна опасностей. Помимо диких животных и ядовитых змей, много житейских неприятностей преподобному Герасиму доставляли разбойники, массово промышлявшие в дремучих лесах. Они часто нападали на проезжавшие по дороге обозы и проходивших путников. Преподобный Герасим надеялся увещеваниями и молитвой привести этих людей к покаянию. В построенной им лесной келье, рядом с разбойниками, он прожил около двух лет. Душегубы несколько раз нападали на преподобного, избивали его, но он мужественно переносил страдания, терпел все искушения и никуда не уходил. По преданию, после очередного разорения, у преподобного Герасима появился необычный сторож–ворон. Громким криком и ударами крыльев эта птица отгоняла непрошеных гостей. Не подпускал к келии ворон и диких зверей, искавших у жилища преподобного, чем бы поживиться.
По особому видению преподобный Герасим перешел к юго–востоку от первоначального места, на поляну, где у источника рос многовековой дуб, и рядом протекала речка Болдинка. Однако с этого места его пытались прогнать местные жители. Они схватили преподобного, и как бродягу отвели к наместнику в город Дорогобуж. Тот, не разобравшись, велел посадить подвижника в темницу, но в этот момент к нему прибыл из Москвы царский посланник. Увидев преподобного Герасима, неоднократно бывавшего с преподобным Даниилом на приемах у великого князя Василия III, посланник низко поклонился ему, и, испросив благословение, поцеловал руку. Испуганный наместник с почетом отпустил преподобного, и с тех пор его никто уже не тревожил.
Вскоре вокруг преподобного Герасима собралась братия. Они вместе поставили келии и небольшую часовню для общих молитв. Видя, что количество последователей увеличивается, преподобный Герасим отправился в Москву, где испросил благословение на открытие обители. Вместе с братией преподобный поставил первый деревянный храм в честь Святой Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. 9 мая (по старому стилю) 1530 года храм освятили, положив начало Свято–Троицкому Болдину общежительному монастырю.
Преподобный Герасим не гнушался никакими работами в обители. Он принимал участие в возведении трапезной и келий, молол ручным жерновом зерна, пек хлеб, заготавливал и колол дрова, ухаживал за больными и немощными. При этом преподобный Герасим питался только хлебом с водою, а спал очень мало. Но понемногу всё устроилось, и на живописной поляне у речки Болдинки возник Троицкий монастырь, началом которого стала постройка деревянной церкви, освящённой 9 мая 1530 года. Подвижник не жил постоянно в обители, подолгу отсутствуя в ней, – отходил из монастыря для основания новых монашеских общин, – однако Троицкий Болдин монастырь быстро рос, сюда устремлялись ищущие иноческой жизни, и к концу земного пути преподобного Герасима (а преставился он в 1554 году) братии в обители насчитывалось 127 человек. Немало! К началу ХVII века Болдин монастырь успел обзавестись уникальным каменным архитектурным ансамблем и превратиться в крупнейший центр русской книжности с замечательной библиотекой. Бразды управления обителью после кончины её основателя принял в свои руки игумен Иосиф Краснописец – его прозвище говорит само за себя. В 1570-80-е годы здесь настоятельствовал святитель Антоний (в будущем епископ Вологодский и Великопермский), также не чуждый писательских трудов, – он, в частности, составил Житие преподобного Герасима Болдинского, сохранившее для нас важнейшие подробности начальной истории обители. Показательный факт: когда в конце ХVI столетия устроитель Нило-Столобенской пустыни на Селигере преподобный Герман пожелал иметь в обители Житие преподобного Нила Столобенского, он передал свои "предварительные" записки именно в Болдин монастырь, монаху Филофею, – с просьбой "правильно" написать житийный текст. Заказ был выполнен.
В первые же десятилетия существования монастыря у старой Смоленской дороги у него объявились знатные благотворители, что неудивительно: уже преподобного Герасима хорошо знал великий князь Московский Василий III. Впоследствии щедрыми вкладчиками Болдинского монастыря являлись русские самодержцы Фёдор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I, а также князья Звенигородские, бояре Плещеевы, Пушкины, Салтыковы… Всё это превратило его в богатейшую обитель (имевшую, к слову, собственное подворье в Москве ещё при жизни преподобного Герасима) и позволило в 1580-е годы начать обширное каменное строительство – до конца ХVI столетия в монастыре были возведены величественный Троицкий собор, трапезная палата с Введенским храмом, выразительная колокольня. Архитектор-реставратор П. Д. Барановский высказал предположение, что тут дело не обошлось без знаменитого русского зодчего Фёдора Коня, предложив очень серьёзные аргументы в пользу своей позиции. Есть тому и косвенное подтверждение – известно, что Фёдор Конь и его пасынок были вкладчиками Болдинского монастыря.
Благоденствие кончилось с началом русской Смуты. Именно по старой Смоленской дороге пробирались в Россию войска самозванца и отряды польско-литовских захватчиков. В 1617 году Дорогобужский край и вовсе официально отошёл к Польше – польское владычество продлилось до 1654 года. Все эти годы в Болдинском монастыре, переданном Смоленскому иезуитскому коллегиуму, хозяйничали иезуиты. Сразу же по изгнании поляков в обители возродилась монашеская жизнь. Правда, сам монастырь, переживший "польский сюжет", заметно обеднел. Государь Алексей Михайлович не оставил его в беде – в 1660 году последовали новые вклады. В дальнейшем периоды относительного спокойствия и благополучия сменялись временами нового упадка и новых несчастий – последние, как правило, вызывались войнами и внутренними реформами, на которые особенно щедр оказался ХVIII века. Случались и "местные нестроения". Так, в 1720-е годы в обители пребывали "на прокормлении" отставные солдаты, с которыми отношения у братии не складывались. Указ Святейшего Синода от 29 ноября 1727 года сообщает о том, что игумен Флавиан "бил смертным боем" и выгнал из монастыря солдата Ивана Евстратова, требовавшего денег. "Зеркальной" ситуацией можно назвать событие 1755 года, когда "Смоленской шляхты ротмистр Станкевич, да ротмистр Арсеньев и жена его… Троицкаго Болдина игумена Исайю били и увечили бесчеловечно", за что были отлучены от причастия. К 1744 г. монастырь владел 36 дес. пашенной и 85 дес. поросшей лесом земли, а также мельницами: на р. Болдинке в дер. Коровники, на р. Костре в с. Чёботове, на р. Великой в дер. Кашино, на р. Озеречне в дер. Бузанове, на р. Скоже близ Дорогобужа. Подлинное бедствие Болдину монастырю принесла екатерининская секуляризационная реформа 1764 года, лишившая его всех владений. По её результатам богатейшую в прошлом обитель отнесли к III классу. Митрополит Московский Платон (Левшин), заехавший в монастырь по дороге из Москвы в Киев, писал в 1804 году: "Монастырь сей, для жилища Богу себя посвятивших, приличен, яко стоит в уединении и окружается водою… Но живущих в нем число скудное", – желая "лучшего сему святому месту устройства". Интересно, пожелал ли того же древней обители император Александр I, посетивший её в 1808 году?
Новые испытания пришлось вынести монастырю в 1812 году, когда Наполеон замыслил добавить Россию к своим европейским владениям. При приближении неприятеля братия с игуменом Дорофеем покинула монастырские стены – в обители присматривать за хозяйством остался один монах Алексей (Зубрицкий). Он оказался очень мужественным человеком, что доказывает следующее документальное свидетельство: "Один из офицеров с отрядом солдат отправился в главный храм; при виде в этом храме монаха офицер обращается к нему со словами: "Vivat Napoleon", а монах смелым голосом ответил: "Виват Александр". За такой ответ монах получил от офицера удар по шее саблею. Потом опять французский офицер возражает монаху: "Vivat Napoleon", а монах вторично ответил: "Виват Александр", за вторичный ответ офицер замахнулся саблею, но не ударил монаха, а только плюнул на него. Потом нагнали целый монастырь пленных русских воинов и иных запирали в соборной церкви, местные иконы вынимали из иконостаса на шалаши, а на некоторых рубили мясо, а в прочих церквах лошадей своих ставили и прочие нелепости творили…" Передовой отряд преследовавшей оккупантов армии М. Милорадовича вышел к Болдинскому монастырю 25 октября. Монастырь был абсолютно пуст – здесь отряд переночевал, а на следующий день вновь погнался за французами. Братия вернулась в обитель, и в ней сто с лишним лет воцарилась мирная жизнь, заполняемая монашескими трудами.
Последняя четверть ХIХ века отмечена подлинным расцветом, который связан с деятельностью архимандрита Андрея (Васильева), управлявшего монастырём с 1875 года до самой своей кончины, последовавшей в 1900 году. Человек высокой монашеской жизни, рачительный хозяин, книжник, отец Андрей всё время находился в неустанных трудах. Он умел "привлекать средства" – так, например, в 1885 году московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков пожертвовал в обитель, где был погребён его отец, три тысячи рублей. При архимандрите Андрее появилась каменная часовня на месте первой кельи преподобного Герасима; подвергся реконструкции Троицкий собор (с обновлением живописи); серьёзного ремонта дождались почти все монастырские постройки, к тому времени обветшавшие; обитель приобрела точные копии двух рукописей Жития в 1893 году. Через 17 лет после кончины архимандрита Андрея, Российская империя рухнула, и для Болдинского монастыря настали черные времена. Впрочем, настали они не в один день. Ещё три года обитель – в условиях жёсткого давления новых властей – сохраняла свой статус. Более того, в 1919 году по инициативе П. Д. Барановского началась серьёзная реставрация уникальных древних построек. Тем не менее, в начале ХХ столетия Болдинская обитель в архитектурном плане представляла собой чуть ли не единственный в стране образец, сохранившийся в практически неизменном виде с эпохи царя Фёдора Иоанновича. Увы, послереволюционные годы, которые вообще можно рассматривать как годы повсеместного утверждения нового варварства, она не пережила.
Уже в 1920 году большевики упразднили монастырь – Троицкий собор при этом был обращён в приходскую церковь. Здания передали организованному в монастырских стенах историко-художественному музею (тоже – детищу Барановского). На протяжении 1920-х годов монашеская жизнь ещё теплилась в монастыре – так, по сообщению 1924 года, в нём проживало семеро монашествующих во главе с игуменом Пафнутием (Ковалёвым). Однако долгую такую ситуацию богоборцы, разумеется, терпеть не желали. В 1927 году реставрационные работы были прекращены. В 1929 году газета "Правда" писала: "Монахи Болдинского монастыря срывают колхозное строительство. Работники болдинского музея Главнауки помогают монахам…" Это сообщение прозвучало сигналом к атаке. Вскоре музей перевели в Дорогобуж, а в 1930 году его директора и последних иноков арестовали и отправили в ссылку (чуть позже был репрессирован и П. Д. Барановский). Монастырскую территорию со всеми постройками передали колхозу "Гигант" (затем – им. «Комсомольской правды»). Тот действовал по сценарию, уже отработанному в масштабах всей страны: в соборном храме устроили клуб, зернохранилище и склад, в Введенской церкви – сыроваренный завод, в часовне – сепаратор. В 1932 г. были вскрыты и осквернены погребения на территории монастыря, останки были выброшены из склепов и сожжены. Новая жизнь началась!
Великая Отечественная война страшным огненным валом прокатилась по Смоленщине. Во время фашистской оккупации в Дорогобужском крае развернулась партизанская война – по сути, фашисты здесь не являлись хозяевами. Немецкий гарнизон в Болдине был уничтожен партизанами 29 января 1942 года. В период существования партизанской республики с центром в Дорогобуже (с 15 февраля по 8 июня 1942 года) в монастырских стенах находились мастерские по ремонту техники. Кончилось всё катастрофой. Оккупанты жестоко отомстили обители – отступая в 1943 году, они варварски взорвали архитектурный комплекс: при этом исчезли с лица земли все основные строения обители. Казалось бы, история знаменитой обители на этом прекратилась. Но нет! В 1963 году всё тот же Пётр Дмитриевич Барановский начал работы по консервации руин, а потом – и по восстановлению зданий. Благо, сохранились все выполненные в 1910 – 20-е годы под его руководством фотографии, рисунки и чертежи, а также результаты обмеров. С 1970-х годов восстановительными работами руководил ближайший ученик Петра Дмитриевича Александр Михайлович Пономарёв. Результаты этих подвижнических трудов сегодня может увидеть любой паломник, посетивший Болдинский монастырь. В одном из монастырских зданий, организован небольшой исторический музей, в экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная М. И. Погодиным. В 1950-х гг. в сохранившихся зданиях разместились учреждения совхоза «Ставково», сыроваренный завод, почта. В 1989 году по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, сюда пришел архимандрит Антоний (Мезенцов). Здесь была лишь одна колокольня, восстановленная в 1960-х годах реставраторами за красоту и древность. Сначала был отремонтирован маленький храм Тихвинской иконы Божией Матери, который сохранился лучше всех, там возобновились богослужения. 14 мая 1990 г. в Тихоновском храме Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря состоялось первое богослужение.
31 января 1991 г. решением Священного Синода Болдинский монастырь был официально передан Русской Православной Церкви. Началось полноценное возрождение обители. В декабре 1997 года был торжественно освящен вновь отстроенный огромный двухэтажный Введенский храм. Восстанавливали все по чертежам Барановского. Потом были восстановлены настоятельский корпус, кельи. В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди других построек – деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. Троицкий собор освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в июне 2010 года.
Возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений – могила семьи Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами, в том числе Степана (Стефана) Вистицкого, автора одного из первых учебников по тактике и его сыновей – Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был назначен М. И. Кутузовым генерал-квартирмейстером русской армии) и Степана Степановича (генерал-майор, в конце 1812 году возглавивший Смоленское ополчение). В рамках первосвятительского визита в Смоленскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 4 июня 2011 года посетил Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь. Святейший Патриарх совершил чин великого освящения Троицкого собора Болдинского монастыря и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Кроме того, Предстоятель передал Свято-Троицкой Болдинской обители чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Эта икона долгое время являлась чтимой святыней монастыря и считалась утерянной после разрушения обители, а недавно была обнаружена в ризнице Свято-Успенского кафедрального собора города Смоленск. В память о своем первосвятительском посещении Болдинской обители Его Святейшество передал в дар монастырю икону Божией Матери "Знамение".
В заключении стоит упомянуть, о том, как были обретены мощи прп. Герасима Болдинского. Как известно, после кончины преподобного Герасима в 1554 году он был похоронен в Троицком соборе Болдинского монастыря, в приделе во имя святого Иоанна Богослова. Из дошедших до нас письменных источников известно, что святые мощи преподобного почивали под спудом, так что даже при сооружении нового собора на месте прежнего захоронение не потревожили, органично включив в пространство южного придела.
Обретя ещё при жизни широкую известность и славу, после смерти преподобный стал почитаться как местночтимый святой. К месту его захоронения всегда стекались богомольцы.
В мае 1921 года (согласно свидетельству, записанному в 1971 году со слов участника событий Тита Петровича Новикова) комиссией по ликвидации мощей было произведено вскрытие захоронения. С глубины около одного метра извлекли белокаменный саркофаг и долбленую колоду, в которых, по мнению комиссии, находились останки преподобного Герасима и его ученика Якова Андреевича Салтыкова, который, согласно тексту жития преподобного, был погребен вблизи святого.
Саркофаг был увезен в Смоленск, а останки переложили в два новых гроба и захоронили на кладбище вне стен монастыря. Однако существовали сомнения в том, что при вскрытии раки, находившейся всего в одном метре от уровня пола начала ХХ века, было потревожено подлинное место упокоения преподобного Герасима. Возможно, именно поэтому и не почиталось верующими место нового захоронения останков, извлеченных комиссией в 1921 году.
При разборке руин Троицкого собора, взорванного фашистскими оккупантами в 1943 году, стало ясно, что южный придел собора закладывался в конце XVI века на пологом склоне холма, спускавшемся от места, где стоял более древний собор, к реке Болдинке. Чтобы пол в южном приделе оказался на одном уровне с полом всего собора, строителям пришлось досыпать грунт. Это доказывало, что даже в XVI веке захоронение преподобного Герасима находилось на глубине гораздо большей, нежели один метр. К тому же во время раскопок, начатых в мае 2001 года, было установлено, что в ходе ремонтных работ собор был поднят на 85 см от первоначального уровня. Вначале раскопки проводились силами насельников монастыря. В южном приделе пришлось снять полутораметровый слой земли, прежде чем был выявлен уровень конца XVI века (время начала строительства Троицкого собора).
Организацией раскопок в более древних слоях занимались заведующая отделом археологии музеев Московского Кремля Татьяна Панова и художник–реставратор по тканям и коже Наталья Синицына. При снятии насыпного грунта в месте, где раньше стояла рака преподобного Герасима, были обнаружены контуры могильной ямы.
Вскрытие могильной ямы было начато 17 июля 2001 года. Анализ извлекаемого грунта показал, что захоронение пребывало нетронутым. На глубине более 3 метров от уровня пола начала ХХ века открылись мощи преподобного Герасима Болдинского.
Подлинность их не вызывает сомнений: захоронение выполнено в монастырской традиции, в могильной засыпке найдена керамика XVI века, обнаружены и остатки гроба в виде тлена. Гроб представлял из себя деревянную колоду, выдолбленную из цельного ствола дерева. Конфигурация гроба, с сужением в изножье, также характерна для того времени. Кроме того, в захоронении была найдена кожаная обувь. Преподобный Герасим, как известно, был кожешвец и, вероятно, эта обувь была изготовлена его руками.
Мощи были извлечены и помещены в трапезном Введенском храме в специально изготовленном гробе. О совершившемся чудесном обретении мощей угодника Божия было сообщено тогда ещё правящему архиерею епархии, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу.
«Верим, что в этом чудесном событии даруется всем нам знак Божия благоволения, дабы возрождалась в народе нашем вера и благочестие, а через эти добродетели менялась и самая жизнь, наполняясь светом Божией Правды, миром, покоем и процветанием», — ответил в ответном письме Владыка.
Митрополит Кирилл благословил день 20 июля, когда были даны официальные заключения по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму, считать датой обретения его всечестных мощей.
Все фотографии выполнены автором этой статьи. Если Вам понравилась эта статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы узнавать историю того или иного храма России.