12 апреляПутешествияБольше по теме
В 15 километрах к востоку от Каширы находится церковь Преображения Господня у старинного погоста Спас-Детчин. Сохранившийся кирпичный храм был построен в 1878 году на средства помещицы сельца Лунево коллежской асессорши Анны Павловны Лызловой. Спасо-Преображенский храм в советские годы оставался одним из немногих действовавших в Каширском районе, хотя попытки закрыть его предпринимались дважды: в 1937 и 1964 годах. Церковь в Большом Руново служит образцом архитектуры эклектики конца XIX столетия, в которой сочетаются композиция и формы классицизма и приемы древнерусского зодчества.
Село, где расположен Спасо-Преображенский храм, за свою многовековую историю трижды меняло имя: до революции оно называлось Спас-Детчино, в советские годы – Бесово, а с 2003 года и поныне – Большое Руново. Древний погост Спас-Детчин получил первую часть названия от церкви, которая издавна была Спасо-Преображенской. Автор исторического труда «Преображенская церковь села Спас-Детчина Каширского уезда» А. Г. Дружинин (сын настоятеля этой церкви в конце XIX века) предполагал, что вторая часть названия «детчино» могло соответствовать понятию «вотчина» (отчина).
Спасская церковь и сам погост Спас-Детчин были основаны в середине XVI столетия священником Иваном Васильевичем Поповым. Первый храмоздатель просил у царя Иоанна Грозного землю под новую церковь и пашни на обеспечение причта – своих детей. Потомки Ивана Попова действительно служили здесь в течение столетия, передавая приход по наследству. Царь, рассматривая эту просьбу священника о своих детях, и мог назвать в грамоте новый погост «Детчиным».
С древней местностью, где стоит Спасо-Преображенская церковь, связано немало легенд. Поблизости от села сохранялись вплоть до конца XIX века следы древнего земляного укрепления – «городка». На берегу Оки у бывших Кропотовских выселок возвышалась тянувшаяся до самой Каширы цепь курганов, с которых, согласно местной молве, «богатыри топориками перебрасывались», когда «Литва воевала». Устное предание говорит о том, что в Спас-Детчино в древности существовал монастырь. Документально эта легенда ничем не подтверждается, кроме одного неясного выражения в писцовых книгах.
В документе 1578-1579 годов среди описаний землевладений прихода погоста Спас-Детчин говорилось следующее: «околица у них под монастырем, где животину поят». В пользу версии существования монастыря приводили еще два обстоятельства: на пашне к югу от бывшей усадьбы церковного причта крестьяне вплоть до конца XIX века выкапывали большие тесаные камни, напоминавшие надгробия. Это могло указывать на место забытого монастырского некрополя. Вторым обстоятельством было наличие необычно большого количества церковной земли, которая якобы прежде была монастырской. Летописец прихода села Спас-Детчино А. Г. Дружинин критически оценивал легенду о бывшем здесь монастыре. Находки тесаных камней на пашне могли свидетельствовать не столько о бывшем монастырском кладбище, сколько о недобросовестном использовании причтом старых надгробных камней, которые переносились с погоста и ставились в основания хозяйственных построек. С другой стороны, словом «монастырь» в писцовых книгах XVI века называли иногда просто участок земли, находящийся внутри церковной ограды. Вероятно, обитель на Оке, если и была, то исчезла задолго до основания в XVI веке Преображенской церкви священником Иваном Васильевичем Поповым. В истории прихода осталась память о полулегендарном «попе Калине» – прозорливом старце, прожившем 105 лет.
В 1747 году в соседней со Спас-Детчино деревне Черной, местный помещик майор Алексей Гаврилович Кропотов построил еще одну деревянную церковь – Знамения Пресвятой Богородицы. В 1753 году Кропотов просил епархиальное начальство определить на место дьячка в свою церковь Игнатия Калинникова из села Боровкова. Дьячок был определен в Знаменскую церковь, но пробыл в ней недолго. Уже в 1754 году он был рукоположен в священнический сан и по каким-то причинам перешел служить в соседний Преображенский храм Спас-Детчино.
В 1766 году в Спас-Детчине и округе происходило генеральное межевание лугов и пахотных земель. Помещик А. Г. Кропотов вступил в конфликт со своим бывшим дьячком, священником Игнатием Калинниковым – «попом Калиной», забрав у Преображенского прихода лучшие земли. По местному преданию, поп Калина предрек майору Кропотову Божье наказание: «Смотри, барин, Спас-Преображенье стоит на песку, не навело б оно на тебя тоску!». После этих слов, возвращаясь в село Черное, помещик ослеп.
Основанный майором Кропотовым приход в селе Черном просуществовал лишь до 1796 года. Церковь закрыли, а храмовую икону Знамения Пресвятой Богородицы перенесли в Спас-Детчино. Тем не менее, крестьяне деревни Черной еще долго отмечали престольный праздник в день Знамения Пресвятой Богородицы отдельно от других селений прихода Преображенского храма.
К середине XVIII века старинная деревянная церковь Преображения Господня на погосте сильно обветшала. В 1765-1768 годы помещик деревни Черной отставной майор Александр Григорьевич Гурьев выстроил в Спас-Детчино в стороне от старого храма новую деревянную церковь с двухъярусной колокольней и с тем же посвящением главного придела Преображению Господню и двух приделов – пророку Илии и Николаю Чудотворцу. Остатки обветшавшей церкви были разобраны, а на месте алтарей поставлены памятники- голбцы.
26 июня 1849 года скончалась богатая прихожанка церкви, помещица сельца Лунево (Бесово) Анна Павловна Лызлова. В своем завещании она велела продать свое имение, а вырученные деньги положить на счет в Московский опекунский совет с тем, чтобы через несколько лет построить в селе новый каменный храм. Деревянный храм, возведенный помещиком Гурьевым, простоял более ста лет на погосте в селе Спас-Детчино, но со временем и он обветшал. В 1865 году буря сбила крест с купола и накренила деревянную колокольню, а из-за щелей в стенах здание стало непригодным для богослужений в зимнее время.
В 1870 году душеприказчица покойной Лызловой Глафира Ивановна Козлова подала прошение епархиальным властям о строительстве новой каменной церкви в Спас-Детчино. Несколько лет ушло на подготовку к строительству, решение организационных вопросов, изготовление кирпича и поиск бутового камня. 22 июня 1875 года новый храм был торжественно заложен, а спустя три года основное здание церкви и колокольня построены. Деревянная церковь помещика Гурьева стояла на погосте какое-то время и после постройки нового храма. В 1883 году разобрали старую колокольню, и только в 1888 году – трапезную и саму аварийную церковь. Ее алтарь, однако, был оставлен на прежнем месте и обращен в часовню (утрачена в советские годы). На месте деревянного храма и сегодня уцелел небольшой участок древнего погоста, в том числе несколько частей надгробных плит XVII столетия.
В советские годы Преображенский храм в Спас-Детчино оставался действующим, однако гонения не обошли стороной и этот приход. В 1937 году церковь была закрыта, кресты с куполов сбили, а в церковном здании открыли сельский клуб. Благозвучное название села Спас-Детчино было намерено изменено на Бесово (второе название соседнего сельца Лунево). Настоятель церкви отец Петр Ильинский безвинно осужден и отправлен в Казахстан, где скончался, не выдержав тяжелых условий ссылки.
В 1944 году прихожанам удалось добиться возвращения оскверненной Спасо-Преображенской церкви общине. С 1945 года здесь возобновились богослужения, был восстановлен внешний облик храма. Среди служивших в послевоенные годы в Спас-Детчино был известный пастырь и исповедник веры Михаил Труханов, который провел в лагерях около 16 лет своей жизни. Этот талантливый во многих областях человек: священник, математик, астроном и врач-хирург служил в Преображенской церкви Бесово (Спас-Детчино) в 1960 году. В 1961 году храм по праздникам посещало 350-400 верующих.
В течении девяти месяцев службы в храме не совершались, но в сентябре 1964 года, по ходатайству прихожан, богослужения были возобновлены. В этот сложный для Преображенского храма период его настоятелем был священник Андрей Усков. Чтобы спасти от изъятия основную храмовую утварь и святыни храма, отец Андрей был вынужден перевезти и хранить их у себя в квартире. В эпоху уже «хрущевских» гонений власти попытались вновь закрыть Преображенский храм. К счастью, стойкое сопротивление местных жителей не дало этому осуществиться. С 1981 года настоятелем Спасо-Преображенского храма стал отец Сергий Шириков, который служил здесь на протяжении почти 35 лет. По инициативе священника в конце 1980-х годов была проведена основательная реставрация старинного храма, Много хозяйственных работ по благоустройству церкви было проведено к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Были полностью заменена кровля, отремотированы купола, кресты, фасад и ограда храма. Полностью измена отопительная система здания. В 1988 году после согласования с Министерством культуры РСФСР и получения разрешения на производство реставрационных работ, началась замена старой росписи храма. Работы выполнялись студентами Строгановского училища: мастером по росписи А. Кугоевым и его помощниками – А. Бабушкиным, В. Васильевым и А. Бубновым-Петросяном. Постановлением Правительства Московской области в 2002 году храм был включён в список памятников архитектуры местного значения. В 2003 году село Бесово – переименовано в Большое Руново. В память о древнем погосте в селе появилась улица Спас-Детчин.
Все фотографии выполнены автором этой статьи.