28 мартаПутешествияБольше по теме
Село Гагино Бужаниновского сельского административного округа раскинулось вблизи маленькой речушки Киниболки. В конце ХIХ века оно относилось к Рогачёвской волости Александровского уезда Владимирской губернии. Ездили туда от станции Арсаки на лошадях 10 километров. Документально селение известно с 1462 года из завещания великого князя московского Василия Тёмного. В том месте, где речь шла о благословении шестого сына Бориса, в грамоте значилось: "… да в Берендееве село Ростовцовское с деревнями, да Никульское, да Тимофеевское, ино то его и есть". Речь идёт о поселениях в окрестностях Александровой слободы, а указанное Тимофеевское – это первое название Гагино, впервые упомянутое в документах под 1623-1624 гг. как старинная вотчина стольника С. И. Велико-Гагина.
В те времена ежегодно в деревню наезжал с воинами и сборщиками податей княжий волостель-чиновник. Не так далеко через деревню Стогово проходила большая дорога на Александровскую слободу. Согласно патриаршим окладным книгам, в 1628 году в деревне Тимофеевской значилась деревянная церковь во имя святого Димитрия Солунского. С этого времени деревня уже называется селом. Ещё в начале ХVI века село вместе с деревнями перешло во владение к князьям Велико-Гагиным. Русский дворянский род Гагиных вёл своё начало то же с ХVI столетия. Село получило двойное название – "Тимофеевское, Гагино тож". Название сохранялось до кончины князя Николая Ивановича Гагина в 1722 году (он утонул во время купания). После его смерти род Гагиных пресёкся. В округе село стали именовать просто Гагиным.
При правлении императрицы Елизаветы Петровны Гагино было разделено на две части: одна половина была пожалована государыней своему любимицу генерал-аншефу Василию Ивановичу Чулкову, другая находилась во владении генерал-поручика князя Фёдора Фёдоровича Щербакова. Когда они скончались имения перешли к их потомкам. Во второй половине ХVIII века в Гагине взамен деревянной Дмитриевской была построена каменная церковь во имя Всемилостивого Спаса на средства В. И. Чулкова (1760-е гг.). Храм был построен в стиле зрелого барокко и представляет собой пример редко встречающейся в русской архитектуре шестистолпной базилики. На купол храма был установлен позолоченный крест с короной наверху и полулунием внизу. К основному объёму церкви позже пристроили трёхъярусную колокольню одного стиля с храмом.
В первой половине ХIХ века венчания были переделаны. Сам храмоздатель в 1775 году был погребён в этой церкви, направо от входа, на столпе была укреплена медная доска со стихотворной эпитафией: "Воззрите смертные своими днесь очами. Заглядьте место вы прежалкими слезами. Бессмертный славы муж повержен здесь лежит. Молчанья вечного приняв спокойный вид". В 1845-1871-х годах рядом со Спасской была сооружена другая каменная церковь с тремя престолами. Главный был посвящён Казанской иконе Божией Матери, два других посвящались Димитрию Солунскому и Параскеве Пятнице. Этот массивный храм в русском стиле появился на свет благодаря двум женщинам, местным помещицам Екатерине Васильевне Барбашевой, урождённой Чулковой, и её тётке Анне Васильевне Спечевой (тоже урождённой Чулковой)(погребены под алтарём). У храмов находились захоронения с надгробными памятниками прежних вотчинников, помещиков Чулковых, Щербатовых их родственников и других благотворителей. В приходе храмов села Гагино значились деревни Яковлево, Гальнево, Истомино, Терпигорево, Суропцево, Шеино, Путятино и сельцо Дивово. В 1859 году в самом селе Гагино было 10 крестьянских дворов, в которых проживало около 60 человек. Крестьяне, помимо сельского хозяйства, занимались кустарным производством хлопчатобумажных тканей.
Уникальное по своему значению событие связано с гагинской Спасской церковью, да и с селом в целом. 10 августа (27 июля по ст. ст.) 1898 года здесь венчались Ф. И. Шаляпин и балерина Русской частной оперы С. И. Мамонтова – Иола Торнаги (Иола Игнатьевна Лопрести). Молодые в присутствии С. Рахманинова, К. Коровина и других членов "Мамонтовского кружка" обвенчались в Спасском храме и уехали играть свадьбу в соседнее Путятино, на дачу солистки частной оперы Татьяны Спиридоновны Любятович (1859-1932). С.И. Мамонтов был посаженным отцом на свадьбе Фёдора с Иолой. Таинство брака совершил местный священник Александр Чижов, которому помогал псаломщик Иоанн Введенский. В графе "Поручители по жениху" значились: "Коммерции Советник Савва Иоанов Мамонтов и сын титулярного советника Валентин Николаев Сабанин", "Поручителями по невесте" выступили "Статский Советник Симон Николаев Кругликов (музыкальный критик) и художник Константин Алексиев Коровин". Запись о бракосочетании из метрической книги церкви села Гагино гласит: «Июля 27-го 1898 года. Жених: Вятской Губернии и уезда Вожальской волости деревни Сырцевой крестьянин Феодор Иоаннов Шаляпин православного вероисповедания, первым браком. Лет 25. Невеста: Италианская подданная Иола Игнатиева Ло-Прести, католического вероисповедания, первым браком. Лет 25». В графе «Поручители по женихе» значилось: «Коммерции Советник Савва Иоаннов Мамонтов и сын титулярного советника Валентин Николаевич Сабанин». Поручителями по невесте выступили «Статский Советник Симон Николаев Кругликов (музыкальный критик) и художник Константин Алексиев Коровин». Коровин вспоминал: «По окончании венчания мы пошли к священнику — на улице все еще лил дождь. В небольшом сельском домике гости едва поместились. Матушка и дочь священника хлопотали, приготовляя чай… Мы с Шаляпиным пошли на кухню, разделись и положили на печку сушить платье… Чтобы согреться, усердно подливали в чай кагору. Когда двинулись обратно, священник наделил нас зонтиками… У Путятина нам загородили дорогу крестьяне, протянув поперек колеи ленту. Ее держали в руках девушки и пели какую-то песню, славя жениха и невесту… Мужики просили с молодых выкуп на водку. Я вынул рублевку и дал. Бабы говорили: «Мало! А нам-то на пряники?» Другие тоже дали крестьянам денег. Ленту собрали, и мы поехали. Вернувшись к Татьяне Спиридоновне, мы увидели столы, обильно уставленные винами и едой. Поздравили молодых, все целовались с ними. Кричали «Горько! » Сам Шаляпин так описывал это событие: «Живя у Любатович на даче, я обвенчался с балериной Торнаги в маленькой сельской церковке. После свадьбы мы устроили смешной какой-то турецкий пир: сидели на полу, на коврах и озорничали, как малые ребята. Не было ничего, что считается обязательным на свадьбах: ни богато украшенного стола с разнообразными яствами, ни красноречивых тостов, но было много полевых цветов и немало вина. Поутру, часов в шесть, у окна моей комнаты разразился адский шум — толпа друзей с С. И. Мамонтовым во главе исполняла концерт на печных вьюшках, железных заслонках, на ведрах и каких-то пронзительных свистульках. Это невозможно напоминало мне суконную слободу… А дирижировал этим кавардаком С. В. Рахманинов». Путятино расположено у истока р. Карповки, левого притока р. Вондюги. В конце XIX в. в этой деревне была дача Татьяны Спиридоновны Любатович (1859-1932), оперной певицы частного театра Саввы Ивановича Мамонтова, разрушившей его семейную жизнь. Большой тесовый дом с флигелями стоял среди огромного запущенного парка, переходящего в лес. Каждое лето у Любатович бывало много гостей, собирался артистический и художественный кружок. В 1890 г. К. А. Коровин написал её портрет: молодая жизнерадостная хозяйка сидит на подоконнике с книгой в руках, в раскрытое окно виден сад. Она была хорошей знакомой великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина, часто пела вместе с ним. Он жил здесь летом 1898 г. в егерском домике и со своим другом ровесником С. В. Рахманиновым, готовил роль царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». Дача г-жи Любатович, красивейший парк с аллеями и цветниками, зеркальные пруды с рыбой украшали небольшую деревеньку Путятино. В советское время все постройки усадьбы были разрушены, аллеи вырублены. От парка осталось лишь несколько старых дубов и лип. Сохранился только пруд.
После революционных событий 1917 года храмы в Гагино какое-то время были открыты для прихожан. Закрытие церквей приходится на 1930-е годы. Как обычно, сперва были сброшены колокола, позже купола с крестами, а церкви варварски разграблены. Местная власть не нашла ничего лучшего, как в церковных зданиях разместить склады зерна, позже в церковных помещениях местный колхоз "Труд" хранил на протяжении многих лет минеральные удобрения. Свыше шести тонн пестицидов хранились здесь на протяжении существования колхоза. Позже, после развала сельхозпредприятия, храмы были брошены на произвол судьбы (часть ядохимикатов так и оставалась находится под сводами церквей), кирпич, невзирая на пропитку удобрениями, местными дачниками брался для своих нужд.
Прицерковная территория вся поросла бурьяном и травой. От Казанского храма уцелел только купол на четырёх опорах. Это остов "дома Божьего" был передан верующим в 1998 году. Общественники и неравнодушные люди стали бить тревогу, узнав, что в селе побывал Фёдор Иванович Шаляпин, к которому вырос в то время значительный интерес почитателей творчества этого человека. Средства в размере 480 тысяч рублей были выделены из экономического фонда, в котором аккумулируются штрафы за вредное воздействие предприятий района на окружающую среду. "Забытые" ядохимикаты требовалось убрать как можно быстрее.
После того как телекомпания "Радонежье" сняла и выпустила в эфир документальный фильм "Свадьба в Путятине", завоевавший главный телевизионный приз – ТЭФИ, гагинскими храмами заинтересовался благотворительный фонд "Сельская церковь". Появились и другие благотворители. Среди специалистов, проводивших противоаварийные и реставрационные работы, стоит отметить московского архитектора-реставратора Нину Валерьевну Семёновскую и инженера-реставратора, председателя Реставрационного совета Центра "Сельская церковь", Николая Ивановича Смирнова, занимавшиеся Казанским храмом в 2004-2005 гг. В 2013 году под патронатом Министерства культуры России храмовый комплекс начли основательно восстанавливать. Сейчас оба храма и церковная ограда полностью восстановлены, облагорожена территория, создана детская площадка.
10 апреля 2018 года возрождённый храмовый комплекс ХVIII-ХIХ вв. посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В этот же день состоялось великое освящение комплекса, которое возглавили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, епископ Серпуховской Роман и епископ Луховицкий Пётр. Ежегодно, в день венчания Шаляпина и Торнаги, жители деревни и гости праздника собираются у старинных храмов, чтобы почтить память о пребывании в Гагине великого русского певца, а также именитых людей, посетивших это уникальное место на Сергиево-Посадской земле.
Все фотографии, кроме фото, взятых с указанного сайта, выполнены автором этой статьи.