3 апреляПутешествияБольше по теме
Тридцать пять минут езды рейсовым автобусом от станции железной дороги Барыбино и перед нами открывается живописный вид… Среднерусское раздолье: обширные поля, островки перелесков под бескрайним небом, впереди – несколько десятков обычных сельских домов выстроились в два порядка вдоль очень широкой улицы, а среди них, отражаясь в зеркале обширного пруда, в самом центре старинного села – один из самых больших и благоустроенных в окрестности храмов – храм Архистратига Божия Михаила. Село Михайловское, о котором пойдет речь, по последнему административному делению расположено в южном Подмосковье, на южной границе Домодедовского городского округа Московской области. Но это – судьба случая, село более всего тяготело к Серпуховскому уезду, к Хатунской дворцовой волости.
В истории Михайловского, как и в истории многих других сел и деревень южного Подмосковья, четко прослеживаются два периода: период до «смутного времени» и более поздние времена. Рубеж между этими периодами приходится на конец XVI – начало XVII вв. Проследим историю села в глубь веков. Интересные исторические сведения о поселениях южного Подмосковья можно почерпнуть в Духовных и Договорных грамотах XIV – XV веков, в Писцовых книгах того времени. В этих документах, которые в обработанном виде можно найти у В. Н. Дебольского, Ю. В. Готье, Н. М. Карамзина и других историков, мы находим, пожалуй, первое достоверное упоминание о Михайловском. Из них следует, что «земли серпуховские», расположенные к северу от реки Оки до реки Северки и далее на север до села Битяговского, расположенного на реке Рожая, принадлежали князю московскому Ивану Даниловичу Калите, а позднее его потомкам. В Духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года записано: «… приказываю, в случае смерти и отдаю Андрею – Лопасну, Серпухов и села Талежское, Битяговское; княгине моей с меньшими детьми – села, бывшие в ее владении и сельцо Михайловское». В более позднем Духовном завещании 1341 года сыну, князю Андрею, прозванному Серпуховским, завещаны земли вплоть до реки Северки, в том числе и село Михайловское.
В Духовной грамоте 1410 года князя Владимира Андреевича, прозванного Храбрым, внука Ивана Калиты, волею Великого князя Ивана Ивановича, утверждены уделы отца его и упоминаются села, оставленные детям: Немцово, Михайловское, Хатунь, Растунова-слободка. Все эти села располагались в старинных царских охотничьих угодьях. Начиная с 1462 года Серпухов, Хатунь, Вельяминово, а с ними, очевидно, и Михайловское переходят уже во владение потомков другой ветви, идущей от Ивана Калиты.
К сожалению, у нас нет достоверных исторических свидетельств о жизни села в XV-XVI вв. – документы тех лет практически не сохранились. Тем не менее с большой долей достоверности можно предположить, что Михайловское разделило судьбу многих окрестных земель юга Московии: опустошительные набеги татар, распри князей, удаленность от оживленных торговых путей не способствовали быстрому развитию.
Но вот наступил рубеж XVI–XVII вв. Междувластие, времена смуты отбросили развитие Российского государства на несколько десятилетий назад. Сильно пострадал в эти годы и юг Московии. Помимо того, что эти земли всегда подвергались в прошлом набегам иноземцев, в эпоху кризиса государственности в России, трактуемую рядом историков как гражданская война, в период внутреннего брожения и грубого произвола иноземцев, они были просто разорены. Роковыми были литовские нашествия 1609 и 1613 годов, когда южные окраины Московии были заняты врагом и приведены в опустошение. Разрушение жизненного уклада, вызванное событиями «смутного времени», достигло наибольшего размаха в 1615 – 1620-х годах. В Писцовых книгах того времени появились многочисленные записи: «пустошь, что была деревня, да и сами пустоши запустели и заросли…». Упадок был настолько сильным, что даже в конце 1620-х годов, как отмечал историк Ю. И. Готье, большинство приходных погостов Замосковного края «стоят без пения». В описаниях края встречается много указаний на «огромную убыль людей», известия о крестьянах, «вымерших в лихолетье, побитых от полоцких и литовских людей и в полон пойманных». Но гораздо чаще попадаются известия о «запустении сел и деревень от бегства живших в них крестьян, которые забрели безвестно или ходят по миру». Целые волости запустели: крестьяне были побиты, а дворы сожжены. Оставшиеся в живых люди бежали и часто уже обратно не возвращались. Брошенные на произвол судьбы села и деревни обращались в пустоши. И нередко писцы даже не могли указать точно в своих книгах название селения, обратившегося в пустошь: нет очевидцев! Разительные цифры дает перепись крестьянских дворов конца XVI – начала XVII вв.: «число крестьянских дворов с 1272 в 1590-х годах уменьшилось до 173 в 1616 году». Вот такая картина рисуется в годы лихолетья. Отсюда с большой степенью достоверности можно утверждать, что и село Михайловское не миновало разорения в годы смуты. Об этом говорит тот факт, что село в те годы упоминается лишь как «церковь Михаила Архангела на Михайловском погосте». Однако, уже в 1627 году Михайловское снова упоминается как село: «церковь Архангела Михаила в Михайловском, на погосте». С этой даты снова начинается возрождение села.
На запад от села Михайловское, в верстах примерно в двух, есть место, известное среди местных жителей, как «масловская поляна». В Приходных книгах Патриаршего приказа за 1641 год мы находим о ней следующую запись: «по отписи и сыску прибыла вновь церковная земля Рождества Пресвятой Богородицы в приселке Маслово Ловчего пути и отдана в оброк охотнику Петру Молчанову, оброк 13 алтын, 2 деньги в год». Почему вновь? Потому, что первое упоминание об этом месте относится к 1573-1574 годам, где в Писцовых книгах Московского государства читаем: «В Каневском же стане — погост царя и Великого князя на р. Коширке, а на погосте церковь Рождества Пречистой Богородицы». Из этого следует, что на месте нынешней «масловой поляны» существовало селение Маслово, которое заселялось после 1570-х годов на царских землях и которое, просуществовав недолго, было разорено. Об этом свидетельствует и другая запись в Писцовых книгах 1675-1677 годов, где при описании церковных земель в селе Михайловское сказано: «…да церковная пустошь, что было село Маслово в верховьях речки Чегодаевки, а Бытенка тож…».
Старожилы здешних мест из поколения в поколение передают предание, что, когда селение это было опустошено, то церковь Пресвятой Богородицы от врагов ушла в озеро. Было так или нет – кануло в вечность, осталась только память. Сегодня сторонний человек не найдет здесь никаких примет существования Маслова. На этом месте сегодня луга, пашни, окруженные лесами. Исчезли и верховья речек Каширки и Чегодаевки – они берут теперь свое начало в отдалении от этих мест и бегут среди полей в лесистых берегах. И лишь несколько яблонь среди леса свидетельствуют, что здесь когда-то жили люди. К церкви Архангела Михаила пустошь эта была окончательно приписана только в 1732 году, а произошло это благодаря следующему случаю: в 1687 году Михайловский поп Федор Семенов подал «тяжбу» патриарху Иоакиму: «… у церкви Михаила Архангела приход мал и церковной землей, и сенным покосом скуден. В 1675-1677 годах Офросим приписал пустую землю Маслово. И с 1680 года пустошь, что было село Маслово, с церковным местом находилась в приходе церкви Михаила Архангела села Михайловского. Но владеет ей Ф. С. Мещерский… ». Федор Семенов просит разрешить тяжбу и отдать означенную землю в приход церкви. Сорок пять лет длилась тяжба, и лишь в 1732 году «масловская поляна» была окончательно приписана к михайловской церковной земле.
Вернемся снова к Михайловскому.
Деревянная церковь Архангела Михаила многократно перестраивалась, но вот 14 июня 1769 г. случилось непредвиденное… Священник Григорий Иванов, диакон Иоаникий Макаров и церковный староста Григорий Анисимов после Божественной литургии, осмотрев церковь, заперли ее и разошлось по домам. Пополудни жители села заметили, что церковь загорелась, и ударили в набат. Прибежавший к церкви священник, взбежав на паперть, открыл дверь и проник внутрь. За ним бросились и другие. Огонь охватил левую сторону трапезы и быстро распространялся. Священник и диакон устремились к алтарю и с помощью прихожан вынесли из церкви святое Евангелие, антиминс, а также большинство местных икон, книги, ризы и другую утварь. Сама же церковь сгорела дотла.
Вот, что говорится в донесении в Правление Московской епархии за 1772 год. «Состоящая в дворцовой Хатунской волости в селе Михайловское деревянная церковь во имя Михаила Архангела июля 14 дня 1769 года после Божественной литургии нечаянным случаем от забытой священнослужителем в трапезной на левой стороне «у мирских образов» с огнем свечи вся без остатку сгорела, а церковная утварь, местные образа, книги, ризы и антиминс с напрестольной одеждою – все вынесено и хранится в целости ».
Московская духовная консистория, несмотря на то, прихожане к священнику претензий не имели, «в назидание» направила служившего здесь священника в московский Сретенский монастырь. Три года прихожане были без церкви. В приходе церкви числилось тогда 53 крестьянских двора и около 400 прихожан, и оставлять их без церкви было нельзя.
В это время владелец с. Жуково Бронницкого уезда генерал-порутчик и сенатор Сергей Васильевич Гагарин просил Консисторию находившуюся в селе ветхую деревянную церковь во имя Покрова Пречистой Богородицы упразднить как «стоящую в праздности и не имеющую причта». В 1772 г. с разрешения духовной консистории эту церковь разобрали и вместе с утварью перевезли в с. Михайловское, где и поставили на месте сгоревшей.
В конце XVII века село Михайловское, вместе с Хатунской волостью, отошло к Дворцовому ведомству и оставалось в нем вплоть до 1775 года, когда для сельчан произошло очередное важное событие: Императрица Екатерина II пожаловала всю дворцовую Хатунскую волость графу А.Г. Орлову.
«Объявляем через сие, – говорится в пожалованной грамоте Императрицы, – что Наше Императорское Величество всемилостивейше заблагорассудили пожаловать за Чесменскую баталию нашему генерал-аншефу и кавалеру графу Алексею Григорьевичу Орлову 4000 мужского пола душ из нашей дворцовой Хатунской волости… в вечное наследственное и потомственное владение. Дана в Москве лета от Рождества Христова 1775, декабря первого на десять дня. Екатерина». Получив столь щедрый подарок и вдобавок к нему титул Чесменского, граф вышел в отставку.
Наступил XIX век… Основным и любимым делом вышедшего в отставку графа становится занятие весьма большим хозяйством. Самым серьезным образом Алексей Григорьевич начинает заниматься птицеводством и животноводством – в свое время были хорошо известны орловские бойцовые гуси, орловские канарейки, орловские почтовые голуби. Но самых больших успехов он достиг в области коннозаводства.
При Орловых-Чесменских Михайловское быстро застраивалось. Но 24 декабря 1807 года Алексея Григориевича не стало. Скончался легендарный герой Чесмы, один из непосредственных участников дворцового переворота 1762 г, возведшего на Российский престол Императрицу Екатерину II. В последний путь его провожали тысячи москвичей. Похоронили Алексея Григорьевича в усадьбе Орловых Отрада (ныне: село Семеновское, Ступинского района Московской области) рядом с могилами его братьев. Граф Алексей Орлов скончался, когда его единственной дочери Анне было всего 22 года… Теперь она стала владелицей огромных орловских богатств. Заслугой новой владелицы села графини Анны Алексеевны является то, что в 1812 г. она пожертвовала на формирование московской военной силы 100 тысяч рублей, на свой счет обмундировала и вооружила 18 жителей села и деревни. Среди первых благодеяний графини А.А. Орловой-Чесменской михайловским крестьянам было и строительство в 1816-1822 гг. в селе величественного каменного храма Архангела Михаила. Долгое время, почти вплотную к новой каменной церкви, стояла старая, ветхая, деревянная церковь Архангела Михаила. Стояла «без пения». По просьбе прихожан, по решению Его Высокопреосвященства церковь эта была оставлена для «поставления до срочного времени усопших». Позднее, в 1852 году, деревянная церковь была разобрана. С тех пор в Михайловском стоит один каменный храм во имя Архистратига Божия Михаила.
Приход церкви в разные времена был разным. В 1781-1782 годах в приход церкви Михаила Архангела входило только 4 деревни. К середине XIX века, после нескольких изменений в приходе Михайловской церкви остались село Михайловское, деревни Глотаево, Порышово, Полушкино и Чирково. В этом составе приход сохранился и по сей день.
Есть некоторые, скупые, сведения о составе верующих села тех лет. В 1871 году в Михайловском было 852 человека православных и 28 человек раскольников беспоповцев. Были раскольники беспоповцы и в других деревнях прихода, но они составляли малую долю населения. Всего же в Михайловском приходе в 1871 году было 2272 душ, из коих число православных 2219 душ.
В 1869 году в селе была открыта первая школа. До этого дети обучались на дому священником приходской церкви. Школа, до 1890 года именовавшаяся земским училищем, была построена на средства Михайловского и Полушкинского обществ при поддержке Земства, которое выделило на строительство 500 рублей. Содержалась школа на общественный счет. Первая школьная постройка просуществовала до 1879 года – в этом году здание школы было перестроено. В начале обучение в школе было трехгодичное – в младшем, среднем и старшем отделениях. Учеников, в среднем, было около 50 человек, причем в основном мальчиков. Среди крестьян грамотность считалась делом необходимым как в быту, так и на стороне, ведь многие крестьяне занимались ремеслом или торговлей, где грамотность была просто необходима. Законоучителем в школе со дня ее основания был протоиерей Тимофей Павлович Розанов. Попечителем с 1882 года – полушкинский крестьянин Я. Ф. Белов. С 1880 года в школе учительствовал Михаил Алексеевич Орлов, выходец из духовного сословия. 300 рублей в год обходился тогда учитель школе. Преподавались в школе обычные для того времени предметы: Закон Божий, письмо, чтение, арифметика. В отличие от других школ здесь преподавалось пение по нотам на 4 голоса. По оценкам инспекторов, результаты в пении были недурны. В классе пели все дети, а дети с хорошими голосами пели на клиросе, и храм Архангела Михаила славился в округе единственным в то время на юге Подмосковья детским хором. В 1885 году в школе организовали библиотеку. В ней насчитывалось около 100 книг: духовных, научных, исторических, сельскохозяйственных, детских. Характерным для начала XX века в истории села являлось и то, что многие главы семейств и их взрослые дети уходили в Москву на заработки. Некоторые из них, обзаведясь своим делом, остались в городе и очень немногие возвращались обратно в село. Особенно большой отток жителей из села пришелся на период НЭПа.
В конце 1920-х, начале 1930-х годов в селе проводится коллективизация, для ее проведения в село был прислан партиец, Ураганов, который и организовывал в селе первый колхоз, получивший наименование «колхоз имени Ворошилова». К этому времени село было уже застроено в отведенных границах, и поэтому с приездом Ураганова здесь стала застраиваться новая слобода. На «урагановке», как называли ее сельчане, было построено всего несколько домов, да и те спустя несколько лет сгорели в одночасье, так что от слободы не осталось и следа. И только лишь белоснежный храм, как безмолвный свидетель времен, остался неизменен. Строительство нынешнего каменного храма Архистратига Божия Михаила в селе Михайловское связано с именем владелицы села графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. В 1816 году, по ее прошению, ей была выдана Храмозданная грамота. Текст этой грамоты приводится с оригинала, который отыскал и сохранил для истории настоятель храма протоиерей Андрей Усков, служивший в Михайловском более 30 лет.
Божией милостью Смиренный Августин Архиепископ Дмитровский
Управляющий Московской Митрополией.
Просила Нас Ея Сиятельство, графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская о дозволении построить в Серпуховской округе в селе Михайловском вместо деревянной Архистратига Михаила церкви в некотором от нее расстоянии вновь каменную с двумя приделами, на собственный, Ея Сиятельства, кошт. И как по учиненной в Московской Духовной Консистории справке, препятствий к тому не оказалось, то сего ради и благословили Мы графине построить в селе Михайловском церковь Архистратига Михаила вновь каменным зданием с приделами Святителя Николая Чудотворца и безсребренников Козмы и Дамиана на другом, удобном месте поблизости от нынешней, алтарями на Восток по подобию прочих церквей, доброю и благопристойною архитектурою. И по построении оную церковь и приделы убрать Святыми иконами и прочим церковным благолепием. А когда построены будут и всем приличествующим удовлетворены будут, тогда просить Нас и о освящении оных. О чем Ей, графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской, сия Наша Архиерейская Храмозданная грамота и дана в царствующем граде Москве, в доме Нашем июня 7 дня 1816-го года. Грамота эта выдана Высокопреосвященнейшим Августином (Виноградским), в последние годы своей жизни занимавшим московскую кафедру в сане Архиепископа Московского и Коломенского (+ 1819 г.).
Новый храм сооружался в виде четверика размерами 30 х 30 аршин. Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями, оштукатурено. Храм являет собой характерный образец московского ампира, массивный четверик храма завершен крупным световым барабаном, покоящимся на внутренних пилонах. С запада к храму примыкает двухъярусная колокольня с квадратным основанием и цилиндрическим верхом. Определенное своеобразие сообщает композиции здания отсутствие трапезной. Центральный иконостас, современный храму, по типу и художественным достоинствам в настоящее время уникален: чрезвычайно красива его купольная ротонда на золоченых каннелированных колоннах коринфского ордера, украшенная накладной резьбой. Рассматривая отдельные архитектурные элементы здания храма, можно заметить их сходство с некоторыми деталями родовой усыпальницы Орловых в подмосковной Отраде, автором которой являлся легендарный Жилярди – один из известнейших архитекторов начала XIX в., почетный член С.-Петербургской академии художеств. Есть не лишенное оснований предположение, что ему же принадлежит и идея проекта храма. Среди наиболее крупных работ Доменико Жилярди в России – проект восстановления здания Московского университета (1817-19), обгорелый остов которого после Отечественной войны 1812 года пять лет стоял в центре Москвы.
Храм графине Анне Алексеевне благословлено было строить «на собственный Ея Сиятельства кошт». Это означало, что не только все нужды строительства необходимо было покрывать из собственных средств, но и дальнейшее содержание храма и причта так же. Для строительства и оснащения храма требовались большие деньги, и графиня дважды закладывала свое имение в Московском опекунском совете, взяв там ссуды в 400 и 266 тыс. рублей. По благословению правящего в то время архиерея – московского Архиепископа Святителя Филарета (Дроздова), причисленного ныне к лику святых, в ноябре 1822 года в праздник Собора Архистратига Божия Михаила и всех Небесных сил бесплотных храм был освящен серпуховским протоиереем Стефаном Бортниковским. На освящении храма присутствовала сама графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская.
Из описи церкви конца 20-х гг. XIX столетия видно, что графиня не пожалела средств на оснащение церкви. В то время на престоле находились малинового атласа Св. антиминс, выданный Святителем Филаретом (Дроздовым), серебряное с позолотой пудовое Евангелие с изображением Воскресения Христова посередине и четырех евангелистов по углам, серебряные, позолоченные, чеканной работы крест, ковчег и дароносица. Престол и жертвенник украшали парчовые покровы с шелковыми красными цветами по зеленой земле. Великолепные серебряные с позолотой Богослужебные сосуды на жертвеннике и серебряная кадильница дополняли убранство алтаря. Вызолоченный, резной работы запрестольный крест соседствовал с помещенной в застекленную раму иконой Знамения Пресвятой Богородицы, на обороте которой изображен образ свт. Николая Чудотворца.
Радовал глаз двухъярусный иконостас с 12 местными иконами, окрашенный голубою краскою и покрытый лаком. Царские врата с позолоченной резьбой и изображением Благовещения Богородицы и евангелистов закрывала шелковая с бахромою завеса. На южных дверях алтаря был изображен Св. Архидиакон Лаврентий, а на северных – Св. Архидиакон Стефан.
Уже в то время в храме имелось 14 новых местных икон, большое паникадило с 32 подсвечниками в 4 ярусах и два поменьше, каждое на 16 подсвечников. По обе стороны клироса находились штофные, шитые золотом и обложенные кругом золотыми листьями, хоругви с изображением на одной – Воскресения Христова, а на обороте – свт. Николая Чудотворца; на другой – Богоявления Господня, а на обороте – Пресвятой Богородицы.
Наиболее почитаемыми были иконы Воскресения Христова с праздниками двунадесятыми в золоченой раме за стеклом и Архистратига Михаила в позолоченной серебряной ризе. Среди Богослужебных книг имелись Минеи месячные, напечатанные в Киеве в 1811 году.
На колокольне установили шесть колоколов: самый большой весил 104 пуда (более 1600 кг.), второй – 24 пуда и еще четыре малых. Старожилы рассказывают, что в тихую погоду их звон можно было слышать даже за 20 верст – в Барыбино. Колокола для церкви были отлиты на пожертвования крестьян деревни Глотаево, братьев Насокиных.
Одним из первых священнослужителей храма был священник Сергий Фелищев. При нем храм по проекту архитектора Литвинова храм был обнесен изящной кирпичной на белокаменном фундаменте оградой с коваными решетками, был сооружен и дом причта. В это время в приходе церкви насчитывалось 209 крестьянских дворов и около двух тысяч жителей.
Нельзя не упомянуть об одном достойном внимания чудесном событии, относящемся к тем временам. Как уже говорилось выше, вплоть до 1852 г. в Михайловском было две церкви: неподалеку от нового каменного храма посреди старинного сельского кладбища стояла ветхая деревянная первоначальная церковь. Она использовалась преимущественно для служения панихид и «поставления до срочного времени усопших». Однажды некоему благочестивому крестьянину во сне было видение, чтобы из этой деревянной церкви была взята старинная Ахтырская икона Божией Матери и перенесена в новый храм. Когда же это видение повторилось не один раз, этот благочестивый человек поведал обо всем священнику. Со всеми надлежащими обрядами и большой честью икона была взята из церкви и водружена на новое место – в придел свв. Жен-мироносиц, где и находится по сей день. Предание гласит, что в тот же день в старой церкви случился сильнейший пожар – он и послужил, очевидно, причиной того, что в том же году церковь упразднили.
История сохранила для нас имя второго благотворителя храма Архангела Михаила – протоиерея Тимофея Павловича Розанова, который прослужил здесь более полувека, став настоятелем в 1857 году. Это был один из известнейших людей своего времени. Прекрасный знаток церковного устава, он имел несколько трудов в области церковного Богослужения и христианского благочестия, был награжден от Духовной консистории орденами Св. Анны III степени и Св. Владимира IV степени. При нем храм неоднократно ремонтировался и украшался новыми иконами и утварью. В годы его служения были изготовлены прекрасные Богослужебные сосуды, сохранившиеся до наших дней. Был настелен пол из каменных лит, а стены храма расписаны артелью Сафонова, известной своим уникальным стилем письма. Кисти Сафонова принадлежат, в частности, росписи древнейшего Георгиевского собора в Юрьевом монастыре близ Великого Новгорода, где находится усыпальница графини А. А. Орловой-Чесменской. В нишах по обе стороны западного входа сохранились надписи, донесшие до наших дней имена благотворителей храма: «Украшен храм сей при священнике Тимофее Розанове, диаконе Димитрии Машкове и псаломщиках Косме Рождественском и Михаиле Юрасове, церковном ктиторе Стефане Насокине. Работы в храме исполнены мастером Николаем Михайловичем Сафоновым… усердием и иждивением крестьянина д. Глотаево Тимофея Стефановича Жирнова в 1897 г.».
В эти годы в храм были привезены иконы со Св. Горы Афон – Божия Матерь «Скоропослушница» и Св. великомученик и целитель Пантелеимон. Клеймо на образе Пресвятой Богородицы гласит: «Икона сия писана и освящена на Святой горе Афонской в Русском Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона монастыре, от коего послана в благословение христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем, с верою и любовью прибегающим к Всеблагой Владычице мира и умиленно молящейся к Ней перед пречистым Ея образом. 1896 г.»; аналогичная надпись имеется и на иконе Св. великомученика и целителя Пантелеимона. Отец Тимофей, исправлявший в михайловской начальной школе должность законоучителя, организовал и детский церковный хор – единственный на юге Московской волости. Скончался он в 1909 г. и был похоронен у алтаря храма при большом стечении народа.
Бурные события начала XX в., гонение на веру коснулось и этого отдаленного села. В 1930-е с колокольни храма были сняты колокола. До сих пор старожилы вспоминают, как сброшенный с колокольни полуторатонный колокол глубоко врылся в землю, и безбожникам пришлось расколоть его на несколько частей, чтобы вынуть из земли, погрузить на подводы и вывезти. В советское время богослужения в храме не прекращались, и лишь с 1941 по 1944 г. храм в Михайловском был закрыт. С 1966 г. по 2005 г. настоятелем храма являлся протоиерей Андрей Усков, стараниями которого храм вновь приобрел былое благолепие. В середине 80-х годов выпускником Палехского художественного училища, настоятелем храма в пос. Михнево о. Валерием Климовым проделана огромная работа по восстановлению настенной и купольной живописи.
Всегда вознося молитвы «о блаженных создателях святаго храма сего», мы с благодарностью вспоминаем имя человека, даровавшего нам это чудо – храм Божий, человека, который не только земные богатства свои обратил на благо Церкви, но и саму жизнь посвятил Богу. Имя графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, в тайном постриге – инокини Агнии…
Все фотографии выполнены автором этой статьи.