16 июня
Сегодня наш путь лежит в древнее село Микулино, расположенное в северо-западном углу Московской области, на границе с Тверской областью, ныне входящее в подмосковный городской округ Лотошино.
Однако до Твери отсюда всего около 50 км, а вот до областного центра – Москвы – чуть ли не в 3 раза дальше. Да и в составе столичной области Микулино пребывает менее 100 лет. До этого же Микулино на протяжении нескольких веков своей истории было связано с Тверью. Так что можно смело утверждать, что Подмосковье тут лишь административно, и в Микулино уже вовсю "атмосфера Тверской области". Приехать сюда стоит в первую очередь, чтобы познакомиться с остатками земляных валов древнего города Микулина (форпоста Твери и некогда удельного княжества в составе Великого княжества Тверского), с храмом Архангела Михаила середины ХVI века и конечно же полюбоваться природными красотами, окрестными далями, открывающимися с древнего городища или с моста через реку Шошу.
В ХII веке тверские князья основали здесь, на берегах реки Шоши, город Микулин. Его земляные валы сохранились до сих пор. Когда-то на них находились частокол и деревянные башни. Часть башен была глухая, а две – проезжие с воротами. Ещё одни ворота вели к ручью, который впадает в Шошу. Вал опоясывал ров с водой, а также вокруг городища располагались торг и посад. Понятное дело, никаких стен и башен до нашего времени не сохранилось: все укрепления города Микулина были деревянными. Однако побродить по валам, (форма городища довольно неплохо сохранилась и, прогуливаясь по 600-метровым в окружности валам, можно представить, как тут всё было в стародавние времена), подышать свежайшим воздухом (Лотошинский район считается одним из самых экологически чистых в Подмосковье), полюбоваться красотами этого места можно сделать в любое время года.
Село Микулино (ранее Микулино Городище) более 600 лет назад находилось на Границе Московского и Тверского и княжеств. Входило в состав Тверской губернии, а после революции, с 1929 г. – в состав Московской области. В давние времена в Микулине стояли 12 церквей, а историк Владимир Степанович Борзаковский предполагал, что здесь их было 18. Из старинных храмов сохранился до наших дней лишь пятиглавый каменный собор, являющийся сегодня доминантой живописного пейзажа вблизи реки Шоши. Первый каменный храм на этом месте был построен в 1398 году князем Михаилом Александровичем Тверским в качестве усыпальницы местных микулинских князей. Здесь был погребен полководец и сподвижник царя Ивана Грозного Семен Иванович Пунков, с которым исследователи связывают постройку в 1550-е годы сохранившегося здания храма. Собор Михаила Архангела в Микулино (от Твери — 53 версты, от Волоколамска — 50 вёрст, от Старицы — 40 вёрст) был построен в конце 1550-х гг. в центре древнего городища тверских князей, окруженного земляными валами высотой около 5,5 метров и 600 метров в окружности.
Первое летописное упоминание о городе Микулине относится к 1163 году. Крепость, хорошо укрепленная и окруженная высокими валами с острогом (стеной из бревен), служила форпостом Тверского княжества во время его соперничества с Москвой. Здесь же пролегала дорога из Москвы в Тверь, с бродом на реке Шоше. Наивысшего расцвета город Микулин достиг в XV веке, когда микулинские князья даже чеканили свою монету. Впервые этот город упоминается в летописях под 1363 годом. На месте нынешнего стоял более древний собор 1398 года. Настоящий храм изначально строился как усыпальница князя С.Н. Микулинского, унаследовавшего вотчину от своих предков, удельных князей. Под собором был сделан подвал, в котором и разместилась усыпальница. Когда в конце XVIII века собор потребовалось укреплять, склеп засыпали. В осыпи микулинского вала была найдена «Микулинская чаша» — ценный образец русского средневекового прикладного искусства (ныне хранится в Государственном историческом музее).
Древний храм обратил на себя внимание любителей русской старины еще в первой четверти XIX века. При тогдашнем владельце Микулино Николае Гавриловиче Головине (дальнем родственнике потомков удельных микулинских князей) предпринимались первые попытки реставрации старинного храма и исследования его истории. В 1854 году была издана «Микулинская летопись, составленная по древним актам от 1354 до 1678 года». В ней сказано, что на месте села прежде был «стольный град Микулинского княжения».
В 1354 году его получил в удел тверской князь Михаил Александрович – внук святого князя Михаила Ярославича и святой Анны Кашинской. На тот момент в городе уже существовало два монастыря: Воскресенский и Введенский (оба не сохранились), но в 1398 году, незадолго до своей кончины, князь Михаил решил выстроить каменный храм-усыпальницу в честь небесного покровителя – Архангела Михаила. Об этом свидетельствовала каменная плита в стене собора с высеченной надписью: «В лето 6906 (1398) построен собор сей Архистратига Михаила великим князем Тверским Михаилом Олександровичем при владыке Орсенье (святителе Арсении Тверском. – Прим. автора)». Наследники князя Михаила Александровича продолжили благочестивый обычай храмостроительства. Князь Федор Михайлович возвел в 1420 году деревянную церковь Воскресения Христова на правом берегу Шоши, сын его Александр Федорович – храм Введения Пресвятой Богородицы, а Борис Александрович Микулинский в 1457 году заложил церковь во имя святых князей Бориса и Глеба.
В начале 1500-х годов князь Иван Андреевич по прозвищу Пунко-Лугвица построил церковь Иоанна Богослова. Также в память о кончине сына Пунко-Лугвицы князя Дмитрия Ивановича при взятии Казани в 1552 году в Микулинском соборе были устроены приделы великомученика Димитрия Солунского и Григория Богослова, просуществовавшие до 1650 года. Эти и другие храмы составляли когда-то ожерелье небольших церквей вокруг главного каменного Михаило-Архангельского собора. Историк Владимир Борзаковский (1834–1914) в «Истории Тверского княжества» (1876 год) писал о восьми старинных церквях города Микулина, а историк, этнограф, фольклорист, археолог, искусствовед Иван Снегирев (1793–1868) упоминал о следах 18 церквей, найденных помещиком Головиным в пределах древнего города. Еще одна церковь (Успения Пресвятой Богородицы) была построена в 1871 году рядом с Михаило-Архангельским собором. Вместе с колокольней этот небольшой зимний храм был снесен в 1950-е годы. Таким образом, из множества исторических церковных построек сегодня остался только наиболее значимый и древний собор конца 1550-х годов.
Дата постройки храма вызывала споры еще до революции. Основатель советской школы тверского исторического краеведения Анатолий Вершинский (1888–1944) в историко-архитектурном очерке 1914 года ставил под сомнение подлинность каменной плиты на западной стене храма, где говорилось об устройстве храма в 1398 году князем Михаилом Александровичем Тверским. Он даже заподозрил, что плита с датой в стене храма не была подлинной и древней, а появилась при Головине в начале XIX века. Вершинский утверждал, что первый храм конца XIV века не сохранился, а дошедшее до нас здание относится к 1550-м годам. Таким образом, появление существующего Михаило-Архангельского собора связывалось с именем другого микулинского князя – Семена Ивановича Пункова.
Князь Семен Иванович Микулинский-Пунков был известным полководцем, участвовавшим во многих значимых походах царя Ивана IV Грозного. Ценные сведения о Семене Ивановича Пункове приведены в древнем тексте «История о Казанском царстве»: «И отличался он, мужественный воевода, среди всех московских воевод, старых и новых, и всех русских воинов красотой и честью, сияя многими победами… Враги убегали от него… одержимые страхом, думая, что он не человек, а ангел Божий или какой-нибудь святой, защитник русских».
Сражаясь с немцами во время Ливонской войны, Семен Иванович получил смертельную рану в шею. Он успел вернуться в Москву, но вскоре скончался. В «Истории Казанского царства» описание жизни князя Семена завершается такими словами: «И был он погребен на своей родине – в Никулине, в им самим построенной новой каменной церкви». Эти строки подтверждают, что Михаило-Архангельский храм был построен в 1550-е годы, иначе он не мог бы считаться новым на момент смерти князя Семена в 1559 году.
Почти 400 лет собор стоял твердо, но в начале XIX столетия стали обнаруживаться признаки обветшания. 12 ноября 1811 г. прихожанами было подано прошение на имя архиепископа Тверского Мефодия о дозволении поправить купол, главы, каменные стены от правого клироса и западных дверей. Указ о дозволении был подписан 14 июня 1812 г. Но планам помешала Отечественная война. Микулино городище находилось близко к Смоленскому тракту, по которому шла армия Наполеона, его мародеры опустошали окрестные села и деревни. К 1847 г. повреждения церкви стали критическими и службы пришлось запретить. Во многих местах стен и свода образовались небезопасные трещины. В 1849–1850 гг. собор отреставрировали. Реставрационные работы проходили при активном участии помещика Н. Г. Головина, считавшего себя родственником князей Микулинских и выделившего средства на устройство нового иконостаса и не только. 17 сентября 1850 г. храм освятил архиепископ Тверской и Кашинский Гавриил. В 1879–1880 гг. в соборе были запрещены богослужения, храму грозило обрушение. В декабре 1882 г. архитектор Кузьмин произвел подробный осмотр собора. По его мнению, к храму в Микулином городище, вначале представлявшему собой в плане квадрат, уже впоследствии были пристроены паперть и три алтарных полукружия, изначально узкие окна (не больше 10 вершков) были впоследствии расширены до полутора аршин для увеличения доступа света. Архитектор допускал, что апсиды были пристроены в XVI в., когда церковь была сделана трехпрестольной, или в XVII в., после разорения в период Смутного времени. Он же отметил присутствие на стенах и в куполах живописи, признав ее позднейшее происхождение. В пилонах Кузьмин обнаружил деревянные части – хорошо сохранившиеся сосновые доски, которые встречаются, по его мнению, в древних церквях.
При прокладке нового фундамента в северо-западном углу здания строители случайно нашли старинный кирпичный склеп, а внутри него – белокаменную гробницу. Когда рабочие сняли каменную плиту, обнаружили там сгнившие доски деревянного гроба, кости, череп и полуистлевшую кожу сапог умершего. На 300-килограммовой каменной доске гроба реставраторы позже разобрали надпись: «Лета 7067 (1559) августа 12 преставился раб Божий князь Семен Иванович Микулинский, в иноцех (в монашестве. – Прим. автора) Сергий, на память святых мученик Фотия и Аникиты».
Таким образом, был найден гроб того самого боярина и воеводы Семена Ивановича Пункова, с которым связано строительство сохранившегося здания Михаило-Архангельского храма. Огромный четырехстолпный храм был изначально пятиглавым, с позакомарным покрытием, сложен он был из кирпича полубутовой кладкой, то есть, наружная и внутренняя части стены были выложены из кирпича, а пространство между ними заполнялось битым камнем и заливалось раствором. Такая кладка применялась в строительстве крепостных стен. Оправдала она себя и здесь: почти 500 лет стоит собор, и не могут его разрушить ни природные, ни политические перемены.
Фасады собора разделены лопатками на три части (прясла), оканчивающиеся широкими закомарами. В середине трех фасадов – огромные перспективные порталы, издалека кажущиеся совсем небольшими дверцами. Но достаточно приблизиться, чтобы понять, насколько они велики. Фасады просты и за исключением порталов и непышных наличников лишены декора. Все украшения собора были сосредоточены зодчими на широких мощных световых барабанах. Снизу и сверху каждый барабан окружен несколькими рядами карнизов и аркатурными поясками. Узкие высокие окна, похожие на крепостные бойницы, создают впечатление еще большей высоты барабанов. Необычны и апсиды храма. Они очень велики, что нередко для древних соборов, но кроме того, средняя апсида окружена несильно выступающими контрфорсами, пристроенными к ней в XVIII-XIX вв. для укрепления стены. Тогда же собор был обтянут металлическим «поясом».
Михаило-Архангельский храм сильно пострадал в период Смутного времени, а к XIX столетию обветшал настолько, что мог в любой момент обрушиться. Несколько попыток реставрации при помещиках Румянцеве и Головине оказались неудачными, пока, наконец, в 1887 году древний собор не был восстановлен в первоначальном виде усилиями энтузиаста и любителя старины, председателя Тверской губернской ученой архивной комиссии Августа Жизневского (1819–1896). Ещё в 1885 г. архитектор Н. В. Султанов сделал проект, на утверждение которого ушло довольно много времени.
Реставрационные работы были начаты в 1886 г. и завершены в 1887 г. Реставрация осуществлялась на частные пожертвования, на нее было затрачено почти 7 тыс. рублей. На освящение храма собралось до 6 тыс. человек. Результаты проведённой реставрации – возвращение позакомарного покрытия, изменение формы глав, исчезновение позднейшего каменного притвора, укрепление фундамента, заделка трещин. В возрождённом храме вновь совершались богослужения, и стоять он был готов долго-долго.
Всё было хорошо, если бы не Октябрьская революция 1917 года. Угроза закрытия церкви и фактическое её закрытие состоялось уже в 1922 году – под "благовидными", разумеется, предлогами и с необходимыми идеологическими объяснениями. Последний священник Михаило-Архангельской церкви, отец Евгений Рясенский, был позже осуждён по пресловутой 58-й статье (пункт 10 – контрреволюционная пропаганда и агитация) на 10 лет лагерей и скончался на лесоповале в Карелии в 1937 году.
Однако в XX веке храм ждали еще большие испытания: революция, закрытие в 1922 году, Великая Отечественная война и несколько десятилетий запустения в советское время. К 1980-м годам обветшавший микулинский храм вновь стоял в руинах, но, к счастью, после передачи его общине верующих началось постепенное возрождение подмосковной святыни. Храм Михаила Архангела долгое время, лишённый утвари, крестов и колоколов, осквернённый и обезображенный, служил складом, а потом и вовсе оказался брошен на произвол судьбы. Ни о каком ремонте, конечно же, речи не шло. Смотрелась она руиной – с выломанными дверями, с прохудившейся крышей, без пола. Земля внутри церкви была изрыта "кладоискателями", всюду царила мерзость запустения. Росписей внутри собора не сохранилось, за исключением некоторых фрагментов позднейших фресок начала XX века.
Огромный каменный собор, протопить который для богослужений в холодное время практически было в то время невозможно, в связи с чем, в 2005 году рядом с ним прихожане построили маленькую деревянную бревенчатую церковь на месте снесенной в 1954 г. церкви Успения Богородицы (1871 г.) с колокольней. В настоящее время она используется для богослужений в холодное время года и в качестве крестильного храма.
Вместо старой колокольни, несвойственной архитектуре старинного храма, ныне стоит временная деревянная звонница с перекладиной, на которой повешены колокола. Вопрос о реставрации храма Архангела Михаила как архитектурного исторического памятника поднимался неоднократно. В 1973 г. на памятник архитектуры – церковь Михаила Архангела, обратило внимание областное отделение общества охраны памятников истории и культуры, он был включен в план реставрации на 1980 г., но работы так и не были начаты. В 1987 г. при содействии Московского комитета по охране памятников старины провели частичную реставрацию здания по проекту ведущего архитектора "Главмособлстроя" треста "Мособлстройреставрации" Лидии Александровны Беловой. После реставрационных работ (1989), белоснежный храм планировалось использовать под выставочный зал, в интерьере которого развернулась бы экспозиция, повествующая о старинном селе Микулино и конечно же о сохранившемся храме. Но, в 1990-м году храм в Микулино возвращен Русской Православной Церкви. 12 декабря 1990 г. стало днем духовного возрождения Микулинской земли. В этот день протоиреем Волоколамским Николаем Михайловичем Поповым был совершен обряд освящения церкви Михаила Архангела. В селе Микулино была создана православная община. Местные художники О.К. Березин и Г.А. Бабуркин украсили в храме стены, были застеклены отверстия под куполами, проведено электричество.
И сегодня храм передан Русской Православной Церкви, в нем проводятся регулярные богослужения. Иерей Алексий Кошелев, благочинный Лотошинского церковного округа как-то сказал: – Находящийся на холме четырехстолпный пятиглавый храм устремляется в высоту синего неба и гармонично сливается с окружающей природой. Очень красиво, величественно, мощно! Храм великолепен! Вроде бы он прост, имеет минимум декоративных элементов, но эта лаконичность лишь добавляет ему очарования. Подъезжаешь ближе – и впечатления еще сильнее. Во всем чувствуется заповедная древность, дыхание православной культуры, святой Руси… Главной святыней храма Михаила Архангела в Микулине сейчас является ковчег с частицами мощей двенадцати святых. Среди них – два новомученика: священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, и преподобный исповедник Сергий (Сребрянский).
Микулинский храм на протяжении веков немало перестраивался, менял свой облик, но в конце концов, после реконструкций и реставраций 1880-х и 1980-х годов вернул себе тот вид, который имел по завершении его строительства. Да, исчезли приделы (впрочем, существовали ли они в конце 1550-х годов – большой вопрос), изменился материал покрытия и окон, появились контрфорсы на центральной апсиде, храм после подсыпки цоколя в 1880-х годов, немного огрузнел и как бы осел на землю, оказались заделаны окна в центральных пряслах, но в основных своих чертах он выглядит почти "первоначально". Те же шлемовидные главы на развитых световых барабанах, тот же вход (а точнее, три входа, оформленные мощными порталами с завершением в виде полуциркульных арок) в храм прямо с улицы, то же позакомарное покрытие.
Храм представляет собой в плане квадрат. Внутренние и внешние стены его выложены из кирпича, пространство между ними заполнено битым камнем и строительным мусором и залито раствором. Центральная глава больше боковых. С восточной стороны к храму примыкают три апсиды с полусферическими сводами. Высказывалось мнение, что в древности апсида была лишь одна, но в противоречие с этим утверждением вступает тот факт, что храм имел два боковых придела, с которыми наверняка соотносились боковые апсиды. Перестройка же апсиды в первые годы существования церкви маловероятна. Декорирована постройка весьма скупо, основная часть декора сосредоточена на барабанах и имеет аналоги в храмах тогдашней эпохи – например, в Троицком соборе Твери ("Белая Троица"). В сущности, перед нами почти классический образец московской архитектуры ХVI столетия, наследующей владимиро-суздальскому зодчеству.
Все фотоснимки выполнены автором этой статьи.
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!