7 маяПутешествияБольше по теме
Своё название это подмосковное село получило не случайно – оно напрямую связано с его первыми хозяевами. Считается, что Образцовым прозывали Василия Фёдоровича Симского, поскольку сей представитель рода Добрынских всегда геройски бился с врагами впереди своей дружины, будучи образцом храбрости для других. Служил он воеводой при великом князе Московском Иване III, и его имя неоднократно фигурирует в летописях, описывающих походы русских войск на Казань и Новгород. Основателем этого славного рода был боярин, сподвижник князя Дмитрия Донского Константин Иванович. Его сын Фёдор унаследовал в 25 км. от Юрьева-Польского село Сима на реке Симке. По имени реки его и прозвали Симским. Наследник Фёдора Симского Василий был зажиточным и владел, в частности, тремя одноимёнными сёлами: ещё два Образцова у него были на Клязьме и в южном Подмосковье, на реке Северке. Имения приносили Симскому большие доходы, и в первой половине ХVI века он построил в Образцове, бывшей Деревеньке, первую из сельских церквей, посвящённых Рождеству Богородицы.
Решение возвести деревянный храм пришло к Василию Фёдоровичу после того, как один за другим ушли в мир иной его 16-летний сын и супруга. Всего же в истории этого храма было четыре здания: при Симском, во владении Спасо-Евфимиева монастыря, возобновлённое, возможно после пожара, при этой же обители и нынешний храм, сложенный из камня. После смерти Василия его земли поочерёдно наследовали сын Иван, воевода по прозвищу Хабар, имевший немало "прибытков и поживы", и внук Иван Иванович Хабаров-Добрынский (по названию села Добрынское, что в Суздальском районе). По некоторым сведениям, впав в немилость при Иване Грозном, он был казнён около 1569 года, а девять лет спустя при невыясненных обстоятельствах скончался и его сын Фёдор. По другой же версии, Иван Иванович удалился в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, жил и в других обителях, которым жертвовал немалые деньги, а после смерти боярина уже сам царь Иоанн Грозный вносил деньги на помин его души. Образцово со временем стало собственностью Спасо-Евфимиева монастыря. До этого в селе царили беспорядок и запустение, даже его старый храм "Рождество пречистые Богородицы… розвели за пусто" – разобрали из-за ветхости и почти полного отсутствия прихожан. Но свято место пусто не бывает, и монастырское начальство решило вновь отстроить сельскую церковь на прежнем месте, что и было сделано, предположительно, к 1581 году.
В официальных документах новый храм впервые упоминается спустя четыре года. У него теперь имелся новый придел, освящённый во имя Евфимия Великого, однако храм ещё долгие годы оставался "без пения" по причине "малолюдства" и постепенно хирел. Дошло до того, что монастырь даже возобновил эту церковь в 1620-х годах, заново выстроив её к западу от нынешнего местоположения. Приходная книга Патриаршего казённого приказа за 1628 год свидетельствует: "Новоприбылая в 1627 году церковь Рождества Пресвятой Богородицы в вотчине Спасо-Евфимиева монастыря, в селе Образцове, на 1628 год впервые дани взято 6 денег, поставлена церковь внове". К этому времени село Образцово насчитывало один монастырский и один крестьянский двор. Число последних в 1646 году выросло до шести при двух дворах бобыльских; в 1678-м – до десяти, а в 1704-м в селе уже размещался двор боярина Мусина-Пушкина, а также скотный и конюшенный. Следующая страница в истории церкви связана с боярином Иваном Алексеевичем Мусиным-Пушкиным, получившим Образцово по именному указу Петра I в марте 1703 года. Летом 1708-го церкви Рождества Пресвятой Богородицы по благословенной грамоте был прислан антиминс – алтарный плат со вшитой частицей святых мощей для совершения в храме полной литургии. Сын боярина, граф Платон Иванович Мусин-Пушкин в 1733 году подал прошение в Синодальный казённый приказ строить каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Образцове. Составивший этот документ графский служитель Осип Есаулов сообщал: "Вотчина у господина моего имеется в Московском уезде, село Образцово, и в оной вотчине церковь Божия во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Евфимия Великого чудотворца деревянная, ветха, в той церкви служить невозможно, а ныне господин мой желает, по обещанию своему, в селе Образцове построить церковь Божию каменную с двумя приделами, настоящую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, первый придел во имя Евфимия Великого, второй придел во имя преподобной матери нашей Марфы, и чтоб указом повелено было о строении каменной церкви с приделы дать благословенную грамоту". В том же году были получены и разрешение и синодальный указ строить каменный храм.
А в августе 1736-го Мусин-Пушкин известил Синод, что церковь построена, и её северный придел готов к освящению в память преподобной Марфы, благо она считалась небесной покровительницей супруги графа Марфы Фёдоровны. Был прислан из Успенского собора протопоп Никифор Иванов, и придельную церковь освятили. Однако обустройство оставшейся части храма остановилось надолго по причине драматической перемены в судьбе её храмоздателя. В 1740 году хозяин Образцова пал жертвой дворцовых интриг: Платона Мусина-Пушкина арестовали и по приговору, после варварской процедуры урезания языка, посадили в крепость, после чего сослали в монастырь на Соловках, а село Образцово стало государевым, будучи "отписано на высочайшее имя". Об этих данных событиях отчасти напоминает могильный камень, который и ныне находится по правую руку от колокольни и входного портала Рождественского храма. Под ним покоятся свидетели той эпохи, "слуги графов Мусиных-Пушкиных" Иоанн Кулешевский и его жена Анна Панкратьевна. Захоронения датируются 1754 и 1765 годами. Следующим владельцем села с 1743 года был граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, жизнь и карьера которого также были полны и взлётов, и падений. С 1740 по 1762 год он был российским кабинет-министром, затем осуждён и приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой. По возвращении опальный граф стремительно взлетел на должность канцлера, после чего опять угодил под высшую меру наказания, но был отправлен в деревню, чтобы затем взошедшая на трон Екатерина II даровала ему чин генерал-фельдмаршала! Его сын Андрей попал под опекунство "за развратною и неистовою жизнью" и выплачивал отцовские долги. Образцово досталось опекунам, сыновьям его сестры, князьям Алексею и Михаилу Волконским. Алексей Никитич скоро завладел селом единолично, обустроил в храме алтари и два иконостаса, а в 1772 году при нём была наконец-то освящена вся церковь. В числе последующих хозяев села значатся такие неординарные личности, как Екатерина Волконская (1754-1829) и её супруг, граф Мусин-Пушкин. В истории отечественной культуры Алексей Иванович известен как выдающийся коллекционер старинных рукописей и издатель, открывший читателям всего мира уникальный памятник древнерусской словесности "Слово о полку Игореве". После Мусиных-Пушкиных Образцово принадлежало представителям знатных российских фамилий – Рюминых, Бестужевых, Волконских. Далее Образцовым владели различные родственники помещика из купеческого сословия Маркела Демидовича Мещанинова. В 1864 году, его сын Пётр Маркелович окружил храм Рождества Пресвятой Богородицы прочной каменной оградой. А ранее, в 1858-м при этом храме на средства местных фабрикантов Соловьёвых открылось церковноприходское училище. В 1874 году имение приобрели братья Ляпины, Михаил и Николай, герои одного из очерков Владимира Гиляровского из его знаменитой книги "Москва и москвичи".
Накануне судьбоносных перемен в России маленькое село Образцово включало в себя два десятка крестьянских дворов, сто жителей которых являлись прихожанами Рождественского храма. Причт был тем более невелик – священник да дьячок. Хозяином Образцова в начале столетия был Николай Петрович Кисель-Загорянский, личность во всех отношениях неординарная. Бывший управляющий братьев Ляпиных, которым, по некоторым сведениям, приходился роднёй, имел дворянский польский герб фамилии Кисель и весьма этим гордился. Как владелец села, Николай Петрович был похоронен у ограды церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Ныне здесь сохранился надгробный памятник в виде большого камня и воздвигнутого рядом массивного гранитного креста. После смерти отставного майора в 1904 году, селом владел его сын Николай Николаевич, дворяне которого в 1912 году избрали его уездным предводителем Богородского уезда, а с началом Первой мировой войны он стал губернатором Рязани. Его братья, Иван и Александр, известны как основатели соседнего дачного посёлка Кисель-Загорянского (Загорянского). Местный владелец суконного и мануфактурного производства, купец Николай Алексеевич Соколов к 1894 году добился пуска в округе железнодорожной ветки Мытищи-Щёлково и открытия остановочной платформы Образцово-Соколовской. Она облегчила как транспортное сообщение со столицей дачного района, так и трансфер паломников и богомольцев в старинный храм Образцова. Также рядом с селом находились усадьба Соколова и его шелкоткацкая фабрика, работники которой посещали местный храм. К 170-летию, в 1906 году предпринята попытка реставрации силами причта, старосты и прихожан церкви села Образцова Богородского уезда. Из сообщения видно, что они "…просят разрешить им окрасить два придельных иконостаса, вызолотить на них те места, где была позолота, иконы в иконостасах отреставрировать, стенную живопись промыть, стены и потолок окрасить и выстлать пол новыми плитками…".
Конечно, в сравнении с большинством других подмосковных храмов судьба Божиего дома в Образцове при советской власти была относительно благополучной. Но – только относительно других. Уже в 1918 году новыми властями было досконально описано всё имущество храма, вплоть до 15 колоколов церковной звонницы. Чтобы как-то остановить готовившееся беззаконие, верующие села официально зарегистрировали общину своей церкви. Но это не помогло: в 1922 году все ценности Рождественского храма были изъяты, причём красные экспроприаторы руководствовались при этом как раз описью от 1918 года – облечённые властью грабители уже изначально работали с дальним прицелом. Поводов для ограбления сельского храма находилось немало. Власти были изобретательны по части организации различных идеологических кампаний. Так, в пору борьбы с колокольным звоном – было и такое! – с Рождественской церкви сняли её самый крупный колокол весом в 150 пудов. На октябрь 1923 года община храма Рождества Пресвятой Богородицы, согласно протоколу общего собрания, насчитывала 60 человек. К тому времени её деятельность уже чётко регламентировалась чиновниками. К примеру, организация и проведение крестного хода к реке Клязьме и последующего молебна 19 июня 1924 года стоила общине 900 рублей. В 1930 году пришлось заново регистрироваться, однако финансовые проверки продолжались вплоть до предвоенной поры. Но скоро настал черёд и самих служителей храма. В 1929 году был в первый раз арестован псаломщик Рождественской церкви Александр Крутицкий. Впоследствии его арестовали вновь, обвинили в антисоветской деятельности и расстреляли на Бутовском полигоне. Было это в страшном 1938-м году.
В 2000 году Щёлковская земля обрела своего молитвенника и заступника перед Богом: Александр Крутицкий был причислен к лику священномучеников РПЦ. До Великой Отечественной войны на территории Образцова был образован совхоз, и здесь работала сельская школа. Грянула беда, и прихожане Рождество-Богородицкого храма вместе с другими селянами один за другим стали уходить на фронт. Закончилась война, начались трудовые будни. Со временем ценность храма в подмосковном Образцове признали советские власти. В декабре 1974 года согласно постановлению Совета Министров СССР церковь Рождества Пресвятой Богородицы была признана историческим раритетом и получила статус памятника архитектуры федерального значения. В 2016-м году храм в селе Образцово встретил своё 280-летие. Жизнь церкви продолжается, впереди новые благие события, деяния и, конечно же свершения. Храм Рождества Пресвятой Богородицы бывшего подмосковного села Образцово поставлен на высоком берегу Клязьмы, в самой её пойме, уже по определению высящейся над речным руслом. Божий дом должен быть виден издалека, и потому на купола и кресты Рождество-Богородицкой церкви в Образцове издавна ориентировались и жители округи, сегодня входящей в черту городского поселения Щёлково, и вновь прибывшие богомольцы, и пассажиры железной дороги на нынешней станции Соколовская, которая с конца ХIХ века не случайно называлась Образцово-Соколовской. Внешний облик храма в том виде, каким мы видим его сейчас, постепенно формировался по мере строительства приделов. К изначальному, освящённому в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, были пристроены – с южной стороны придел во имя преподобного Евфимия Суздальского и с северной – во имя преподобной Марфы, матери Симеона Столпника.
Краеведы и знатоки истории церкви в Образцове, наверное, могли бы безошибочно определить по внешнему виду последовательность строительства архитектурного ансамбля, выдержанного в традициях русского барокко. Несмотря на несколько периодов в создании и обустройстве этого здания, оно смотрится гармонично. Традиционная для начала восемнадцатого века основательность форм сочетается с только-только зарождающимся барочным декором, который историки метко окрестили "робким". Это классический пример конструкции восьмерик на четверике, причём восьмерик очень массивен и напоминает, скорее, ротонду под огромным куполом, на котором покоится небольшой световой барабан, несущий луковичную главку с крестом. Издавна многие верующие полагают, что в христианской традиции купола церквей, освящённых во имя Пресвятой Богородицы, покрываются красками, а посвящённые Христу Спасителю, – непременно сусальным золотом. Храм в Образцове на первый взгляд соответствует этому обычаю, однако на деле твёрдого правила здесь нет и никогда не было. Более того, подчас храм увенчан тёмными куполами лишь потому, что те в своё время были покрыты медью. Сияющая золотом медь рано или поздно окисляется, и её поверхность покрывается грунтом, удобным для последующей покраски. Отсюда и разный цвет куполов на фотографиях храмов разных лет.
В судьбах каменных церквей русского православия нередко присутствует сразу несколько деревянных предшественниц, завершивших свой век либо из-за крайней ветхости, либо в пламени пожаров. Поэтому вполне понятно подспудное желание и неизвестного проектировщика кирпичной церкви в Образцове, и её строителей сделать здание на сей раз крепким и договечным, как говорится, на века. Отсюда массивность и даже некоторая тяжеловесность конструкции. При определённых ракурсах кажется, что оно буквально вырастает из земли, прочно утвердившись в нём каменными креплениями фундаментов подобно приземистым псковским и новгородским храмам. Однако при этом купол основного объёма находится практически на уровне купола колокольни. Колокольня храма – это также восьмерик на четверике, в нашем случае – два восьмерика на двух четвериках. Восьмигранный ярус звона имеет высокие стрельчатые пролёты с арочными завершениями. Над звонницей находится второй восьмерик с круглыми окнами-люкарнами и куполом, несущим глухой барабан с крестом. Четверик самого храма, по всей видимости, был двусветным, пристроенные позже боковые приделы образовали вокруг него как бы крытые галереи, которые объединяют помещения придельных церквей с просторной трапезной. Полукруглая апсида только немного выступает из торцовых стен приделов, она перекрыта круглой конхой. Декор Рождественской церкви во многом лишён того тонкого изящества, вплоть до вычурности, столь характерного для эпохи барокко. Вместо торжественности облика – лаконичность и минимализм в использовании элементов оформления, обычно обильных в барокко. Богатую лепнину на фасадах и разнообразие архитектурных орнаментов заменяют рустовка, строгая геометрия карнизов и весьма сдержанный декор оконных проёмов и наличников. И если русскому барокко привычны двухцветные фасады – красный, голубой или жёлтый колер с непременно белыми декоративными элементами, то храм в Образцове можно охарактеризовать как "белое на белом" – весьма скромное обаяние русского сельского барокко.
Общая композиция храмового ансамбля замкнута в окружности каменной ограды середины ХIХ столетия. Наряду с закрытыми и даже физически уничтоженными храмами в советской России существовала малая толика Божиих домов, которые по разным причинам не закрывались в пору атеизма. Поэтому их внутреннее убранство нередко соответствует состоянию на период строительства храма. Такова и церковь Рождества Богородицы в Образцове, интерьеры которой во многом сохраняют неповторимую атмосферу былых времён. Внутреннюю отделку храма специалисты характеризуют как уникальную. Яркий пример такого сбережения времён – настенные росписи. Самые ранние её фрагменты изначально датировались советскими специалистами примерно 1886 годом, что подтвердила генеральная реставрация 1989-1999 годов. Однако в ходе масштабных работ, проводимых под руководством авторитетного художника реставратора России Григория Бабича, специалисты выявили, а впоследствии и восстановили исходную роспись стен интерьеров этого храма в первоначальных слоях живописи. Авторами её были определены некие итальянские мастера, работавшие здесь в первой половине ХVIII столетия. Они же создавали и золочёный главный храмовый иконостас, который был подвергнут кардинальным переделкам в 1887 году. Ныне этот четырёхъярусный иконостас в стиле барокко с образами первой трети ХVIII столетия покрыт тонкой резьбой и позолотой. Всю конструкцию увенчивает скульптурная группа с помещённым в её центре Распятием, двумя предстоящими ангелами и благословляющим Господом Саваофом. Высота деревянных скульптур превышает два метра. В руках у ангелов – орудия страстей, причём не только характерные для русских аналогичных икон копьё и губка, но и лестница, гвозди, молоток. Эти детали более свойственны церковной скульптуре Русского Севера.
Примечательно, что во время реставрации храма в Образцове его исследователи обнаружили доселе невидимую надпись на одной из особо чтимых икон – светлом образе Святого Евфимия Суздальского. Помещённая на её обратной стороне надпись свидетельствовала о том, что примерно в 20 – 30-е годы ХVII столетия эта икона была дарована образцовской церкви келарем Суздальского монастыря Иосифом Трусовым. Это не случайный дар: когда-то здешние земли вместе со стоявшим на них храмом Рождества Богородицы принадлежали святой обители. В процессе очистки и воссоздания настенных росписей, украшавших внутреннюю поверхность куполов, реставраторам пришлось последовательно снимать целых семь слоёв старой краски! Вдобавок оказалось, что нимбы над головами святых, изображённых на старинных фресках, написаны итальянскими живописцами в католическом религиозном каноне – в горизонтальной плоскости. Тогда за дело взялся сам Бабич и по согласованию с Патриархией и Министерством культуры переписал все спорные детали в православной традиции.
В трапезной росписи сделаны современным художником – московским живописцем Вадимом Дмитриевичем Степановым, членом Союза художников России. Специалист по технике стеновых росписей, он украсил православные храмы в Севастополе, Новосибирске, Караганде, Подмосковье, Мордовии и ближнем зарубежье. Одна из важных и ярких деталей убранства храма – установленный в его главном приделе мощевик, где бережно сохраняются частицы нетленных мощей российских святых, преподобных и мучеников – Ионы Киевского и Нила Столобенского, Евфимия и Софии Суздальских, Игнатия Брянчанинова, преподобных Елисаветы и Феодора. Хотя большая часть церковного убранства храма Рождества-Богородицкого храма была изъята либо разграблена, целый ряд святынь прихожанам удалось спасти и сберечь. В их числе – иконы дореволюционной поры, которые пользуются здесь особым почитанием.
Ярким примером того, что некоторые иконы в своё время были пожертвованы в церковь Образцова либо переданы из других, закрывавшихся храмов, являются две Черниговские иконы Божией Матери. Они помещены между приделами и центральным пространством здания напротив друг друга, и это наглядно демонстрирует разницу в стилистике их написания. В перечень образов дореволюционной поры входят и особо почитаемые в Рождественской церкви иконы. Это, прежде всего, главная святыня храма – икона Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Она включает в себя частицы мощей святых угодников Божиих: Иоанна Предтечи, Николая, Спиридона, царицы Александры и некоторых других святых православия. По преданию, её подарил храму царь Александр III. Кроме того, в храме имеются и паломнические иконы, специально привезённые в дар, такие как "Явление Богоматери преподобному Сергию", доставленная в Рождественскую церковь из Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры в позапрошлом столетии.
По всему внутреннему пространству Рождество-Богородицкого храма установлены киоты с различными иконами. Есть киоты и в виде настенных рам: на северной стороне правого придела установлена такая рама с центральным Смоленским образом Богоматери. Здесь собраны аналойные иконы начала ХХ века, различные по размерам и манере письма. В трапезной есть киот, все иконы которого размещены в одну линию по горизонтали. Он изготовлен в наше время, а некоторые его образы, подобно самому большому – иконе Божией Матери "Споручница грешных", – датируются рубежом ХIХ и ХХ столетием. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, по адресу: Щелковский городской округ, пос. Образцово, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения). Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. № 624.
Все фотографии выполнены автором этой статьи. Если Вам понравилась эта статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы узнавать историю того или иного храма России.