6 июняПермь215K интересуютсяКипр411,6K интересуютсяМальдивы398,3K интересуютсяСимферополь112,1K интересуютсяНаходка72,7K интересуютсяКаспийск59,3K интересуютсяАлушта241,6K интересуютсяБишкек66,5K интересуютсяСвияжск128K интересуютсяТуапсе87,5K интересуютсяОАЭ231,9K интересуютсяКаспийское море64,5K интересуютсяМанжерок70,1K интересуютсяТаиланд581,1K интересуютсяПортугалия190,4K интересуютсяКисловодск318,9K интересуютсяКоломбо30,2K интересуютсяБолгария282,1K интересуютсяГавана88,5K интересуютсяПсков244,7K интересуются
На реке Истре в 17 километрах от знаменитой Ново-Иерусалимской обители в селе Павловская Слобода стоит целый ансамбль храмов, который можно принять за монастырь. На просторном приходском участке расположился Благовещенский храм с семью главами, шатровая колокольня, а также розовый храм Царственных Мучеников, часовня Кирилла и Мефодия, часовня в честь 14 тысяч Вифлеемских младенцев от Ирода избиенных и надвратная церковь преподобного Иосифа Волоколамского. Все эти постройки, кроме центрального Благовещенского храма, были возведены в недавнее время. Благовещенский приход неразрывно связан с двумя знаменитыми обителями западной части Подмосковья: Иосифо-Волоцким и Ново-Иерусалимским Воскресенским монастырями.
Главными датами в истории Благовещенского прихода Павловской Слободы можно назвать 1504 и 1663 годы. К 1504 году относится первое документальное упоминание села как вотчины бояр Морозовых, а в 1663 году было достроено и освящено каменное здание сохранившейся до наших дней Благовещенской церкви. Обе эти даты были важны и для религиозной жизни Московского государства. В 1504 и в 1666 годах состоялись два знаменитых церковных собора, оба закончившиеся анафемами, осуждениями и гонениями. На московском соборе 1504 года была окончательно осуждена ересь жидовствующих, которая увлекла в том числе и многих представителей духовенства и государственных чиновников. По итогам собора около десятка самых видных еретиков, среди которых был брат управляющего посольскими делами, сожгли в деревянных срубах. Ярым противником жидовствующих как на этом соборе, так и ранее был игумен Успенского Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Санин. В 1666 году, всего три года спустя после освящения храма в Павловской Слободе, на новом соборе осудили и лишили патриаршества церковного реформатора и строителя Ново-Иерусалимского монастыря Никона. Правда, еретиком его не признали, вина патриарха состояла в обиде царя Алексея Михайловича и, говоря современным языком, в превышении должностных полномочий. Кстати, одним из пунктов обвинения значилось строительство новых монастырей, которым бывший патриарх давал неподобающие имена вроде «Нового Иерусалима». В 1633 году долгожданному наследнику престола – царевичу Алексею – исполнилось четыре года. К нему воспитателем был определён Борис Иванович Морозов, которому тогда принадлежала Павловская Слобода. Известно, что Борис Морозов взялся за исполнение своих обязанностей с такой ответственностью и любовью, что будущий царь стал относиться к нему как ко второму отцу. В 1650 году Борис Иванович в своей вотчине, селе Павловская Слобода, на месте деревянной Благовещенской церкви начал возводить величественный каменный храм. Замысел был столь грандиозным, а строительство таким долгим, что его завершала уже вдова – Анна Ильинична Морозова. Представление о том, как выглядели старый и новый храмы, дают чертежи из архивов Тайного приказа.
Деревянная церковь была одноглавая, с ярусами закомар, характерных для русского зодчества конца ХV-ХVI веков. Новая же каменная церковь почти без изменений дошла до наших дней: её возвели пятиглавой, с дополнительными главками над приделами Пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца. Позже к трапезной части были добавлены приделы Казанской Иконы Божией Матери и Святого Апостола Андрея Первозванного. Для удобства церковь соединялась с жилыми палатами Морозовых деревянной галереей. Боярин Морозов решил построить домовой храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы не случайно. За несколько лет до этого Патриарх Никон основал неподалёку "российскую Палестину" – Ново-Иерусалимский монастырь, а холм над рекой Истра, на котором возвели Благовещенский храм, играл роль "русского Назарета".
Будучи в царской семье почти родственником, боярин Борис Морозов не раз радушно принимал в своём имении царственных особ и поэтому новый каменный храм решил строить в соответствии с высоким положением посещавших его гостей. Не раз приезжал в Павловскую Слободу царь Алексей Михайлович, бывали здесь и его дети – государи Фёдор Алексеевич и Иван V Алексеевич. Царский венец, украшающий крест центрального барабана храма, свидетельствует об этих событиях. Мощь каменных стен, лаконичность и соразмерность архитектурных форм, светотеневая пластика фасадов, внушительный объём комплекса в целом выводят Благовещенский храм за рамки провинциального приходского сельского храма. В монументальности и простоте… храма угадываются определённые черты сходства с древними московскими соборами, а в художественном образе колокольни – мотивы кремлёвских башен. По желанию царя Алексея Михайловича к написанию икон были привлечены придворные изографы Иван Владимиров и Филипп Павлов. В центральном иконостасе в золочёных окладах с драгоценными камнями размещались храмовая икона Благовещения и икона Архангела Гавриила, венец на иконе Благовещения был украшен жемчугом. Колокола поручили отлить "государеву мастеру" Алексею Григорьеву. Большой колокол весил около 370 килограммов, малый – 47 кг.
По воспоминаниям современников, в обычной приходской церкви ХVII века не нашлось бы и сотой части того благолепия, которое имелось в храме Благовещения Богородицы в Павловской Слободе. Прямых наследников у Бориса Морозова не осталось, и после его смерти в 1661 году всё имущество перешло к брату – Глебу Ивановичу Морозову. Через год скончался и Глеб, и владельцем огромного состояния обоих братьев, включая Павловскую Слободу, стал маленький сын Глеба – Иван. Бразды правления наследством перешли к его матери Феодосии Прокофьевне, вошедшей в историю как боярыня Морозова. Пойдя против воли царя и отказавшись признать реформу Патриарха Никона, она скончалась в 1675 году в заточении (сын умер ещё раньше). Село Павловская Слобода осталось без хозяев, и его приписали к Дворцовому приказу. Царь Алексей Михайлович долго держал Слободу в статусе подмосковного охотничьего угодья для соколиной охоты. В 1730 году село, в котором тогда числилось 115 душ, высочайшим указом было пожаловано генерал-аншефу и генерал-прокурору Правительствующего Сената Павлу Ивановичу Ягужинскому, самой яркой фигуре среди владельцев села Павловского в ХVIII веке. После смерти Павла Ивановича в 1736 году Павловская Слобода отходит к его второй жене, статс-даме Анне Гавриловне Головкиной. В 1743 году, после нескольких лет вдовства, она выходит замуж за известного дипломата Михаила Петровича Бестужева-Рюмина. И в том же году её обвинили в заговоре против императрицы Елизаветы Петровны и сослали позже в Якутск, где она и скончалась в 1751 году. Все имения Ягужинских были конфискованы. В 1754 году новым владельцем села становится Сергей Павлович Ягужинский, сын влиятельного вельможи. В конце 1750-х – начале 1760-х годов в селе Павловском, как и во всех имениях Московской губернии, было проведено генеральное межевание и составлен план "земельной дачи". В записях о Павловском значатся 98 дворов, в которых проживали 316 мужчин и 318 женщин.
О самом владении сказано следующее: "Село на правой стороне реки Истры и при пруде. Церковь каменная Благовещения Пресвятой Богородицы. Господский дом деревянный, при нем сад регулярный, с плодовыми деревьями, две фабрики деревянные, одна суконная, а другая каразейная (шерстяная-прим. автора) и конский завод, в нем лошади: английской и датской породы, церковная земля – первая на правой стороне реки Истры, а другая на суходоле". В 1801 году приход и ризница Благовещенского храма пополнились новой утварью. Со смертью Сергея Павловича в 1806 году род Ягужинских прервался, и село было отписано в Комиссариатское ведомство Военного министерства. В начале ХIХ века владельцем этих мест становится знатный вельможа, дипломат и коллекционер, сенатор, министр государственных имуществ князь Николай Борисович Юсупов, владелец подмосковной усадьбы Архангельское. Во второй половине ХIХ века многие старинные храмы допетровской эпохи подверглись значительным перестройкам для привлечения их архитектуры в соответствие с современными вкусами и модой. Перестройка не обошла стороной и Благовещенскую церковь. В 1830 году Благовещенский храм понёс первые значительные утраты, исказившие его первоначальный архитектурный облик. По инициативе директора Павловской казённой суконной фабрики Андрея Селивановича Зыбелина была расширена трапезная за счёт присоединения к ней галерей. Маленькие оконца апсиды и четверика были растёсаны, а большие оконные проёмы гульбища частично заложены.
В честь своего небесного покровителя Зыбелин устроил в храме ещё один придел – Святого Андрея Первозванного. Такая перестройка уничтожила все деревянные перспективные порталы храма. Самой большой утратой стала колокольня ХVII века, "упразднённая за ветхостью". В 1875 году причт Благовещенской церкви писал митрополиту Иннокентию: "Колокольня при нашей церкви, неизвестно, когда и кем построенная, по своей ветхости подала значительные трещины; кирпич в некоторых местах её стен распадается; по освидетельствованию архитектора… Грудзина, она оказалась неспособною к дальнейшему существованию в настоящем её виде. При… разбросанности приходских деревень ощущается надобность в более высокой колокольне, с которой был бы яснее слышен звон. При возбужденном усердии прихожан нашли удобным, с разрушением ветхой колокольни, из ее материала с прибавлением нового, построить новую с западной стороны церковного здания, где она займет более видное место и станет ближе к селу". Прошение было удовлетворено, и колокольню разобрали. В 1879-1881 годах по проекту всё того же губернского архитектора В. О. Грудзина к западной стене храма пристроена новая колокольня. Архитектор попытался сохранить облик её предшественницы. Но насильственное соединение двух разных по времени и архитектурному стилю объектов в один, привело к разрушению первоначального художественного образа храма. К тому же новая колокольня подавляла своими размерами здание храма, что вносило явную дисгармонию в храмовый комплекс. Впоследствии именно высота сыграла роковую роль в судьбе колокольни.
В 1941 году, когда немцы стояли на подступах к Москве, её пришлось взорвать, чтобы она не служила заметным ориентиром для фашистских лётчиков. К тому времени и храм Благовещения Богородицы уже восемь лет как был закрыт по решению Павловского сельсовета. Все церковные ценности был реквизированы, с колокольни сброшены колокола, уничтожены древнее внутреннее убранство и иконостас, утрачены иконы известных мастеров. Первое время в храме размещалось общежитие, а после окончания Великой Отечественной войны здесь более чем на 60 лет получила прописку артель "Славкожизделие", выпускавшая сумки. В таком виде, с разрушающимися от времени и непогоды закопчёнными стенами, и встретил Благовещенский храм начало 1990-х годов.
Дата 7 июля 1992 года, день Рождества Иоанна Предтечи, стала началом новейшей истории храма Благовещения – в этот день здесь прошла первая после закрытия храма в 1933 году Божественная литургия. С приходом настоятеля протоиерея Владислава Провоторова развернулись активные комплексные реставрационно-строительные работы под руководством архитекторов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) В. Я Кузнецова и А. В. Субботина, выполнивших ещё в конце 1970-х годов эскизный проект реставрации храма. Строители под руководством реставраторов восстановили пятиглавие главного четверика. Были выкованы и позолочены по старым рисункам кресты в стиле ХVII века. Переложены растесанные в ХIХ веке оконные проёмы, после кропотливой работы восстановлены декор наличников и аркада гульбищ. На первоначальном месте была восстановлена 36-метровая пятиярусная колокольня, спроектированная архитекторами по её изображению на старинном рисунке конца ХVIII века. После завершения первого этапа реставрационных работ Благовещенского храма, в 2000 году были проведены проектные работы и начато строительство административно-хозяйственного комплекса крайне необходимого для многосторонней деятельности возрождающегося прихода.
Учитывая огромную культурную ценность храма-памятника федерального значения, его уникальность, проектирование новых построек было проведено в стиле храмовой и дворцовой архитектуры допетровского времени с использованием аналогов сохранившихся храмов, палат и других сооружений великих русских городов Ярославля и Костромы, а строительство осуществлялось с максимально возможным для современных мастеров приближением к строительным приёмам и использованием соответствующих материалов. Архитектурный комплекс административно-хозяйственного комплекса, построенный по благословению правящего архиерея, управляющего Московской епархией митрополита Ювеналия – это сооружение со сложной планировкой в нескольких уровнях, включающее в себя различные по назначению, объёму, высоте и внешнему облику здания: храм Святых Царственных Страстотерпцев, трапезная, келейный корпус с библиотекой и часовней Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, настоятельский корпус с административными помещениями. С южной стороны к ансамблю примыкает надвратный храм преподобного Иосифа Волоцкого, являющийся одновременно и южным входом на территорию прихода. Вся храмовая территория была обнесена высокой оградой с тремя вратами и коваными решётками. На территории после благоустройства разбиты цветники и газоны. Как и в ХVII веке, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, находясь на возвышенности, после возведения близких по архитектуре построек, продолжает играть роль доминанты села Павловская Слобода.
Главная Благовещенская церковь, как уже говорилось, была построена незадолго до церковного суда над патриархом Никоном. Тем не менее, осуждение не касалось его обрядовой реформы, а отрицающие новый обряд проклинались собором как раскольники. Владелец Павловской Слободы и строитель Благовещенского храма Борис Иванович Морозов не дожил несколько лет до освящения церкви в своей вотчине. Несмотря на то, что Морозов был «дядькой» и близким сподвижником царя Алексея Михайловича, церковный раскол сделал его фамилию одним из знамен противного царю старообрядчества. Вдова родного брата Бориса Ивановича Морозова Феодосия стала одной из самых известных противниц церковных нововведений. Именно она изображена на знаменитой картине Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова» в образе фанатичной сторонницы старого обряда, которую в оковах на санях увозят в место заточения. Феодосия Морозова тесно общалась и сотрудничала с предводителем староверов опальным протопопом Аввакумом. Какое-то время непокорную знатную особу не трогали. Поводом для суда, тюрьмы и казни, возможно, стал отказ Морозовой от приглашения на царскую свадьбу. С этого времени ее вместе с родной сестрой княгиней Урусовой и рядом единомышленников подвергали допросам, арестам, пыткам, а также уговорам принять церковные реформы и помириться с царем. В конце концов, несговорчивую боярыню увезли в заточение в Пафнутьев Боровский монастырь, где она и скончалась от голода в земляной тюрьме вместе с сестрой. Место гибели старообрядческой мученицы впоследствии широко почиталось населением Боровска и его окрестностей, значительная часть которого принадлежала к различным староверческим толкам.
Немало староверов проживало и в Павловской Слободе. В конце XIX века здесь снимал дачу знаменитый композитор Александр Порфирьевич Бородин. Он поселился в так называемом «кладбищенском» конце села, где как раз и проживали раскольники-беспоповцы. На берегах реки Истры они странным образом оказались в соседстве с Ново-Иерусалимской обителью ненавистного им патриарха Никона. В своих письмах из Павловской Слободы Бородин описал быт и нравы этих людей, живших замкнуто и отстраненно от других жителей села. Местное раскольничье согласие имело своим духовным центром московскую общину так называемых «федосеевцев», чья молельня и сейчас находится вблизи бывшего старообрядческого кладбища в Москве у Преображенской площади. Композитор Бородин, естественно, заинтересовался песенной традицией Павловских староверов. Считается, что услышанные в селе молитвенные напевы Александр Порфирьевич использовал в своей Третьей симфонии. К сожалению, это произведение Бородина не было записано и не сохранилось. В монастыре сошлись судьбы родственницы строителя Благовещенской церкви Павловской Слободы — боярыни Морозовой и почитаемого здесь преподобного Иосифа Волоцкого. Иосиф жил в Боровской обители в течение 18 лет, будучи учеником святого Пафнутия. После смерти учителя он даже возглавлял монастырь некоторое время. Однако разногласия с подчинёнными монахами вынудили Иосифа покинуть ставший родным монастырь и переехать в Волоколамскую землю, откуда были родом его родители.
Павловская Слобода расположилась на пересечении двух дорог – сухопутной в сторону Иосифа-Волоцкой обители и водной по реке Истре в Новый Иерусалим. В истории прихода отразились важные религиозные события XVI и XVII веков, связанные с основателями этих монастырей. Преподобный Иосиф Волоцкий стал особо почитаться в приходе Благовещенского храма Павловской Слободы в последнее время. В честь этого святого был сооружен небольшой надвратный храм, который первым бросается в глаза со стороны автобусной остановки. Этот новый храм построен в духе церквей XVII века, а его пестрая расцветка, видимо, была позаимствована у старинной московской церкви Николая Чудотворца в Хамовниках. В облике здания сочетаются зеленый, белый, желтый и красный цвета. Кстати, центральный крест церкви в Хамовниках напоминает крест Благовещенской церкви в Павловской Слободе. Оба распятия украшены фигурками ангелов-серафимов, которые расселись на перекладинах, будто птицы на ветвях дерева.
С внешней стороны ворот, над которыми сооружен храм Иосифа Волоцкого, в одной из ниш установлена ростовая мозаичная икона преподобного Иосифа. На ней изображена и основанная преподобным Успенская обитель вблизи Волоколамска. На мозаике заметна высокая колокольня монастыря, которая была взорвана из военных соображений в 1941 году при отступлении советских войск. Если пройти на территорию храмового комплекса к главному старинному храму Благовещения, то на сводах его массивного крыльца увидим фрески, где вновь изображен святой Иосиф Волоцкий. На одной из фресок повествуется о знамении на месте возведения Волоколамской обители. По легенде, место для строительства монастыря указал удар молнии и неожиданная буря, повалившая деревья вокруг. Надвратная церковь Иосифа Волоцкого в Павловской Слободе — нарядная и привлекательная — была построена в 2008 – 2015-х годах в духе "узорчатой" архитектуры XVII века. Её закладка произошла в 2008 году, а 23 мая 2010 года, в день празднования Святой Троицы, состоялось освящение пяти крестов, которые были подняты и водружены на главах храма.
Само помещение храма-часовни находится над южными вратами. Вместе с уже построенными храмами святых Царственных страстотерпцев, библиотекой с часовней святых Мефодия и Кирилла, приходским домом и трапезной он составляет архитектурный комплекс, подчёркивающий уникальность храма Благовещения — памятника русского церковного зодчества XVII века.
Стоит отметить, что этот храм, как и остальные современные постройки храмового комплекса церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, были построены по собственному проекту настоятеля церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловская Слобода Владислава Алексеевича Провоторова совместно с архитектором-реставратором Александром Владимировичем Субботиным. Первая литургия в храме Иосифа Волоцкого была отслужена 22 сентября 2015 года.
Другим, таким же нарядным храмом церковного комплекса является домашняя церковь Николая и Александры, цесаревича Алексея — царственных страстотерпцев. Церковь располагается на втором этаже приходского дома, в его центральной части. Домовая церковь Николаевской общеобразовательной школы. Закладка домового храма Святых Страстотерпцев была проведена 19 мая 2004 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, управляющего Московской епархии, ныне покойным архиепископом Можайским Григорием. Храм является главным композиционным центром административно-хозяйственного комплекса, включающим библиотеку, трапезную и приходской дом. Первый ярус, подхрамье, представляет собой сени, связывающие все соседние помещения. Вход в них с улицы оформлен перспективным порталом. Пройдя сени с востока на запад, упираешься в лестницу, ведущую на второй ярус, на котором на одной оси находятся трапезная часть храма, собственно храм и алтарь. К северу расположены небольшие сенцы, отделяющие храм от примыкающего настоятельского корпуса. Главным фасадом домовая церковь "смотрит" на площадь перед Благовещенским храмом. В его облике отражены традиционная для русского храмового зодчества ярусность и пирамидальность. Внизу, далеко выступая за линию стен, расположено квадратное в плане открытое крыльцо с кувшиновидными опорными столбами.
Строительство храма, посвящённого святым Царственным Страстотерпцам, было связано с пониманием очень важной роли последнего Императора в трагических событиях, потрясших Великую Православную Империю и приведших к её гибели. 17 июля 2018 года исполняется 100 лет со дня страшного и подлого убийства царской семьи. В этом небольшом храме в 2010-х годах закончен мраморный иконостас с иконами, написанными в академической манере, соответствующей времени правления государя, выполнены росписи с изображением древа рода Романовых, которые украсили храм. В церкви Царственных Страстотерпцев также совершаются богослужения в день рождения государя 19 мая, в день рождения Александры Фёдоровны 6 июня и 12 августа – в день рождения наследника цесаревича Алексия. Одноглавый храм в духе московского зодчества XVII вв., один из лучших в Подмосковье образцов стилизации. 15 июля 2023 г. Архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома совершил Великое освящение храма Царственных Мучеников в селе Павловская Слобода городского округа Истра и возглавил Божественную Литургию в новоосвященном храме. Этот нарядный храм также строился по собственному проекту настоятеля церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловская Слобода Владислава Алексеевича Провоторова совместно с архитектором-реставратором Александром Владимировичем Субботиным. В 2010-х годах были выполнены росписи интерьера, а также написание икон для иконостаса. Это заслуга художников-иконописцев Филиппа Москвитина и Андрея Петракова.
Все фотографии выполнены автором этой статьи. Если Вам понравилась эта статья, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы узнавать историю того или иного храма России.
Пермь215K интересуютсяКипр411,6K интересуютсяМальдивы398,3K интересуютсяСимферополь112,1K интересуютсяНаходка72,7K интересуютсяКаспийск59,3K интересуютсяАлушта241,6K интересуютсяБишкек66,5K интересуютсяСвияжск128K интересуютсяТуапсе87,5K интересуютсяОАЭ231,9K интересуютсяКаспийское море64,5K интересуютсяМанжерок70,1K интересуютсяТаиланд581,1K интересуютсяПортугалия190,4K интересуютсяКисловодск318,9K интересуютсяКоломбо30,2K интересуютсяБолгария282,1K интересуютсяГавана88,5K интересуютсяПсков244,7K интересуются