21 мартаПутешествияБольше по теме
Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери является главным украшением старинного села Софрино (именовавшегося ранее Сафарино), расположенного в живописной местности в 35 километрах от Москвы на старой дороге в Троице-Сергиеву Лавру.
Строительство ныне существующего каменного здания храма взамен обветшавшего деревянного велось в 1691-1694 гг. после того, как государево дворцовое село Сафарино было подарено боярину Федору Петровичу Салтыкову, породнившемуся в конце XVII века с царской династией, пожелавшего украсить свою усадьбу каменной домовой церковью, красота которой подчеркнула бы его высокое положение при российском дворе. Село, стоящее на древней Троицкой дороге из Москвы в Сергиеву обитель, когда-то называлось Супоневым; имя же Сафарино получило, видимо, в конце ХV века, когда эти земли приобрёл купец Иван Сафарин, торговавший в Крыму с иностранцами. Софриным оно стало уже в конце ХIХ века. Как владение Ивана Сафарина, село упоминается в датируемой 1572 годом духовной грамоте Ивана Грозного, который в ожидании появления на свет дочери, обещал передать ей некоторые подмосковные сёла, и в том числе "село Супонево, Сафарынское Ивана Сафарина". В эпоху Смуты Сафарино сильно пострадало, превратившись в деревню, ибо от существовавшей в нём прежде деревянной церкви осталось, согласно Писцовым книгам начала 1630-х гг., лишь "церковное место".
В документе 1677 года Сафарино значится дворцовым селом (то есть храм в нём уже действовал), а спустя семь лет переходит в руки боярина Фёдора Петровича Салтыкова – повелением государей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны. Вскоре здесь поднялись роскошные двухэтажные палаты, а рядом, буквально в нескольких метрах к востоку от них, – красивейший Смоленский храм, выполненный в формах "нарышкинского барокко". Храм начали возводить рядом с ветхой деревянной церковью и старинным погостом. В 1740 году ветхую сельскую церковь было решено заменить на такую же деревянную. В одном из выпусков "Русской старины в памятниках церковного и гражданского зодчества" А. Мартынова и И. Снегирёва (М., 1860), в статье, посвящённой сафаринской церкви, указывалось, что на её колокольне имеется колокол, отлитый, согласно надписи на нём, в 1694 году. Этим же годом датировались иконы из иконостаса. Таким образом, с большей вероятностью можно допустить, что именно 1694 год является годом окончания строительства и освящения Смоленского храма.
Софринская Смоленская церковь, стоявшая близ дороги в монастырь преподобного Сергия Радонежского, повидала в своих стенах несколько царственных особ. На протяжении более чем трёх веков своего существования она знала времена упадка, но неизменно возрождалась и обновлялась. В 1730-х гг. Сафарино оказалось в руках графа Михаила Гавриловича Головкина, женатого на племяннице В. Ф. Салтыкова. В 1741 году, по восшествии на престол Елизаветы Петровны, он угодил в опалу и был сослан в Якутию; Сафарино же отошло в казну. При передаче усадьбы в казну её описали – это первое сохранившееся описание палат и церкви в Сафарине. Оно свидетельствует о некотором неустройстве: "В этой же церкви Божьей, – говорится в нём о Смоленском храме, – в трёх ярусах 29 икон; в них оконницы слюдяные ветхие. В том числе 5 оконниц не имеется, показанные в двух ярусах за ветхостью оконниц заперты ставнями, и расписаны те ставни наподобие оконниц краской". В 1742 году Елизавета Петровна по пути к Троице заезжала в Сафарино. Это был не первый её визит сюда – но первый в качестве императрицы. Состояние бывшего головинского имения оставляло желать лучшего. Срочно дому и храму требовался ремонт. Оперативно всё исправили, большую роль в переделке дома сыграл известный архитектор М. Земцов. Но до церкви, вероятнее всего руки не дошли, потому что по описи 1759 года его состояние видится ещё более удручающим: "Да на каменной церкви под главой колокольня, на ней пять колоколов без весу, и с той церкви глава и жесть и крест железной от ветру свалились и крест весь изломан, тако ж и жесть с главы вся ободрана и изломана… И та церковь сверх сводов каменных покрыта лещедью и жестью; а алтарь и трапеза сверх сводов покрыта ж тёсом; да в той же церкви в трёх ярусах двадцать четыре окончины слюдяных ветхих; да одно окошко по правую сторону церковных дверей круглое забито досками". Помимо прочего, эта запись даёт понять, что изначально Смоленская церковь относилась к типу "иже под колоколы" – звонница была устроена в верхнем восьмерике; отдельной же колокольней она обзавелась гораздо позже. Последней владелицей Сафарина стала Варвара Николаевна Ягужинская. Вскоре после переезда, в 1808 году, Ягужинская настояла на том, чтобы домовый Смоленский храм получил статус приходской церкви. В нач. 19 века в храме была проведена реконструкция, по завершении которой он лишился обходной галереи.
В 1860-х гг. храм расширили, пристроив к основной его части трапезную и колокольню; западной стеной трапезной при этом стала бывшая восточная стена барских палат, из чего можно сделать вывод, что разборка дворца, с использованием его кирпича на строительстве трапезной и колокольни, производилась незадолго до этого. Впоследствии работы в храме продолжились. В 1880-х годах на средства купца В. Аигина, жившего неподалёку, в Талицах, был заменён иконостас с сохранением в нём прежних икон ХVII века; царские врата нового иконостаса были родом из деревянной Смоленской церкви, простоявшей в селе до 1878 года и разобранной за ветхостью. Этот же купец пожертвовал 220-пудовый колокол. В 1889 году в церкви выполнили масляную роспись – до этого фрески украшали лишь свод и тромпы (имелись ещё орнаменты, обрамлявшие окна). В 1902—1905 годах с южной стороны трапезной был выстроен Никольский придел с церковно-приходской школой. Средства для этого были даны московской купчихой Верой Абрамовной Егоровой. В таком виде Смоленская церковь сохранилась до наших дней.
Смоленский храм, прошедший через " изъятие церковных ценностей" в 1922 году, оставался действующим до 1938 года. В упомянутом году церковь в Софрино была закрыта, а её последний настоятель игумен Платон (Климов) был арестован и позже сослан в один из многочисленных лагерей. Наиболее ценные богослужебные предметы и иконы были конфискованы представителями новой власти. Спустя некоторое время, здание бывшего храма использовалось под разные хозяйственные нужды, в связи с чем быстро было доведено до аварийного состояния и стало бесхозным (брошенным на произвол судьбы). Кучке историков-краеведов, после закрытия святыни, удалось чудом спасти большую часть храмовой утвари, некоторые иконы, а также Царские врата ХVI века, перенесённые в иконостас Смоленской церкви в 1878 году из разобранной деревянной сафаринской Успенской церкви, передав их в фонды музея "Коломенское", где они хранятся до сих пор. Бывшая церковноприходская школа по-прежнему занимала первый этаж пристройки, но была преобразована в обычную советскую школу. Именно её учительница инициировала процесс закрытия церкви, мотивируя необходимостью этого тем, что "шумные", с пением и колокольным звоном, богослужения мешают проведению уроков. Для софринских детей бывший храм (а точнее, его пристройка) оставался школой до конца 1960-х гг. В основном помещении церкви довольно долго располагалось зернохранилище, но уже в 1960-е гг. в помещение бывшего храма жили студенты, мобилизованные на осенние сельскохозяйственные работы. Здание при этом, лишённое какого бы то ни было ухода, ветшало и напоминало руину – главы были срублены, на крыше росли кусты, кирпичная кладка осыпалась.
Ситуация изменилась в конце 1960-х годов, в пору активной деятельности Общества охраны памятников истории и культуры. После проведённого тщательного обследования Смоленский храм был реставрирован под руководством исследователя-архитектора Ирины Валентиновны Ильенко. В 1970-е годы под руководством архитектора-реставратора И. В. Ильенко (1921-1996) была выполнена реставрация храма. В ходе реставрации форма купола и рисунок покрытия в виде чешуи были взяты по образцу церкви Знамения на Шереметьевском дворе – домовом храме на дворе имения боярина Льва Нарышкина, а крест повторяет форму церкви Николая Чудотворца на Пупышах в Москве. Отреставрированную церковь передали Музею-заповеднику "Усадьба Мураново", который использовал её как фондохранилище. В 1994 году в Софрине при Смоленском храме была зарегистрирована православная община, которой вскоре и была передана эта церковь.
Смоленскую церковь отличают два уменьшающихся восьмерика, поставленных на четверик и украшенных характерным белокаменным декором (фронтоны затейливой формы, подчёркивающие карнизы и звучащие дальним отголоском закомар и кокошников). С формальной точки зрения, этих восьмериков насчитывается даже четыре – третьим выступает бывшая колокольня, а четвёртым – глухой барабан главы. Об опоясывавшей некогда храм галерее напоминают двери ломаной формы, сохранившиеся на уровне второго этажа на северном и южном фасадах. Над южным входом с трудом "прочитывается" святое изображение – как мы знаем из старых описаний, святителя Николая Чудотворца. На северном фасаде был изображён святитель Димитрий Ростовский, канонизированный в 1757 году.
В 1912 году Смоленский храм очередной раз расширили – путём возведения двухэтажной южной пристройки, на втором этаже которой был освящён Никольский придел. Окна её первого этажа разительно отличаются от стилизованных окон второго этажа – они довольно просты и просторны; и действительно, первый этаж предназначался для церковноприходской школы. Шатровая колокольня появилась в ходе реконструкции храма, предпринятой в 1860-х гг., когда с запада к основному четверику была пристроена трапезная. Мы должны быть благодарны авторам этой реконструкции за то, что в своей работе они учитывали стилистические особенности "нарышкинского барокко" и постарались не отступать от его принципов. С восточной стороны три мощные апсиды обозначают алтарную часть храма. По высоте они чуть ниже основного четверика. Трёхчетвертные коринфские колонны, отмечающие углы масс, – элемент западной ордерной архитектуры, ставший отныне и приметой отечественного храмового зодчества. Подклет храма укреплён контрфорсами. Зайдя в храм и поднявшись по крутой лестнице на второй этаж Смоленского храма, прихожане из притвора попадали в трапезную. Она может кое-что рассказать о первоначальном виде усадебного комплекса.
Дело в том, что, как выяснили исследователи, её западная стена до середины ХIХ века, когда был разобран барский дом, являлась его восточной стеной, а восточная стена нынешней трапезной, в свою очередь, представляла собой западную стену храма. Таким образом, длина трапезной есть расстояние, отделявшее Смоленскую церковь от палат владельцев Сафарина. При переустройстве церкви в 1860-х гг. и её расширении кирпичную кладку западной стены храма, имевшей входной портал и два окна по бокам от него, сломали и устроили здесь широкую арку. Остатки окон и их наличников были обнаружены в ходе исследовательских работ конца 1960-х гг., предшествовавших началу реставрации, – их, равно как и всю стену, восстановили в прежнем виде; оттого-то нынешняя трапезная и выглядит необычно, встречая посетителя храма двумя "уличными" окнами, открывающимися в его древнюю часть. Из трапезной через дверь в южной её стене прихожане попадали в поздний Никольский придел. Он устроен максимально просто – плоское перекрытие, невысокий иконостас; вместе с тем именно здесь сосредоточена основная часть современных святынь Смоленского храма. Другой проход, в восточной стене трапезной, ведёт в узкое помещение, исполнявшее до перестройки 1860-х гг. функцию притвора. Отсюда арочный проём с ещё двумя квадратными "окнами" по бокам ведёт в основное помещение храма. Оно буквально залито светом, льющимся через множество окон.
Высокий, практически до свода, семиярусный иконостас, покрытый витиеватой барочной резьбой, – более или менее точная копия дореволюционного иконостаса, поставленного в 1880-х гг. В тромпах, служащих переходом от четверика к восьмерику, – изображения четырёх евангелистов. Сюжетные фрески тут имелись и до революции. Кроме того, был расписан и свод храма – ныне эта роспись восстановлена. В западной стене, над входным проёмом, устроена "царская ложа", предназначенная для хозяев сафаринского имения. Её обрамляет орнамент "под золото" – похожими орнаментами украшены и окна. Вероятнее всего, эти орнаменты были призваны имитировать золочёную резьбу по дереву, которую заказчик мог видеть в более богатых "нарышкинских" храмах в Филях и Троице-Лыкове. В 2007-2013 гг. проведена реставрация декоративной художественной резьбы, воссоздание рельефной резьбы из мягких пород дерева категории особой сложности, IV категории сложности, установка резьбы, воссоздание объемной резьбы из мягких пород дерева III категории сложности и арочных сводов, установка резьбы арочных сводов, позолотные работы – подготовка поверхности резных деталей иконостаса под позолоту по лаку и золочение деревянных резных деталей по лаку "Мордан" IV категории. В Софрино стоит приехать, чтобы полюбоваться архитектурой Смоленского храма, увидеть остатки старого парка и полюбоваться усадебными прудами…
Все цветные фотографии выполнены автором этой статьи.