12 апреляПутешествияБольше по теме
В селе Завалье-1 городского округа Кашира стоит небольшая церковь, построенная в стиле ампир в 1827 году. Благотворителями этой церкви в XIX столетии были местные помещицы Шонуровы. Одна из них Вера Ираклиевна Шонурова – дочь известного полководца, участника турецких походов и войны 1812 года графа Ираклия Ивановича Моркова. Граф Морков был известен и тем, что его крепостной крестьянин Василий Андреевич Тропинин стал впоследствии знаменитым русским портретистом. Художник написал на заре творческого пути великолепные портреты семьи своих хозяев, в том числе Веры Ираклиевны Шонуровой.
Писатель Дмитрий Васильевич Григорович увековечил село Завалье в повести «Антон-Горемыка», опубликованной в 1847 году. Будучи сам помещиком в Каширском уезде, Д. В. Григорович нередко упоминал окрестные села и деревни в своих художественных произведениях. В «Антоне-Горемыке», где повествуется о горькой судьбе доброго крестьянина, встречаются названия каширских сел Завалье, Кокино и села Журавны нынешнего городского округа Зарайск. В сцене беседы на постоялом дворе мужики советуют главному герою искать пропавшую лошадь в селе «Спас-на-Журавли», прослывшем в округе гнездом мошенников и конокрадов: «Как выйдешь на заставу, бери прямо по проселку влево; там тебе будет село Завалье… Да, как пройдешь Завалье, спроси Кокинскую слободу… а из Селезнева колодца пойдешь прямо в Спас-на Журавли…»
Название села Завалье произошло, видимо, от его расположения в глубокой лощине, где оно будто «завалилось» между двумя холмами. В лощине и сейчас протекает река Питеренка – приток Смедвы (Большой Смедовой). Самое раннее упоминание «деревни Завалья на речке Петринке» встречается в писцовых книгах XVIвека. По преданию, на том месте, где сейчас стоит каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, находилась исстари деревянная церковь. Каменный храм был возведен в первой половине XIX столетия на средства Прасковьи Ивановны Шонуровой, а спустя несколько лет к нему была пристроена колокольня. 14 ноября 1827 года церковь в Завалье была торжественно освящена.
В справочнике 1895 года «Приходы и церкви Тульской епархии» мы встречаем упоминание двух помещиц, оказывавших особое попечение о храме Рождества Богородицы в Завалье – Натальи Михайловны и Веры Ираклиевны Шонуровых. Наталья Михайловна Шонурова оставила о себе добрую память «своею набожностью и добродетельной жизнью». Ее родственница Вера Ираклиевна Шонурова – урожденная графиня Моркова – возобновила настенные росписи и иконостас завальевской церкви. После смерти супруга В. М. Шонурова она приняла монашеский постриг и окончила дни в отцовском имении селе Кукавка Подольской губернии – ныне Винницкой области Украины. В иночестве графиня приняла редкое женское имя Ираклия, вероятно, в память о своем покойном отце графе Ираклии Ивановиче Моркове. Граф Ираклий Иванович Морков – сподвижник великого Суворова, всю жизнь посвятивший военной службе. В 1771 году Морков участвовал в Крымском походе под начальством князя В. М. Долгорукого и сопровождал князя Репнина во время посольства в Константинополь. На турецком фронте участвовал в штурме крепостей Очаков и Измаил. В 1792 году Морков под начальством Станислава Понятовского воевал в Польше, и за свои ратные заслуги был награжден имениями в Подольской губернии. В 1796 году он получил графское достоинство Священной Римской империи. В конце своей военной карьеры возглавлял московское ополчение и участвовал в Бородинском сражении 1812 года. Александр Васильевич Суворов отзывался о графе Ираклии Моркове как о «храбром и непобедимом офицере… истом витязе без страха и упрека».
Писатель Иван Михайлович Долгоруков в автобиографическом словаре «Капище моего сердца» с благодарностью вспоминал братьев Николая и «Гераклия» Морковых: «Все те люди, кои попадаясь мне навстречу в молодости моей, любили меня и хорошо со мной обращались, все живут доныне в памяти моей: я люблю с ними вместе приводить себе на мысль тогдашнее блаженное время, и два брата Морковых всегда в ней присутствуют». Не меньше, чем за военные заслуги граф Ираклий Морков известен как помещик, чьим крепостным крестьянином был знаменитый русский мастер портретной живописи Василий Андреевич Тропинин. Его кисти принадлежат знаменитый прижизненный портрет А. С. Пушкина, работа «Кружевница» из собрания Третьяковской галереи и многие другие полотна. Способности Василия Тропинина к рисованию обнаружились еще в детстве, но его хозяин граф Ираклий Иванович решил отправить мальчика в Петербург обучаться кондитерскому ремеслу. Постигая искусство приготовления пирожных и тортов, юноша, однако, тяготел к живописи, и все свободное время проводил в мастерской художника, с сыном которого подружился. Тропинин много рисовал, и его успехи дошли до сведения помещика Моркова. Граф все же разрешил юноше поступить в Академию художеств, но, не желая окончательно расставаться с талантливым крепостным, Морков вскоре вызвал его из Петербурга в свои дальние имения в Подольской губернии.
Крепостной художник писал иконы, портреты семьи Морковых, соседних помещиков. Часто проводя время в Москве по хозяйственным поручениям своего помещика, Тропинин брал там портретные заказы. Весть о талантливом крепостном портретисте со временем дошла до Петербурга. По легенде, один ученый француз избавил Тропинина от унизительной обязанности стоять во время графского обеда. Иностранный гость, приехавший в имение Моркова, пришел в восторг от работ крепостного художника. Во время обеда француз заметил Тропинина среди слуг и, нарушив этикет, посадил рядом с собой за графским столом. Через 8 лет на праздник Пасхи граф Морков наконец даровал крепостному художнику свободу, хотя его жена и дети при жизни помещика так и остались в статусе крепостных.
К раннему периоду творчества В. А. Тропинина относится огромный групповой портрет 1813 года, на котором художник изобразил все семейство Морковых. В центре полотна мы видим девушку в белом платье. Это и есть благотворительница Богородице-Рождественской церкви села Завалье – дочь графа Моркова Вера Ираклиевна в замужестве Шонурова, принявшая впоследствии монашеский постриг. Историк, писатель Феликс Вельевич Разумовский в книге из серии "Дороги к прекрасному" «На берегах Оки» относит церковь в селе Завалье к числу четырех наиболее значительных церковных памятников в окрестностях Каширы. Вот эти четыре церкви: Богоявленская в селе Баскачи, Преображенская на погосте Спас-Детчин, Богоявленская в Кокино и Богородице-Рождественская в Завалье. Всем этим храмам в той или иной степени присущ вертикальный композиционный строй – устремленность вверх. «Даже в статичном ампирном храме в Завалье она присутствует в трактовке классических форм… В основе этой устойчивой архитектурной традиции – топика, восходящая к глубинным пластам тысячелетней культуры».
Храм пережил Октябрьскую революцию но был закрыт в советские годы — во время коллективизации в селе был организован колхоз «Обновленный колос», и в здании церкви были устроены конюшня, потом мельница и позже — гараж для тракторов. Во время использования церковного здания не по назначению, храм в Завалье частично был разрушен (в частности, обрушилась ротонда над основным объёмом с главкой, сильно пострадала колокольня, лишившаяся кровли). Интерьеры храма не сохранились до настоящего времени – настенная роспись была утрачена. В конце 1980-х годов, храмовое здание было заброшено и постепенно разрушалось.
В начале 90-х годов XX века здание церкви в Завалье было возвращено прихожанам. Восстановительные работы и богослужения начались не сразу. Инициатором восстановления здания стала предприниматель Т. И. Сердюк, жительница села. По ее словам, начать реставрацию храма ее побудило необычное сновидение. Как рассказывает Т. И. Сердюк, ей приснилась женщина в черном, идущая навстречу, несущая на руках ребенка; когда женщина приблизилась, оказалось, что это Богородица, которая скитается по миру, нигде не находя приюта. Проснувшись, Т. И. Сердюк решила возродить храм, чтобы дать Богоматери кров.
Летом 2007 году на колокольню были подняты колокола. Спустя почти два года в восстановленном храме возобновились богослужения. 21 сентября 2009 года храм открыл свои двери для местных прихожан.
Описание памятника архитектуры из паспорта памятника культуры и истории, составленного в июне 1984 года: Церковь Рождества Богородицы расположена в начале сельской улицы, на полугоре, среди открытого холмистого ландшафта. К наиболее ранним частям кирпичного, на белокаменном цоколе ,здания церкви относится объем собственно храма и полукруглая алтарная аспида, в которую из храма ведет широкий арочный проем. Собственно храм представляет собой двусветный вытянутый в поперечном направлении четверик, несущий очень низкий барабан-ротонду с деревянным оштукатуренным куполом. Барабан поставлен на четыре косых парусных свода, опирающихся в свою очередь на восточную и западную стены, а также на широкие арки, которые перекрыты боковые части четверика. Аспида покрыта конхой.
Фасады собственно храма и аспиды выдержаны в стиле ампир. Первоначально фасады были оштукатурены в деталях фасадов (карнизы цоколь и т. д) использован белый камень. Композиция главных северного и южного фасадов собственно храма симметрична. Их центральная часть выделена высокой плоской нишей с полукруглым завершением, подчеркивающей монолитность и гладь стены. В нише сосредоточены все элементы архитектурного декора фасада: прямоугольный проем входа с металлическим ажурным зонтом, сандрик над входом, междуэтажная белокаменная полочка и большой, занимающий всю верхнюю часть ниши, световой люнет с белокаменным подоконником. Четверик завершен белокаменным карнизом с мулутами. В центре северного и южного фасадов карниз, имеет легкий излом, от которого отходит двумя наклонными пологими линиями. Фасады апсиды столь же лаконичны: гладкие стены прорезаны тремя прямоугольными оконными проёмами, центральное из которых, ложное. Окна имеют простые белокаменные подоконники на подушках и замки. Апсиду завершает белокаменный карниз, идентичный карнизу четверика.
Позднее выстроенные, вероятно, одновременно, трапезная и колокольня, размещены на единой продольной оси храма. Эти части здания выстроены в стиле эклектики, стилизаторской основой для которой явился французский ренессанс, в данном случае сильно упрощенный. На неоштукатуренных фасадах трапезной и колокольни не применялся лекальный и тесанный кирпич; немногочисленные вставки белого камня также лишены сложной моделировки. Квадратная в плане трапезная расчленена широкой аркой на две неравные части: меньшую восточную и западную. Обе части перекрыты парусными сводами.
Прямоугольный в плане, первый ярус колокольни включает небольшое входное помещение – главный западный вход в церковь, и два симметричных боковых помещения, в южном из которых была устроена лестница. Второй ярус колокольни – глухой четверик — поставлен над центральной частью первого яруса. Третий ярус – ярус звона — прорезан высокими арками. Колокольня завершена фризом и треугольными фронтонами, размещенными на всех сторонах четверика. Кровля и вся венчающая часть колокольни утрачена. Фасады трапезной и первого яруса колокольни объединены одинаковой высотой и членениями: белокаменным профилированным цоколем, тягой на уровне подоконников окон, фризом. Углы трапезной и колокольни рустованы; окна, имеющие полукруглые завершения, украшены наличниками с развитыми навершиями, в которые включены треугольные фронтончики. Над западным входом в церковь помещён лучковый фронтон. Отделка интерьеров церкви не сохранилась.
Все фотографии выполнены автором этой статьи.