Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, обратимся к мнениям священнослужителей.
Протоиерей Михаил Самохин говорит о том, что использование трав и минералов для лечения не является грехом. В пример правильного использования целительных свойств он приводит жития святых. Так, например, он упоминает великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Агапита Печерского и других. Священнослужитель также называет важное условие правильного использования целительных свойств трав и минералов для верующего христианина – это, конечно, первоочередное упование на Бога, а также молитвы и принятие Таинств Церкви, а уже после этого – использование минералов и трав.
Протоиерей уточняет, что нельзя использовать минералы в качестве амулетов. В подобную, "особую силу" камней православный христианин верить не должен. Относиться к минералам и травам необходимо точно так же, как и к привычным нам лекарствам, обладающим определенными свойствами, которые могут помочь при тех или иных болезнях.
Обратимся к другому священнослужителю. Иеромонах Герасим (Вертей), рассуждая об энергии и целительных камнях, говорит о том, что единой религиозной теории, связанной с этой темой, не существует – есть лишь разнородные идеи. Священнослужитель, опираясь на свое первое образование инженера-химика, с уверенностью говорит о том, что энергии существуют (электромагнитные, электрические, кинетические, потенциальные и пр.). Переходя к теме других, "особенных" энергий, священник говорит о том, что прежде всего нужно разобраться со словом "энергия".
Что такое энергия? Само слово "энергия" означает "действие". Телефон, который падает на стол, делает это под воздействием гравитации. Но если держать его рукой, он повиснет в воздухе. Герасим называет это энергетическим воздействием, которое мы оказываем на телефон рукой, потому что энергия – это действие. С точки зрения этимологии все оказывается достаточно просто. Поэтому если использовать слово "энергия", имея в виду действие, то энергия существует. Если же говорить об энергиях, о существовании которых мы пока не знаем, то батюшка говорит о том, что их существование допускается, потому как наука не стоит на месте и все время познает новые тайны природы и открывает новые горизонты познания.
Священнослужитель упоминает энергию рэйки (рэйки – это вид альтернативной медицины, в котором используют технику «исцеления путем прикасания ладонями»; придумано в 20 веке) и уверяет, что такой энергии нет, потому как если она есть, необходимо это экспериментально подтвердить (ведь эксперименты могут подтвердить наличие такой энергии, как, например, электромагнитная). И священник приходит к выводу, что либо этой энергии нет, либо здесь имеет место быть нечто демоническое.
Не каждая энергия может может получить экспериментальное подтверждение. Герасим также рассказывает о том, что в даосизме есть множество практик для накопления энергии Ци (жизненной энергии) и говорит о том, что сказать об этом нечего, кроме как то, что это религиозные убеждения.
Можем ли мы этому доверять? Да, если мы древние китайцы и последователи даосизма; но если мы христиане, то нам необходимо сделать выбор, кому мы верим: Христу или древнекитайскому философу Лао Цзы. У христиан должна быть вера в физические энергии и энергию Господа. Энергия – это действие, поэтому Божественная энергия – это действие Бога в мире. Экспериментально Божественная энергия не проверяется, поэтому это уже объект веры, и каждому человеку необходимо определиться, какой веры (религии) он придерживается.
Итак, верить в какую-то особую энергию минералов не стоит. Как говорит иеромонах Герасим, их свойства изучает минералогия, и любой минеролог скажет, что минералы не оказывает на человека никакого воздействия. Помимо энергии Господа, стоит воспринимать лишь физические энергии, то есть то, что подтверждается экспериментальным путем. Как мы говорили выше, относиться к тем или иным травам и минералам стоит точно так же, как и обычным лекарствам.