Иоанн Лествичник, чью память чтит сегодня наша Церковь, является автором "Лествицы" – известного духовного творения, за что и был именован Лествичником. Сегодня мы поговорим об этом великом подвижнике подробнее.
Для начала кратко затронем его житие. По преданию, родился он около 570 года в семье святых Ксенофонта и Марии (день их памяти – 26 января). В Синайский монастырь Иоанн пришел, когда ему было 16 лет, а его наставником стал авва Мартирий. Спустя 4 года, Иоанн был пострижен в иночество, и в течение 19 лет подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия, Иоанн избрал путь отшельника и удалился в место Фола, где провел 40 лет в посте, молитве и безмолвии, а также в покаянных слезах.
Иоанн Лествичник спал столько, сколько это было необходимо для поддержания сил и здравого ума. Питался умеренно. Однажды, когда его обвинили в многословии, он взялся безмолвствовать и молчал в течение года, дабы не подавать поводов к осуждению. Люди, обвинившие его в многословии (которое они объясняли тщеславием), поняли, что заблуждались, а потому сами начали просить Иоанна Лествичника не лишать их духовного общения.
Преподобный Иоанн скрывал от людей свои подвиги и уединился в пещере, однако слава о нем распространялась среди людей, а потому к Иоанну начали стекаться толпы людей. В возрасте 75 лет он был избран игуменом Синайского монастыря. В этом служении он пробыл около четырех лет.
"Лествица", известный труд Иоанна Лествичника, памятник аскетической литературы, был написан в годы, когда преподобный был игуменом Синайского монастыря.
Труд содержит в себе 30 глав, которые представляют собой ступени христианских добродетелей. Ступени (главы) делятся на несколько групп. 1-я группа (ступени 1-4) – это борьба с мирской суетой, 2-я (ступени 5-7) – скорби на пути к истинному блаженству, 3-я (ступени 8-17) – борьба с пороками, 4-я (ступени 18-26) – преодоление преград на пути к аскетической жизни, 5-я (ступени 27-29) – душевный мир, 6-я (30-я ступень) – вершина пути – союз трех главных добродетелей (вера, надежда, любовь).
Иоанн Лествичник был скромен, прост в общении, а также послушен духовнику – авве Мартирию, старательно исполняя все его указания. Однажды Анастасий Великий назвал Иоанна Лествичника игуменом, хотя на тот момент игуменом он еще не был. А Иоанн Савваит, подвижник, однажды омыл Иоанну Лествичнику ноги, как если бы он уже был игуменом. Так Господь открыл будущее игуменство преподобного Иоанна.
Во время уединения, в котором Иоанн пробыл 40 лет, он преодолевал свою праздность и леность помощью Божьей и постоянным напоминанием самому себе о грядущем Суде.
Ко времени уединения относят событие о чудесном спасении подвижника Моисея, который упросил Иоанна взять его себе в ученики. Моисею, который задремал в жару, привиделось, что его зовет Иоанн. Он вскочил, и в это время на то место, где спал Моисей, упал огромный камень. Вернувшись, Моисей поведал учителю о случившемся. Иоанн, в свою очередь, рассказал, что тоже задремал и увидел сон, в котором муж почтенного вида упрекнул Иоанна и заметил, что сам Иоанн спокойно отдыхает, в то время как Моисей находится в опасности. Иоанн, проснувшись, стал молиться за Моисея.
Существует несколько храмов с престольным праздником преподобного Иоанна Лествичника (престольный праздник – праздник в память святого или события, в честь которого освящен храм или придельный престол храма). Среди них – Церковь преподобного Иоанна Лествичника (Донской мужской монастырь, Москва), Церковь Иоанна Лествичника в Куровском, Церковь Иоанна Лествичника (Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь, Горные Ключи, Приморский край), Храм в честь преподобного Иоанна Лествичника (храм при Московской духовной академии и семинарии, Сергиев Посад), Храм преподобного Иоанна Лествичника (Смоленск).