В этот день, 12 февраля (30 января по старому стилю), Русская Православная Церковь отмечает соборный праздник в честь двух великих каппадокийцев – Василия Великого и Григория Богослова – и одного константинопольского патриарха – Иоанна Златоуста. Их также именуют отцами Церкви – почетным титулом, дающимся церковным деятелям, которые внесли неоценимый вклад в развитие догматики христианского учения. Кто эти святые и почему Церковь в этот день чтит память их троих сразу – об этом тема нашей сегодняшней статьи.
Для начала вкратце скажем о каждом из святителей, чтобы было полное представление и понимание тех событий, о которых мы напишем чуть позже.
Василий Великий – святой отец Церкви, принадлежит к числу "великих каппадокийцев", то есть, тех самых церковных деятелей, которые сформировали стройное христианское учение о Святой Троице, боролись с ересью в IV веке н. э. и внесли большой вклад в развитие догматики христианства и Церкви Христовой.
Так, благодаря Василию, мы имеем иконостас как таковой и особое чинопоследование на Литургии, называемое Литургией Василия Великого, а также некоторые молитвы, составленные им и вошедшие в утреннее молитвенное правило для каждого православного христианина. Святой отец также участвовал в развитии форм организации монашеской жизни, которые соблюдаются и по сей день: отказ от имущества для пострига в монахи и необходимость совместного проживания для монахов.
Григорий Богослов также относится к великим каппадокийцам, как было сказано выше. Он, помимо той деятельности, что осуществлял вместе с другом Василием Великим, занимался богословской литературой и оставил после себя огромное наследие, часть которого положена в основу христианской Церкви.
Так, его богатое литературное наследие составляет сборник из 45 бесед, именуемых как "Слова", в которых он обличает отрекшегося от христианства римского императора Юлиана, развивает догмат о Божественной Святой Троице и раскрывает мысль о том, что Бог – причина всего, которая «не есть тело» (бестелесна) и непостижима.
Иоанн Златоуст – патриарх Константинопольский, один из вселенских учителей, особо почитаемых Русской Православной Церковью. Известен прежде всего как автор литургии восточного (византийского) образца, которая совершается и по сей день в наших храмах. Так, именно он составил чин литургии на основе чина Литургии Василия Великого, сократив лишь некоторые молитвы, однако именно Литургия святого Иоанна Златоуста совершается практически во все дни года, кроме великопостных дней в будни и первых пяти воскресений в Великий пост.
Теперь, когда мы рассказали о трех святых, которых Церковь почитает в качестве "вселенских учителей", можем поговорить об истории данного праздника.
Она началась с того, что в Константинополе при императоре Алексее Комнине (правил с 1081 по 1118 гг.) между священнослужителями велись споры о том, кто из этих трех учителей является главным, или же первым среди всех.
Сторонники Василия Великого выделяли его первым, поскольку он лучше всех смог объяснить тайну Божественной природы; сторонники Григория Богослова были за великолепное изложение им Божественного учения, чистоту языка и особое созерцание Божественности; сторонники Иоанна Златоуста – за наиценнейшее толкование Священного Писания и горячие проповеди.
Однако уже в 1084 году случилось событие, которое стало окончательным разрешением спора: митрополиту Иоанну Евхаитскому во сне явились одновременно три учителя, которые сказали ему, что среди них нет первого, что они равны между собой. Они дали наставление объединить их память «в один праздник», после чего возвысились на небо и обращались друг к другу по имени, показывая тем самым равенство между собой.
Поскольку Иоанну доверяли, и никто не сомневался в его искренности и добром сердце, Церковь установила празднование Собора трех святителей 12 февраля.
Символичным является то, что трех святителей нередко называют олицетворением Святой Троицы. Но называют их "земной троицей", которая своим учением и трудом сформировала ту основу Православной Церкви, на которой зиждется наша вера, и которые развивали догматы о Святой Троице так, что и поныне теперь мы, православные христиане, можем не сомневаться в истинности нашего учения, развитого и истолкованного "вселенскими учителями".