2 февраля. Чтим память преподобного Евфимия Великого

Православная Церковь почитает святых отцов, труды и деяния которых составляют Священное Предание. Сегодня, 2 февраля (20 января – по старому, юлианскому стилю) Русская Православная Церковь чтит память преподобного Евфимия Великого. Как можно заметить, это уже третий преподобный с прозвищем Великий, про которого мы пишем в 2024 году. Он, как Антоний и Макарий, относится к числу иноков, отлучившихся от "мира сего" и ставших примером для подражания. Более подробно о его жизни мы сегодня и поговорим.

Родители Евфимия, Павел и Дионисия, были благочестивыми христианами из знатного рода, жившими в Армении, в городе Мелитины. Они долгое время оставались бездетными, а потому усердно совершали молитвы. В одну из ночей, когда они молились, им пришло Божественное видение о том, что Бог дарует им сына, который станет утешением Церквей. Родители были рады этому чуду и дали обет Богу, что посвятят своего сына Ему. Так, примерно в 377 году н. э. на свет появился Евфимий.

Вскоре, когда умер отец, мать привела сына к своему брату, пресвитеру Евдоксию, который был духовным отцом епископа Отрия. Отрий же, будучи епископом Мелитинской церкви, принял на воспитание Евфимия и научил его Священному Писанию. Позже отрок стал чтецом, а его мать – диаконисой.

Евфимий жил добродетельно, проходя все низшие церковные ступени и вскоре был рукоположен в сан пресвитера. Поскольку юноша любил еще с детства иночество и безмолвие, епископ поручил ему начальствовать в монастырях города. Однако Евфимий, тяготившийся славой, мирской заботой и бременем начальствования, в 20 лет тайно ушел в Иерусалим. Там, поклонившись мощам святых и кресту, он ушел в пустыню к другим инокам, чтобы на практике познать их аскетизм.

Набравшись умений и навыков от старцев, юноша ушел подальше от них в пустынь, где плел корзинки из пальмовых веток, чтоб прокармливаться своим трудом.

Он повстречался с соседом-иноком Феоктистом, который стал его другом. У них были общие мысли, они одинаково стремились к Богу и в целом жили так, будто у них была одна душа в двух телах. Они вместе ушли из лавры и поселились в пещере, в которой долгое время постились, молились и питались дикими травами. В течение времени о них стало известно многим в округе, и к ним стали стекаться братия других пустыней, чтобы вместе пребывать в иноческой жизни.

Так, они основали на месте той пещеры церковь, а рядом – киновию (общежительский монастырь). Евфимий по-прежнему тяготился бременем заведующего, поэтому место его занял друг Феоктист. Евфимий же все равно оставался среди всех иноков более духовным и опытным и нередко был наставником других монахов. Он учил их послушанию и трудолюбию, приводя в пример день и ночь работавшего апостола Павла. Он считал, что в трудолюбии плоть подчиняется духу, поэтому отшельник должен быть трудолюбив.

В конце концов, твердая вера, чрезмерное послушание и служение Господу дали свои плоды: Господь даровал Евфимию способность творить чудеса.

Известен случай, когда к Евфимию в 420 году пришел предводитель бедуинского племени, который просил монаха исцелить тяжелобольного сына. Это были арабы, и они, увидев как Евфимий крестным знаменем исцелил сына главы, пали к его ногам и вскоре сделались последователями христианства. Предводитель же вскоре крестился под именем Петра и стал проповедовать христианство среди остального арабского мира.

Евфимий часто странствовал с места на место, где постепенно основывались монастырские обители. Но инок избегал славы и старался постоянно пребывать в уединении. Однажды Господь явился монаху и наставил уже самому принимать всех, а не отправлять к другим христианским аскетам, а также основать собственную лавру. Так Евфимий стал исполнять Божественное поручение.

Но на этом чудеса не закончились. Однажды во время всенощной воскресной службы на алтарь спустился огонь и осенил Евфимия и диакона рядом с ним. Это был Божественный дар, который принял Евфимий, по которому он мог ясно отличать тех, кто готов к Причастию, от тех, на ком это Таинство ложится как осуждение своей грешной души.

Известно еще одно чудо. Евфимий отличался гостеприимством в своей лавре и подавал все каждому, кто просил об этом. В один день в лавру явились порядка 400 паломников, желавших увидеть Евфимия, и для них нужно было найти пропитание. Великий инок усердно помолился Господу и попросил после молитвы сходить диакона в кладовую, где лежали припасы хлеба. И вместо малого количества там оказалось столько довольствия, что все паломники были накормлены и могли еще прокармливаться целых 3 месяца.

Евфимий Великий также был сторонником и защитником истинного Православия. Во время III и IV Вселенских соборов широкое распространение получало еретическое учение монофизитов, которые считали, что у Христа лишь Божественная природа, тогда как человеческая была поглощена или вовсе отсутствовала. Но на это Евфимий возражал и отстаивал две природы Иисуса Христа, и своим примером святости, подобно Антонию Великому, доказывал и убеждал в истинности православной христианской веры.

Так, несколько десятков лет своей жизни Евфимий вел отшельнический образ жизни и познавал Святые Христовые Тайны. Перед смертью ему пришло видение о том, как и когда он умрет. Евфимий смиренно принял это, и перед своими учениками и ставленниками в своей лавре распорядился воздвигнуть здания, создав тем самым общежительный монастырь. Позже он уединился в алтаре на 3 дня и почил там 20 января 473 года, в возрасте 97 лет.

Его похоронили в лавре, и около гроба находился один из его верных учеников, который скончался спустя 7 дней. Этого ученика, как самого верного, погребли рядом со его духовным учителем.

Сейчас же мощи святого отца Православной Церкви находятся в разных местах: часть главы и левая нога – на Афоне, пальцы – на острове Милос.

Анализируя Житие преподобного Евфимия Великого, мы можем сделать вывод о том, что он был несомненно велик, как Антоний и Макарий. Но, наверное, в большей степени стоит говорить о нем как о святом, организовавшим множество монастырских обителей. Недаром его считают одним из основателей монашеского общежития.

Comments (0)
Add Comment