Пророк Захария Серповидец – святой, чью память Православная Церковь чтит сегодня, 21 февраля. Он принадлежит к двенадцати ветхозаветным "малым пророкам", является автором одной из пророческих книг Библии – Книги пророка Захарии, где содержится множество пророчеств, в том числе относительно прихода Мессии. Далее поговорим подробнее.
Само имя Захария носят два библейских святых: непосредственно пророк Захария Серповидец и священник Захария, отец пророка Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя). Имя Захария переводится с еврейского как "Бог помнит".
Подробности жития святого пророка Захария Серповидца, к сожалению, нам неизвестны. Считается, что он происходил из священнического рода, был «сыном Варахиина, сыном Аддова». Аддо (Иддо) – дед Захарии, был священнослужителем.
Отметим, что слово "ben", употребленное Захарием к себе относительно Варахии и Аддо и переведенное как "сын", употреблялось не только непосредственно к сыновьям, но и к потомкам вообще. Поэтому можем полагать, что, возможно, Захария был лишь потомком Варахии и Аддо, а не сыном и внуком.
Место и время рождения пророка также остается неизвестным, но многие исследователи сходятся во мнении, что Захария родился в Вавилоне, незадолго до издания указа Кира о восстановлении Иерусалима (538/539 г. до Рождества Христова), и еще будучи ребенком прибыл в Иерусалим.
Еще в юности Захария был удостоен дара пророка, который, как считается, был даром наследственным. Захарии приписывают родство с пророком Аггеем, с которым они вместе проповедовали. Святитель Кирилл Александрийский (376 – 444 гг.) считает, что дар пророка был также у деда святого Захарии – Аддо.
О его личности, времени жизни и служении мы можем узнать непосредственно из книги Захарии, а также книг Ездры и Неемии. Однако, это лишь общие сведения, в то время как точные сведения и подробности неизвестны, как мы уже и говорили выше.
Серповидцем Захарию прозвали по одному его видению, в котором он видел летящий свиток, изогнувшийся серпом.
Он предсказал такие важные события, связанные с Иисусом, как вход Господень в Иерусалим на осле (Зах. 9:9), предательство Иуды за 30 сребреников (Зах. 11:12-13), затмение солнца во время страданий Иисуса (Зах. 14:6-7). Слова Захарии о том, что «воззрят на Того, Которого пронзили», вспомнит Иоанн Богослов, когда, стоя у Креста, увидит, как воин пронзил Иисуса копьем.
Захария пророчествует о разрушении Иерусалима. В этом можно увидеть предсказание событий 70-го года после Рождества Христова, когда Иерусалим был захвачен, а жители попали в плен. Но, как считают некоторые толкователи, предсказание несет более глубокий характер и предрекает события, которые будут происходить в конце времен.
Книгу Захарии часто называют ветхозаветным апокалипсисом, потому как она также, как и книга Иоанна Богослова ("Откровение или Апокалипсис"), повествует о последних событиях мира. Так, например, четыре коня и их всадники, описанные Иоанном Богословом, известные нам как всадники Апокалипсиса, впервые были описаны еще в ветхозаветные времена, а именно – в книге пророка Захарии (Зах. 1:8-9).
Стоит отметить, что труды Захарии как бы поделены на две части (в первой – 8 глав, во второй – 6). В первой части идет повествование о восстановлении Иерусалимского храма, а во второй, написанной, предположительно, через два года после первой, мы уже можем видеть невероятно точные пророчества из жизни Иисуса. Причем части книги Захарии сильно отличаются по стилю написания, поэтому какое-то время даже считалось, что писали их разные люди.
Служение пророка продолжалось около двух лет. Как считается, это был промежуток между 520 и 518 годом до Рождества Христова.
Подробности кончины пророка Захарии также неизвестны. Но святитель Епифаний Кипрский отсылает нас к преданиям, которые сообщают о мирной кончине святого в его глубокой старости и захоронении вместе с пророком Аггеем.