Сегодня мы поговорим о семи высших архангелах. Кто они такие, какое служение несут и при каких обстоятельствах мы призываем их в молитвенную помощь.
Итак, архангел — это начальник ангелов, тот, кто предстоит перед Богом, потому что в учении, в Священном Писании и церковном учении, мы находим такие фрагменты, где говорится о том, что сам Архангел Гавриил, хотя в Евангелии он имеет имя ангела, но тем не менее Церковь издревле знает, что он носит имя архангела, потому что предстоит перед Богом. Он сам об этом говорил.
Архангел Михаил возглавляет небесное воинство в борьбе против сатаны, взбунтовавшегося Херувима, и свергает его на землю.
Архангел Рафаил, который путешествует с людьми и говорит о том, что он один из семи архангелов, которые предстоят перед Богом и возносят Богу эти молитвы.
Так вот, мы знаем это учение о семи высших архангелах, хотя имен этих архангелов в предании православном больше. Также в других преданиях мы находим и другие имена других архангелов, служения которых мы не знаем, потому что в Священном Писании и в предании они не упоминаются или упоминаются, но очень в каких-то непроверенных источниках, но тем не менее имена их существуют и мы о них знаем.
Итак, служение архангелов заключается в их имени. И мы видим, что Архангел Михаил – имя его переводится «Кто как Бог» – он возглавил ангелов в войне против сатаны и сверг его с неба. Поэтому он называется еще архистратигом, то есть военачальником.
И мы молимся ему, призываем его в помощь, чтобы посредством его предстательства мы получили победу над внешними и внутренними врагами, нашими страстями и грехами, а также по отношению к нашим недругам, чтобы он укрепил и помог нам.
Второй архангел — это Гавриил, муж Божий, крепость, сила Божия, но по своему служению он является благовестником тайн Божьих.
В книге пророка Даниила он является и говорит о разных видениях в будущих временах, также в новом завете мы видим его явление при благовещение Деве Марии о рождении спасителя, а также о том, что Елисавета зачнет сына и он будет великим пророком, именно про Иоанна Предтечу.
То есть он является здесь как благовестник этих тайн, и поэтому мы молимся ему в случаях, когда не хватает у нас некоторых разумений, и мы просим, чтобы он просветил нас и помог нам в нашем неведении и неразумии.
Третий архангел — Рафаил, его имя переводится как «помощь Божия», «исцеление». Его служение – врач человеческих недугов и путеводитель. В книге Давида он как раз предстает как сопроводитель, путешественник, помощник и исцелитель от разных болезней.
Поэтому Архангелу Рафаилу мы молимся о том, чтобы он сохранил нас в пути и послал помощь в исцелении от разных недугов, в том числе душевных, духовных наших искушений, каких-то страстей, которые полностью держат во власти нашу душу и нет у нас никаких сил избавиться от этого искушения, потому что мы полностью, к примеру, порабощены этой страстью.
Четвертый архангел — это Уриил, «огонь», «свет Божий». Служение его – это просветитель людей, наставник заблудших. О нем упоминается в 3-й неканонической книге Ездры. Поэтому мы ему молимся о том, чтобы он просветил нас в разных вопросах, искушениях, в том, что мы тоже что-то не понимаем.
Пятый архангел — Селафиил, «молитва Богу», то есть он молитвенник богу о людях. И поэтому кому не хватает молитвы, кто нуждается и понимает, что есть у него желание молиться, но много разных искушений и препятствий, он, конечно, может обращаться к этому архангелу и получить от него помощь для того, чтобы у него в душе воздвиглась такая добродетель, как стремление к молитве. Потому что человек, который молится Богу, укрепляет себя в вере и заповедях Христовых.
Шестой архангел — Варахиил, «благословение Божие». Служение его – ходатай перед Богом. Он молится о всех людях, ходатайствует о нас, чтобы Господь нас сохранил, благословил, вразумил.
И седьмой — это Иеремиил, «возвышение к Богу», то есть тот, кто возносит людей к Богу, настраивает наши мысли, душу, сердце, для того чтобы мы вознеслись к нему.
Также я вам приведу имена еще других архангелов, потому что в православном предании мы знаем имя еще одного архангела — это Иегудиил, «хвала Божия». Остальные имена шести архангелов находятся в книге Еноха и в других ветхозаветных преданиях, которые находятся в Талмуде и в других иудейских книгах.
Второй ангел из вторых семи архангелов — Рагуил, «друг Бога». Третий — Задкиил, «справедливость Божия». Самуил – «ищущий Бога», еще его называют Чамуилом по другому произношению. Рамиил – «храм Божий». Иофиил – «красота Божия». И Зерачиил – «указание Божие». Вот имена таких архангелов.
Но мы не знаем, что это за архангелы, какое они несут служение перед Богом, потому что в православном предании о них ничего не написано. Мы знаем только то, что Богу предстоят семь высших архангелов, соответственно, может быть, есть и другие архангелы, потому что, как я уже говорил об ангельских чинах, что на самом деле ангелов миллионы, и мы не знаем в точности их уровень.
Потому что святые отцы говорят, что там бесконечное многообразие природ, потому что каждый ангел – это отдельное творение, отдельный мир, отдельное образование, потому что люди все произошли от Адама и Евы, а ангелы разные и порою очень даже непохожи друг на друга.
Еще хотел в заключение сказать, что есть в околоцерковной среде некоторый культ почитания семи архангелов. Этот культ, конечно, не имеет к православию отношения, потому что всем управляет Иисус Христос, управляет промысел Божий, и даже если мы обращаемся к архангелам, то мы обращаемся к ним как к святым Божьим предстоятелям. Потому что культ архангелов предполагает именно то, что они как бы независимы от бога.
Я не скажу конечно, что это оккультная литература, но она на к церкви не имеет никакого отношения, потому что сами ангелы в Откровении говорят о том, что им нельзя кланяться, потому что они тоже сослужители, как и мы, мы должны поклоняться Богу, и только в Боге мы можем уже воспринимать и святых, и архангелов, и ангелов всех, потому что на всё есть воля Божия и вовсе благой и милосердный промысел.
Поэтому в церкви нет, конечно, никакого культа и особого какого-то служения семи архангелам. Есть у нас общий день, где мы поминаем не только семи архангелов, но всех небесных сил, все небесное воинство, потому что все ангелы трудятся для спасения нас.
И не важно, архангел он, серафим, херувим или просто ангел, это не имеет значения, почему? Потому что их задача осуществлять на земле волю Божию. И мы будем уподобляться им, изучать заповеди Христовы, чтобы понять, что такое воля Божия, благая и совершенная.
Текст основан на видео с канала «Боговидец»
Читайте еще:
4 самые «сильные» молитвы в православии
Сильные молитвы Богородице о детях и внуках: во здравие и спасение от грехов Хронофаг — самый страшный бес. Протоиерей Олег Стеняев Как нужно молиться своему Ангелу-хранителю? 3 правильных молитвы