Сегодня, 7 февраля, Православная Церковь чтит память одного из трех Великих каппадокийцев – святых отцов, которые совершили окончательное богословское осмысление Святой Троицы. К ним также относится Василий Великий, день памяти которого приходится на Обрезание Господне (14 января), и Григорий Нисский, о котором мы подробно писали в день его памяти, 23 января. Сегодня же поговорим о святителе Григории Богослове.
Родился Григорий около 330 года в Арианзе, юго-западной области Каппадокии, около Назианза, в христианской семье Григория и Нонны. У Григория также был брат Кесарий и сестра Горгония, которые, как и сам Григорий и их родители, впоследствии были канонизированы в лике святых. Отец семейства был епископом Назианским.
Мать Григория, Нонна, усердно молилась о даровании ей сына и обещала, что посвятит его Господу. Когда же долгожданный сын родился, Нонна сдержала свое слово и воспитала в сыне христианские ценности и любовь к Богу, да так, что сам Григорий считал самым важным воспитанием в своей жизни именно воспитание матери.
В процессе получения образования, в Афинах, Григорий знакомится с Василием, которого мы знаем как Василия Великого. Они сблизились, и Григорий считал эту дружбу гораздо полезнее образования. Там же, в Афинах, Григорий познакомился с Юлианом Отступником, который в дальнейшем станет римским императором и, отрекшись от христианства, захочет возродить язычество на территории Римской империи.
По возвращении из Афин, в возрасте 26 лет, Григорий принимает Крещение. Он начинает вести аскетичный образ жизни и даже удаляется в пустыню, где проводит время со своим верным другом Василием. Избегая и тяготясь какой-либо должности, Григория огорчает, когда его отец, епископ, которому нужен был помощник, рукополагает его в пресвитера (священника). Удалившись опять в пустыню, там он приводит мысли в порядок и принимает со смирением возложенные на него обязательства, воспринимая их как служение Богу и отцу.
Спустя время Григория посвятили в епископа города Сасима (по договоренности Василия, который к тому моменту уже был архиепископом, и отца Григория), однако Григорий принял только сан, но отказался от должности, позднее приняв решение продолжать помогать отцу в Назианской Церкви.
После смерти родителей Григорий тяжело заболел, а выздоровев, отправился в монашескую обитель, где пробыл три года.
В то время была распространена арианская ересь, которую, по незнанию и путанности в тонкостях, одно время принимал даже отец Григория. После того, как Григория избирают архиепископом в Константинополь, он отправляется туда для борьбы с арианами. Успешно возвращая христиан в православие, Григорий справляется со своей миссией, после чего борется также с Македонской ересью и участвует в деятельности Второго Вселенского Собора. После – оставляет Константинополь и уезжает на родину, где по просьбе клириков вновь возвращается на Назианскую кафедру, но все еще считает это бременем (после смерти своего отца он также занимал его место, но непродолжительное время).
Позднее на место Григория приходит Евладий (383г.), а сам Григорий удаляется на покой. Преставился ко Господу святитель Григорий Богослов 25 января, в 389 году.
Григорий оставил после себя богатое наследие в виде множества богословских трудов, за что и назван Богословом. Как мы говорили в начале нашей статьи, он, вместе с другими великими каппадокийскими отцами, совершил окончательное богословское осмысление Святой Троицы. Григорий Богослов помог людям понять суть Троицы, объяснив им все простыми и понятными словами.
Миру известно собрание из 45 бесед, каждая из которых называется "Словом". Эти "Слова" Богослова делятся на беседы на различные церковные праздники, в память священномучеников, надгробные слова. Существуют также обличительные беседы на еретиков и Юлиана Отступника; беседы, посвященные отцу; беседы о Троице и многие другие.
Существует около 245 писем Григория Богослова, в том числе переписка с Василием Великим, а также его стихотворения (богословские, автобиографические, на смерть друзей). Подводя итог, хотелось бы упомянуть несколько высказываний Григория, актуальных и по сей день:
«Легко отречется и великого Бога, кто отрекся отца».
«Всякий (христианин) живет не для себя одного, но для ближних: мало самому быть убежденным, если не убеждаешь других».
«Ничто так не гнусно, как памятование только о перстном (земном)».