«Про это старца мало кто знает, однако ему было видение о гибели Оренбурга, после чего он 40 дней вымаливал город и вымолил. И теперь мы молимся ему о спасении нашем» – говорят местные жители.
Пожары на Старом городском кладбище в Оренбурге, уничтожающие кресты и плавящие надгробные таблички, неоднократно оставляли после себя пепелище. Однако, пламя никогда не касалось захоронения афонского монаха Василия Ожерельева: вокруг его могилы трава, напротив, становилась еще более зеленой. Люди, пораженные этим явлением, не находили объяснений, но те, кто знал старца при жизни, осознавали – его святость охраняется не только на земле, но и на небесах.
Схимонах Василий Ожерельев был не просто заступником в людских бедах, но и в целом защитником Оренбурга перед Богом.
Несмотря на снежные зимы, паломники со всего Оренбуржья регулярно посещают место упокоения старца на кладбище. В отличие от других захоронений, занесенных снегом, к могиле Василия Ожерельева, покоящегося здесь с 1940 года, всегда ведет вытоптанная дорожка. У его креста нередко горит лампада, и даже на Рождество его не оставляют в одного.
Многие приходят с просьбами за помощью и возвращаются, чтобы выразить благодарность, молясь за рождение детей, исцеление больных и даже о дожде во время засухи. Несмотря на его тихую славу и отсутствие информации о нем что связано с прошлым, когда люди боялись говорить о своем почитании из-за опасений перед НКВД, и сегодняшним недостатком известности, информация о жизни монаха все же сохранилась в Оренбургской епархии. Она была обнаружена благодаря воспоминаниям дочери Валентины Макаровны Сергеевой, которая отошла ко Господу несколько назад и знала старца в детстве.
Семья Сергеевых, бежавшая из Переволоцкого района во время репрессий, искала единомышленников в Оренбурге для совместной молитвы и таким образом узнала о Василии Ожерельеве, к которому маленькая Валя носила пирожки.
– Мы обязаны благополучием и процветанием нашего города отцу Василию. Было предсказано, что Оренбург-то провалиться под землю. Это ему в видениях было сказано. Старец ушел в лес за реку Сакмару и молился там 40 дней и ночей. Рыдал так, что на щеках борозды оставались.
Его прозвали Плакучим за непрерывные молитвы о прощении грехов горожан, и в итоге Бог помиловал Оренбург.
Об этом рассказала Галина Федоровна.
По ее мнению, нигде в России не испытывали православные такого преследования, как в Оренбуржье, куда отправляли людей, неугодных режиму, включая революционеров. Большинство из них отрицали существование Бога. Однако, несмотря на попытки изгнания веры из людей, она неизменно возвращалась, подобно сорнякам, которые возрождаются после прополки. Старец с Афона, словно сеял семена православия по Оренбургу, которые всходили и распространялись.
Василий Ионович Ожерельев, происходивший из семьи греков, принял монашество на Святой Горе Афон. Однажды Богородица явилась ему в видении и велела отправиться в мир, чтобы спасать людей от безверия. Путешествуя по 80 городам, он в 1934 году нашёл единомышленников в Оренбурге. Старец находил приют то на звоннице Никольского собора, то в пустующей келье разрушенного монастыря на улице Аксакова, перенося суровые морозы, во время которых его волосы замерзали, прилипая к стенам. Однажды Анастасия, местная жительница, заметила хрупкого старца, похожего на Серафима Саровского, и не могла потом выбросить этот образ его из головы.
Галина Федоровна, еще вспоминала, что однажды местная вдова Васена, встретив на улице отца Василия в изношенной одежде и потрёпанной обуви, предложила ему переехать жить к ней. Старец принял предложение, и так получилось, что дом Васены располагался на улице Нижегородской, совсем близко к жилищу сестёр Масловых, которые вскоре узнали о новом соседе, напоминавшем им Серафима Саровского.
Забирали его, и он, никогда не встречавший их и не знающий имен, произнес: «Анна, я обошел восемьдесят городов в поисках тебя, а ты сама ко мне пришла!» Она была уникальной, осознавала сущность веры и была готова ради Господа отправиться в темницу. Так Анна стала духовной дочерью отца Василия.
Многие пытались найти фотографию или портрет старца. Спросили об этом и у Галины Фёдоровны, но так ответила:
– Не ищите. Его пытались сфотографировать при жизни, но он говорил: «О, эти шалуны! Зачем вам это? У вас есть Серафим Саровский, Сергий Радонежский, молитесь перед их иконами. Неужели вы будете молиться перед моим изображением! Я же грешник!»
И так ни одного лик старца не сохранилось.
«Люди шли к отцу Василию, – пишет в своих воспоминаниях Валентина Сергеева, – Одна женщина просила: «Зайдите в мой дом, освятите его молитвой, так много здесь безбожия». Он пришел вместе с матушкой Анной. Они сидели, говорили о божественном, хозяйка же, радуясь, поставила самовар. И вот отец Василий говорит: «О, какая буря надвигается!» Но за окном все было спокойно. Вдруг дверь распахнулась, и муж ворвался в дом. Он ударил по самовару, и горячая вода разлилась, угли разлетелись по полу. Он начал выгонять гостей, а его жена в ужасе закричала: «Отец Василий, он меня убьет!» – «Не бойся, не убьет», – успокоил ее отец Василий. Муж схватил железную трость и начал избивать свою жену, но она не чувствовала, вроде как по подушке удары сыплются. У мужа от большой злобы произошел инфаркт, и он тут же помер. Но о смерти его доложили брату, крупному оренбургскому начальнику, по фамилии Воронов».
Тогда брата Воронова похоронили, а схимонаха Василия посадили за решетку. Начальник так распалился: он, мол, родню мою до могилы довел, я его без суда и следствия уничтожу! Вывели отца Василия на расстрел.
– Пли! – кричит Воронов. А солдаты на курки нажать не могут. Не стреляют пистолеты, и все тут! – Саботажники, сам его застрелю!
Схватил оружие Воронов, хотел выстрелить, да… ослеп. Тут он одумался, упал на колени, Василия Ожерельева о помиловании просит. Но старец сказал:
– У Господа надо вымаливать исцеление. Три раза начальник крикнул о Божьем прощении – и вдруг прозрел.
– Даже посмертно он продолжает быть заступником для людей. Мы с матерью молились о трудоустройстве моего племянника и, благодаря Божьей воле, у храма ему была предоставлена работа. Верующие обращаются с самыми разными просьбами. Однажды на кладбище я встретила двоих, внешне напоминавших цыган. Они оказались братом и сестрой; брат ранее страдал алкогольной зависимостью. Они приносили воду на кладбище, ставили у креста, и мужчина выпивал её. Однако уже несколько лет он не употребляет спиртное, – делилась свидетельством исцеления Галина Федоровна.
Захоронение схимонаха Василия Ожерельева неизменно посещают его духовные наследники – дети, внуки и правнуки из Оренбурга и Орска, которые поддерживают тесные связи. Но однажды Валентина Сергеева встретила на кладбище незнакомую женщину. В ходе беседы выяснилось, что они когда-то были заключёнными в одной камере с этим монахом, арестованным за верность Христу. Однажды во время прогулки он был отведён на допрос, и сокамерница, глядя ему вслед, увидела на его спине надпись золотыми буквами: «За Бога». Это зрелище словно было послано Богом, чтобы подтвердить её веру в истинного мученика.
Сильно обессилевший, отец Василий лежал неподвижно, но люди продолжали приходить за его молитвой, что привлекало внимание НКВД. Его забирали, грубо схватив за руки и ноги, бросали в грузовик, слегка устланный соломой, и возвращали в полуживом состоянии.
Старец скончался в возрасте 107 лет.
Спустя 77 лет паломники из Бугуруслана, Орска и Саракташского района продолжают искать помощи у отца Василия. Не осталось никого, кто бы видел его при жизни, но спасённая им вера жива.
Сегодня ситуация с паводком в Оренбургской области остается напряжённой. И многие прибегают в молитве ко Господу и Пресвятой Богородице, а так же просят старца о заступничестве, чтобы он снова вымолил спасение для людей.
Помолимся вместе!
Господи, Всемогущий Боже, Царь всех царствующих и Господь всех господствующих, сказавший, что и волос с головы не упадет у нас без воли Твоей, прекращающий брани до края земли, сокрушающий лук, преломляющий копье, сожигающий огнем колесницы! Будь помощию нашею, защитою и крепостию, каменною горою и оградою от врагов. Не оставь наследия Твоего, называющегося святым именем Христовым. Да возвеличится слава Твоя в вышних и во всем мире, да будет на земле мир и благоволение. Не попусти разорять и опустошать церкви и училища, земли и народы, где обитает слава Твоя. Даруй всем христианским властям и подданным постоянный мир и согласие. Вооружи нас могуществом Твоим, потому что Тобою можем мы сокрушить полчища. Облеки нас силою Твоею и соделай, чтоб укрепились мы Тобою и могуществом силы Твоей. Аминь.
Другие публикации канала
В Нижегородской области произошло удивительное явление: на песке появился образ Богородицы
17-летнему парню дали всего три месяца жизни, и он задумался о загробной участи, но чудо случилось в храме, когда он причастился и выжил Явление Богородицы близ Львова: Ее видели на окнах и куполах, внутри храма и проходящей вокруг церкви Явление Христа было около Киева, где Он предупреждал о том, что скоро придет судить людей и повел рассказать об этом всем Три чуда: Николай Чудотворец спасает киевского отрока, Сергий Радонежский воскрешает мальчишку, а Серафим Саровский спасает в аварии