«Слепец услышал во сне голос, обещавший ему исцеление при условии извлечения оскверненной святыни из болота. Он нашел его действительно в болоте и после прикосновения к Кресту – прозрел…»
Так в период служения святителем Иоасафом (1748–1754 гг.), в селе Кошары проживал состоятельный землевладелец Юрий Выродов. В его владении находился Крест, доставленный его братом, который был послушником в Афонском монастыре.
Тем не менее, он не испытывал никакого почтения к святыеи. Однажды, расстроенный неудачной охотой, которая стоила жизни его любимой собаки, он в гневе приказал слугам вынести Крест из его дома и выбросить его в болото, мотивируя своё действие тем, что святыня не приносила ему пользы, хотя ему это обещали.
Богохульная команда была выполнена, и Крест оказался в заболоченной местности недалеко от дома Выродова.
Спустя долгие годы владелец поместья скончался, как говорили, ужасной смертью грешника, а Крест был полностью поглощен болотом и соответственно про него забыли.
Однако к концу XVIII века произошло чудесное событие.
Слепец услышал во сне голос, обещавший ему исцеление при условии извлечения оскверненной святыни из болота.
Он отправился на поиски с несколькими помощниками и обнаружил Крест. Как только слепец прикоснулся к Кресте, и тут же обрел зрение и принялся славить Господа. На месте находки забил источник.
В дальнейшем (вероятно, после высыхания местности) был на том месте вырыт колодец.
Информация о найденном Кресте быстро распространилась по округе, привлекая тысячи паломников, многие из которых находили исцеление от своих недугов.
Изначально Крест располагался на специально устроенных подмостках, впоследствии был перенесен в каменную часовню, построенную тогдашним владельцем земли Пузановым, а затем перевезен в Белгородский Николаевский монастырь, где пробывал около 30 лет.
На данный момент Крест находится в Крестовоздвиженском храме города Белгорода.
Чудотворный Кошарский Крест и источник с целебной водой стали известны по всей России. В результате храм Крестовоздвиженский принимал паломников, которые прибыли издалека, преодолев сотни километров. Пик посещений приходился на летний период, когда нередко паломники задерживались у святынь на протяжении месяца или более.
Благодаря усилиям отца Порфирия было воздвигнуто странноприимное здание.
У Чудотворного Креста и источника с лечебной водой проводились регулярные молебны. В дни, когда собиралось множество паломников, Крест выносили из храма и размещали на специально оборудованных подмостках около колодца.
Согласно воспоминаниям местных жителей, жизнь которых была неразрывно связана с храмом, в летнее время ученики церковно-приходской школы участвовали в своеобразной учебной практике. Они помогали служителям храма, записывая имена прихожан для поминовения в молитвах о здравии. Дети, выполняя обязанности "писарей", получали за свою работу небольшое вознаграждение — одну копейку за каждого заказавшего молебен, благодаря чему при большом числе паломников они могли принести домой доход в размере целого рубля, становясь на время "опорой и надеждой" для своих семей.
Отец Порфирий Амфитеатров делился историями о двенадцати удивительных чудесных случаях, которые случились после молитв возле святого Креста и у целебного источника. Очевидно, что это лишь малая часть всех чудес, испытанных множеством людей, посетивших храм Крестовоздвижения.
Жители Кошар продолжают помнить памятные случаи, которые они видели своими глазами. Одну из таких историй, рассказанную Марией Сергеевной Зубаревой, увы, ныне усопшей, мы приведем ниже.
Эти события развернулись незадолго до Октябрьской революции 1917 года, но в этой местности, удаленной от политических потрясений, жизнь текла обычным ритмом. Члены хора, в том числе и ученица церковноприходской школы Машенька Зубарева, собрались в храме. Тем не менее, священник объявил об отмене занятия, поскольку прибыла женщина с больным сыном, моля о совершении молебна перед Чудотворным Крестом. Во время молитвенного пения измученный долгим путешествием молодой человек проявил знаки оживления, и его мать, обретя новую надежду, решила задержаться в Кошарах на продолжительный срок.
Так паломники из Пензы провели большую часть лета у кошарских святынь. Местные дети с любопытством наблюдали за процессом выздоровления: сначала мать возила парализованного сына в коляске, затем он начал делать первые шаги, опираясь на спинку своего постоянного "спутника", и в конце концов, оттолкнул коляску, улыбаясь, и пошел навстречу удивленным девочкам, которые от изумления роняли цветы. За лето дети подружились с добродушными и открытыми паломниками, часто утром собирая для них ягоды и цветы на лугу, а в благодарность получая от матери исцеляющегося юноши орехи и сладости.
Когда пришло время провожать паломников на железнодорожную станцию, староста церкви приказал запрячь лошадь, ведь молодой человек все еще не до конца восстановил свои силы. Однако юноша настоял на своем: "Нет, я пойду самостоятельно!" Взяв чемодан, он подал руку своей матери и, одарил всех прощальной улыбкой, уверенно продолжил свой путь к станции…
Несколько недель спустя из Пензы было получено письмо, наполненное благодарностью и радостью, текст которого священнослужитель зачитал перед собравшимися прихожанами. Такая практика чтения благодарственных посланий в храме, стоит сказать, тогда осуществлялась довольно таки часто.
Порфирий Иванович Амфитеатров, священник, признан и уважаем многими за свои заслуги как публицист, педагог и руководитель одной из самых престижных церковно-приходских школ Курской епархии. Благодаря его усилиям был возведен гостеприимный дом для паломников, прибывающих в Кошары. Он зарекомендовал себя как благочестивый служитель, молитвенник, руководитель и защитник страдающих. Паломники стремились в Кошары не только для поклонения святыням, но и для духовно-назидательных встреч с отцом Порфирием, чья помощь простирались далеко за пределы уезда.
С 1898 по 1915 год отец Порфирий служил настоятелем Крестовоздвиженского храма, параллельно преподавая в Белгородском Духовном училище и церковно-приходской школе. В 1915 году ему было поручено настоятельство Успенско-Николаевского собора в Белгороде.
Большевики считали его одним из наиболее опасных для их режима священников и предприняли действия для его устранения. Отец Порфирий был арестован практически в одно время с епископом Никодимом и вскоре казнен. Однако его останки так и не были обнаружены среди раскопанных массовых захоронений жертв большевистского террора.
Вероятно, большевики предприняли шаги для того, чтобы скрыть место погребения его останков, учитывая глубокое почитание и привязанность паствы к отцу Порфирию.
В эпоху до революции на праздник Чудотворного Креста святыня выносилась из храма, и после проведения Крестного хода её размещали на специально устроенных подмостках для поклонения множества паломников, прибывающих из различных уголков.
В 1999 году данная традиция была восстановлена. Был создан особый киот для Креста, и после совершения Божественной Литургии, которую на праздник традиционно возглавляет Архиепископ, крест был обнесен вокруг храма. И так с тех пор ежегодно проводится Крестный ход со святыней.
16 сентября 2000 года в Белгороде состоялись торжества в честь дня прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, двухтысячелетия Рождества Христова и пятилетия воссоздания Белгородской и Старооскольской епархий. Из всех округов области в Белгород были доставлены святыни. Чудотворный Крест из Крестовоздвиженского Храма был перенесен крестным ходом на главную площадь города, где в этот день отслужили Божественную Литургию. Святыню поместили рядом с ракой святителя Иоасафа. Во время Крестного хода на улицы выходили пожилые люди, не имеющие возможности самостоятельно прийти в храм, и с благоговением, слезами в глазах, прикасались к великой святыне Белогорья.
Приведем, пожалуй, еще пример одного из современных чудесных случаев.
«Это произошло незадолго до моей запланированной поездки в Белгород. Я жительница Москвы, однако мне доводилось неоднократно посещать Белгород: я приезжала, чтобы поклониться мощам святителя Иоасафа, посетила могилу архимандрита Серафима (Тяпочкина) в Ракитном и зашла в Крестовоздвиженский храм, чтобы приложиться к Чудотворному Кресту.
Тем не менее, в тот раз мне удалось забрать лишь воду, освященную у Животворящего Креста, хотя я желала отслужить молебен и помолиться с чтением акафиста… Именно с этой целью я и планировала очередную поездку в Белгород.
Необходимо отметить, что я проживаю вместе со своей матерью, которая, хотя и достигла преклонных лет, всегда была атеисткой. Она скептически относилась к моим религиозным убеждениям, молитвам, церковным обрядам и православным святыням.
Однажды, перед тем как отправиться на поручение от благочинной Марфо-Мариинской обители города Белгорода, я обнаружила на своем лице, шее и затем на ногах красные пятна. Моя мать, будучи врачом на пенсии, тут же начала поиск необходимых медикаментов в домашней аптечке. Однако ничего не помогло, и аллергия продолжала распространяться до самых рук. Я отправилась в свою комнату, где помолилась и обтерла тело святой водой, привезенной из Крестовоздвиженского храма. Во время этого меня посетила мысль, что, если произойдет исцеление, то это окажет большее воздействие на мою мать, чем на меня, учитывая ее близость к концу земной жизни и отсутствие христианской подготовки из-за ее атеизма.
Это чудо было необходимо именно моей матери, и оно произошло: внезапно все прошло. Никаких пятен. После этого моя мать взяла маленькую брошюру, которую мне подарил священник Крестовоздвиженского храма, и, к моему великому удивлению, она начала ее читать. Это был первый случай, когда она согласилась знакомиться с духовной литературой после многочисленных, но безуспешных моих попыток заинтересовать ее ранее.
Я полагаю, что это заболевание, которое проявилось внешне, позволило наблюдать за его развитием и внезапным исчезновением. Это неслучайность, так Бог хотел показать моей матери, что Он здесь и ей бы пора обратиться к Нему. Случайное неслучайно и событие, предшествующее поездке в Белгород и Крестовоздвиженский храм, не кажутся мне случайностью.
Мне чрезвычайно приятно разделить с вами, моё умиление в связи с проявленным ко мне благоволением Всевышнего посредством Его Чудотворного Креста.
Как можно удержаться от слёз радости, наполняющих душу, и не восклицать снова и снова: "Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!"
Рассказала Галина Николаева, г. Москва.
Слава Богу за все!
Другие публикации канала
Русский ученый Гаряев сделал открытие, доказав, что душа существует и Вселенную создал Бог
Духовник последнего Царя пророчествовал о том, что весь мир против России вооружится, но при этом произойдет неожиданное, что удивит всех В Китае две женщины пережили клиническую смерть, видели Христа, а вернувшись в тело оставили атеизм