Священник Константин Корепанов, отвечая на вопрос о том, как бороться с сомнениями в вере, рассказывает, что сомнения бывают двух видов, имеющих разные причины.
Первый, самый распространенный случай, заключается в следующем: человек приходит к вере с помощью разума, и разумом принимает, что Бог есть. При этом, окружение и воспитание человека остается прежним, среда остается прежней, и постепенно начинают возникать сомнения: а точно ли Бог есть? Человек начинает искать противоречия между верой и окружающим миром, и постепенно, через разум, через который человек пришел к вере, начинают также появляться сомнения.
Священнослужитель рекомендует бороться с сомнениями такого рода погружением в веру: изучать ее (не только самостоятельно, но и с помощью, например, специальных курсов, если есть такая возможность). Константин среди прочих рекомендует такие образовательные учреждения, как Свято-Тихоновский университет и Екатеринбургский миссионерский институт. Повторим, что можно обучаться и самостоятельно, с помощью книг. Священнослужитель рекомендует сделать также две основные вещи, чтобы преодолеть сомнения подобного рода: ограничить вредный круг общения и переосмыслить все то, что происходило до прихода к вере. Он подчеркивает, что нужно не отбросить прошлое, а именно переосмыслить, ведь покаяние предполагает в числе прочего и это.
Говоря о сомнении другого рода – сомнении сердца – Константин называет его более глубоким сомнением, нежели сомнение разума. Человек, подверженный сомнениям сердца, не сомневается в том, что Бог есть, но сомневается в самом себе: а правильно ли я живу? А могу ли я спастись? Любит ли меня Бог? Священнослужитель говорит о том, что от сомнений такого рода невозможно оградиться, потому как вера предполагает такого рода сомнения. Отец Константин подчеркивает, что прийти к такому состоянию можно и после покаянных трудов, и что людей, оказавшихся в такой ситуации, очень много.
Как же бороться с сомнениями сердца? Чтение Священного Писания и трудов святых отцов поможет нам утвердиться в надежде, а надежда, в свою очередь, помогает нам бороться с сомнениями сердца. При этом, полностью избавиться от таких сомнений не получится никогда.
Алексей Ильич Осипов, ученый-богослов, говоря о сомнениях в вере, приводит слова из произведения Ф. М. Достоевского "Униженные и оскорбленные": «О, если бы только открылось, что в моей душе творится, то, думаю, всему миру задохнуться бы пришлось!». Алексей Ильич объясняет, что в человеческой душе много чего творится нехорошего, поэтому сомнениям не нужно удивляться, есть вещи и такие, «о которых и сказать нехорошо, и во веки веков не скажешь».
Алексей Ильич говорит также о том, что у человека должна быть не только вера, но и доверие к Богу. В чем же отличие? Доверие – это готовность человека исполнять заповеди Божии вразрез своим земным желаниям, готовность доверить ему свою жизнь. Алексей Ильич подчеркивает, что каждый такой акт доверия к Господу обогащает человека, потому как человек все более познает Господа. Приводится пример апостола Петра, который, доверившись Спасителю, пошел по воде.
При этом, доверие должно обязательно существовать вместе с верой. Здесь можно вспомнить Савла, который до того, как стал апостолом Павлом, участвовал в гонениях на христиан. При этом, он искренне верил, что совершает богоугодное дело (то есть, доверял Богу), но у него не было веры (он еще не принял Христа). Здесь же можно упомянуть иудеев, которые в первые века христианства гнали христиан, думая, что совершают богоугодное дело.