Таинство покаяния, или же исповедь – это одно из Таинств Церкви, при котором человек искренне исповедует свои грехи и кается в них, а они, при невидимом прощении Самим Господом, прощаются христианину.
Важность этого Таинства велика, поскольку помимо того, что священники не допускают к не менее важному Таинству Евхаристии (Причастию) без исповеди в своих грехах, на человеке вплоть до исповеди остаются все грехи, что он совершил и в которых не раскаялся. Это страшно, ведь наша жизнь может в любой момент оборваться, и нам придется стоять перед Господом с багажом грехов, по которым Он будет судить нас. Поэтому важно, пока не поздно, приходить к покаянию еще при жизни.
Однако не все христиане хорошо знают, как правильно исповедоваться, поэтому допускают некоторые ошибки. О них мы сегодня поговорим и расскажем, что же нельзя говорить на исповеди.
Во-первых, на исповеди нельзя говорить формально. Фразы «виноват(а) во всем, каюсь», «согрешил(а) в делах и помышлениях, каюсь», «согрешил(а) против 4-ой заповеди, каюсь» и другие подобные им – это признаки формализма, который чужд христианству. Будьте готовы, что священник может поинтересоваться и задать наводящие вопросы, чтобы узнать, в чем Вы конкретно исповедуетесь. Несмотря на то, что Господь все видит и знает, что именно за грехи мы совершили, христианину важно самому озвучить то, в чем он согрешил – это большой труд, но он двигает человека на путь к исправлению.
Во-вторых, на исповеди нельзя говорить посторонние вещи. Как правило, в храмах всегда на исповеди стоят очереди, где каждый человек ожидает немало времени. К тому же, священник тоже не всегда готов поддерживать беседу на отвлеченные темы и выслушивать их, поскольку ему предстоит исповедовать множество людей в очереди. Поэтому с нашей стороны это было бы, как минимум, неправильно и неуважительно по отношению ко всем окружающим. Неправильно это также и потому, что на исповеди присутствует Господь, которому излишне во время Таинства говорить посторонние вещи. Если желаете все же осветить какие-то моменты или поговорить о них с духовником, то лучше это сделать не во время Таинства, а в свободное время.
В-третьих, на исповеди не стоит вдаваться во все подробности своих грехов. Нужна именно "золотая середина" – ни больше, ни меньше. Достаточно подробный рассказ, опять же, может и вызвать напряжение у людей, стоящих в очереди на исповедь, и утомить священнослужителя – он тоже человек, пусть и всегда готовый выслушать все то, что мы говорим, но и ему присущи усталость, утомленность. Говорить предысторию своего греха, историю его совершения и все мельчайшие детали – это будет излишне. Здесь можно руководствоваться принципом "лучше недосказать", поскольку духовник, в случае необходимости, сам может задать вопросы, которые позволят поведать грех в нужной мере.
Также на исповеди нельзя оправдывать себя и обвинять других в своих грехах. Человеческое оправдание – это оружие, позаимствованное у дьявола, поскольку проистекает из гордыни или же нежелании брать на себя ответственность за совершенные действия и помышления.
Конечно, многие факторы влияют на то, что мы делали, но выбор совершает сам человек, наделенный свободной волей. Именно от человеческой воли, решений человека зависит все то, что он совершает, и ни от кого другого.
Поэтому нужно помнить, что только мы несем ответственность за свои действия и мысли, поступки и помышления, и отвечать на Суде перед Господом будем лишь мы. Если же на исповеди говорить о том, как виноват сосед, что ты обругал его, или как виновен кто-то еще – это уже будет не исповедь, а оправдания. Соответственно, результат от такого покаяния будет равен нулю.