Что нужно знать о Великом посте? Приводим 12 интересных фактов

Великий пост принято считать временем, когда мы ограничиваем себя в пище и в развлечениях, а также пытаемся привить себе какие-то хорошие привычки и избавиться от плохих. Но, на самом деле, это только верхушка айсберга. В действительности в этот период перестраивается часть церковных служб, а некоторые Таинства и вовсе не проводятся. Что это за Таинства? Что меняется в круге богослужений? И почему Великий пост длится именно 40 дней? Об этом и многом другом далее.

Итак, 12 интересных фактов:

1. Великий пост длится 40 дней.

Его еще называют Святая Четыредесятница.

Почему именно 40 дней? Мы постимся:

  • по образу пророка Моисея, который делал это 40 дней перед Богоявлением;
  • по образу пророка Ильи, который тоже перед Богоявлением 40 дней постился;
  • по образу самого Господа нашего Иисуса Христа, который 40 дней постился в пустыне, перед тем как вышел на свое общественное служение.

Мы постимся такой же срок, надеясь тоже сподобиться Богоявлению, то есть созерцать святую Христову Пасху, светлое Христово Воскресение.

2. Сорокадневный пост в церкви был установлен не сразу.

Сложилась такая традиция примерно в V веке. И поначалу продолжительность поста колебалась от 6 до 8 недель. Связано это было с тем, что 40 дней считали по-разному. В некоторых областях исключали субботу и воскресенье, потому что они считались непостными днями.

Здесь, кстати, тоже велась дискуссия относительно того, можно ли есть скоромную пищу в субботу и воскресенье или нельзя. В некоторых областях кушали скоромную пищу, но потом от этого вскоре отошли. А некоторые области не считали субботу и воскресенье не потому, что в эти дни кушалась скоромная пища, а потому что устав поста в эти дни облегчался, как он облегчается и сейчас, и это уже за строгий пост не считалось.

До того, как установился сорокадневный пост, были традиции даже поститься один день, два дня или поститься 40 часов. Об этом, например, пишет Ириней Лионский (I-II в. н.э.), его цитирует историк Евсевий Кесарийский.

Ириней отмечает, что существует разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего его поста. Ибо, пишет он, некоторые думают, что они должны поститься один день, другие два дня, иные даже несколько, тогда как другие отсчитывают 40 часов дня и ночи для своего поста.

Эта традиция пошла от слов Господа нашего Иисуса Христа, когда он сказал:

Считается, что жених был отнят в пятницу во время своих крестных страданий, а в день воскресения он снова явился, поэтому пост длился, соответственно, с пятницы до воскресенья около 40 часов.

3. На Страстной седмице Исповедь уже неуместна.

К Святой Четыредесятнице примыкает Страстная седмица, на которой мы вспоминаем спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа, Его погибель и после этого уже Его воскресение.

Заканчивая Святую Четыредесятницу и готовясь вступить в Страстную седмицу, Церковь молится:

Поскольку на Страстной седмице Церковь призывает нас не к воспоминанию, а созерцанию уже спасительных страданий Христа, предстоять Кресту, то мы должны про себя забыть. Есть только Господь, страждущий на кресте. Поэтому, наверное, для тех людей, которые регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются, на Страстной седмице исповедь уже неуместна.

И действительно, многие батюшки благословляют своих постоянных прихожан на Страстной седмице приступать к Таинству Причащения уже без Исповеди, поскольку Исповедь на этой Седмице неуместна, мы созерцаем Христа.

4. У Поста есть четыре ключевых цели.

Каковы цели поста?

Первая – подготовить себя к созерцанию спасительных страданий Христа к Страстной седмице.

Вторая – это возвращение утерянного Рая, того Рая, который потеряли своими прегрешениями и отсутствием покаяния Адам и Ева. И поскольку в Раю они питались исключительно растительной пищей, то и мы, питаясь растительной пищей, уподобляемся Адаму и Еве.

Третья цель – это уподобление бесплотным силам, которые вообще ничего не вкушают. И мы тоже воздерживаемся от пищи, чтобы уподобиться им.

Но кто есть эти самые бесплотные силы?

Это не только ангелы, но это и бесы. Поэтому, если во время Великого поста мы не будем возрастать в любви, в милосердии, не будем совершать такие добродетели как, например, милостыню, не будем молиться, исповедоваться, причащаться, то уподобимся отнюдь не ангелам, и в конце, на выходе из поста, можем превратиться в настоящих бесов.

И, наконец, еще одна важнейшая цель Великого поста – это подчинить духу свое тело, уничтожить свои страсти, укоротить греховные движения нашей души. И когда мы обуздываем свое тело, когда утесняем свое чрево, не даем ему обычной пищи, то тело смиряется. Вместе с ним смиряется и душа, и страсти утихают.

5. В Великий пост мы меняем свой обычный рацион (но есть исключения)

По уставу, если не вдаваться в подробности, на буднях пищу положено принимать один раз. Причем без растительного масла и невареную. Это называется сухоядение. Разумеется, пища только растительная, как в будние дни, так и в субботу и воскресенье. А в субботу и воскресенье разрешается вареная пища с растительным маслом два раза в день.

Разумеется, для болящих, для пожилых, для слабых церковь всегда благословляла и благословляет послабление или даже полную отмену поста.

6. Чем строже мы постимся, тем строже мы должны молиться.

Поскольку пищевой пост – это не главное, то мы должны понимать, что мера физического поста должна следовать за мерой духовного поста и, в первую очередь, за мерой молитвы.

Например, если человек хочет первую неделю поста ничего не есть или совершить что-то подобное, то он должен не только дома усердно молиться, но и посещать все богослужения в течение первой Седмицы и причаститься в среду, пятницу, субботу и воскресенье. Наверное, не все готовы к такой строгой, внимательной и собранной духовной жизни. Это что касается ситуации, когда человек хочет строже поститься. Молитвы должно быть больше.

И наоборот, если прихожанин берет послабление на пост, если ему это необходимо по состоянию здоровья или немощи, то молитвой он возмещает недостаток физического поста.

То есть, если, например, человек взял послабление на молочное или на рыбу, то желательно, чтобы он дополнительно какие-то каноны читал, или Псалтирь, или Евангелие, или делал бы что-то подобное. То есть мера молитвы должна быть и выше меры физического поста.

7. Даже цари на Руси постились очень и очень строго.

К примеру, царь Алексей Михайлович держал очень строгий пост, да такой, какой не всякий мирянин сегодня выдержит.

Это описывает архидиакон Павел Алеппский в «Путешествии Антиохийского Патриарха Макария в Россию». Вот что он пишет:

8. В Великий Пост делается много поклонов – и дома, и в церкви.

В этот период верующие как в храмах, так и дома, кладут много земных и поясных поклонов. Но особо известны земные поклоны, совершаемые во время молитв Ефрема Сирина. Молитва Ефрема Сирина звучит следующим образом:

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Эту молитву замечательно переложил в стихи наш русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Вот как она звучит в стихотворном варианте Пушкина:

Также, по уставу, по три поясных поклона совершается на каждом тропаре во время чтения Великого покаянного канона Андрея Критского. Там всего 250 тропарей, полностью канон читается в среду пятой Седмицы. Только представьте, сколько поклонов необходимо по уставу совершить во время чтения этого канона!

Кстати, на Руси делали и земные поклоны вместо поясных. Об этом пишет тот же Павел Алеппский.

Он однажды наблюдал во время чтения Великого канона преподобного Андрея Критского, как все присутствовавшие в церкви москвичи положили более тысячи земных поклонов, не считая поклонов до и после канона. Эта запись относится к 1656 году.

У Павла Алеппского по этому поводу часто вырываются замечания, что все они, без сомнения, истинные святые.

9. Во время Великого поста Литургия в храмах совершается не каждый день.

Это так называемый евхаристический пост. При этом, если в течение практически всего года в храмах служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, то в Великий пост Литургия Иоанна Златоуста служится только по субботам Святой Четыредесятницы.

В остальные дни, воскресные дни, служится Литургия Василия Великого, как и в четверг и в субботу на Страстной седмице. На буднях Литургия не служится, кроме среды и пятницы. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Так она называется, поскольку хлеб и вино, дары, не освящаются на этой литургии, самая торжественная часть Литургии выпущена. Освящение происходит в предшествующее воскресенье, поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров освящать их необходимости уже нет.

Литургия Преждеосвященных Даров – очень умилительное богослужение, поэтому думаю и советую, чтобы каждый мирянин по возможности за пост хотя бы один раз посетил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров, или как ее еще называют, Литургия Григория Двоеслова, папы Римского.

10. На буднях Великого поста в храмах не читается Евангелие. Зато вычитываются три книги из Ветхого Завета: книга Бытия, книга пророка Исаии и Притчи Соломона. Эти книги можно почитать и дома. Те благочестивые люди, миряне, большинство из которых работает и не может посещать храмы каждый день, естественно, это чтение не услышат. Поэтому можно почитать эти книги дома, можно почитать с толкованием.

В частности, можно порекомендовать к прочтению толкование на книгу Бытие святителя Иоанна Златоуста. Также есть еще очень хорошее толкование – оно написано святителем Филаретом, митрополитом Московским, но для кого-то сей труд может показаться довольно-таки научным.

11. Во время Великого поста в храмах не совершается Таинство Венчания, поскольку это торжественное событие, а торжество в пост, во время покаяния, неуместно.

Кроме того, во время поста предполагается не только воздержание в пище, но и в супружеской жизни.

Но, как говорит апостол Павел, не удаляйтесь друг от друга, только по взаимному согласию и для упражнения в посте и молитве. Первое правило – по взаимному согласию.

Поэтому, если кто-то из супругов хочет поститься и воздерживаться, а второй не может и не хочет, то для первого это становится невозможным. Греха здесь не будет, грех будет наоборот, если человек, презрев свои семейные отношения и любовь, будет вопреки второй своей половине воздерживаться от супружеских отношений.

Также в связи с торжественностью в храмах во время Великого поста не читаются и не поются акафисты. За исключением Субботы Акафиста, когда совершается акафист Божьей Матери.

В отличие от Таинства Венчания Таинство Крещения совершается круглый год, в том числе и Великий пост. Более того, как в праздник Крещения Господня, так и в канун Пасхи, Великую Субботу, в древней Церкви крестились сотни и тысячи оглашенных, то есть людей, которые оглашались, наставлялись в вере и готовились к принятию святого Крещения. Именно поэтому в Великую Субботу храмы переоблачаются в белое и богослужение совершается священниками также в белом облачении.

Когда новокрещенные приходили в храм, то их встречали торжественным песнопением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». То есть вы, которые во Христа крестились, вы во Христа и облеклись. Это песнопение поется и сейчас на Литургии Великой Субботы.

12. Каждое воскресенье Великого поста имеет особое посвящение, особое название.

Так,

  • первое воскресенье Великого поста посвящено Торжеству Православия, то есть победе православия над всеми ересями, последняя из которых была ересь иконоборчества.

  • Во второе воскресенье церковь вспоминает великого учителя молитвы Иисусовой – Григория Паламу. Воскресенье посвящено ему, и Церковь нас таким образом как бы призывает к молитве Иисусовой, показывая, что не только монахи, как учил Григорий Палама, но и миряне должны упражняться в молитве Иисусовой. И по слову апостола Павла, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, стремитесь к непрестанной молитве, к непрестанному памятованию о Боге.
  • Третье воскресенье посвящено Кресту Господню.
  • В четвертое воскресенье Церковь вспоминает великого наставника и учителя монахов и мирян Иоанна Лествичника.
  • В пятое воскресенье Церковь приводит нам в пример покаяние Марии Египетской, показывает нам и глубину падения, и высоту восстания, то, что с человеком может сделать покаяние, таким образом призывая нас еще раз к покаянию.

  • На шестой седмице Святая Четыредесятница заканчивается, следует два праздничных дня, о которых мы уже говорили, Лазарева Суббота или воскрешение Лазаря, и вход Господень в Иерусалим.

И затем следует Страстная седмица, на которой мы предстоим страстям и Кресту Господню, созерцаем дело нашего спасения, совершенное Господом. И если мы как следует очистились, подготовились к великому празднику, то мы уже не вспоминаем светлое Христово Воскресение, а переживаем его в своем сердце.

Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊

Текст сделан на основе видео:

Читайте еще:

Как поститься мирянину? Отвечает священникСвятые места19 марта«Посты не сделают из нас праведников или подвижников»: батюшка о том, кому и зачем на самом деле нужно пощениеСвятые места25 мартаКак поститься, если есть проблемы со здоровьем? Объясняют священникиСвятые места21 мартаЧто нельзя есть православным, даже не в пост?Святые места22 января

Comments (0)
Add Comment