«Просвещаемым по Крещении подобает быть помазуемым Помазанием небесным и стать причастниками Царствия Божия». 48-е правило Лаодикийского собора (113, 505).
Согласно православному катехизису, Миропомазание – это Таинство, через которое верующему при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары, которые взращивают и укрепляют в духовной жизни.
Это Таинство считается Божественно установленным, поскольку его совершали апостолы Христа. Так, в книге Деяний святых апостолов описывается случай, когда Петр и Иаков возлагали руки на самарян, чтобы на них спустился Святой Дух, так как они приняли Крещение во имя Иисуса Христа (Деян. 8:16). И действительно, в первые времена христианства апостолы совершали это Таинство через рукоположение, однако когда число верующих стало расти, апостолы физически не могли рукополагать каждого. Поэтому решили перейти к Таинству через помазание освященным Миром – специальной смесью масел, которая содержит до 50 различных веществ: душистых трав, благовонных смол, растительных масел.
Миро приготовляется главой автокефальной Церкви, а священник совершает помазание. В нашей Православной Церкви раз в два года Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения, и уже приготовленное миро рассылается на приходы. Поскольку преемственность Патриарха идет от апостолов, которые рукополагали епископов для управления Церковью, то совершение Таинства Миропомазания – это то же самое Богоустановленное Таинство, когда апостолы возлагали руки на христиан.
Таинство Миропомазания состоит из двух частей: приготовление и освящение Мира (первая часть), а также само помазание Миром (вторая часть).
Совершают Миропомазание, прежде всего, сразу после Таинства Крещения. Эти два таинства настолько тесно связаны, что нередко их обозначают одним термином – Таинством посвящения.
Однако есть случаи, когда Миропомазание совершают в отрыве от Таинства Крещения. К таким случаям относят переход из некоторых протестантских конфессий в православие.
Как оно совершается? Сразу после Крещения священник читает над новокрещенным молитву и мажет части его тела Миром крестообразно. После этого, новокрещенный со священником совершают хождение вокруг купели против солнца. Как только шествие подошло к концу, священник читает определенные молитвы, вопрошая у Господа сохранить печать Духа Святого на новокрещенном, и начинает омывать его от Мира. В завершающей стадии священник постригает миропомазанного христианина, отдает ему частички его волос, и христианин опускает их в купель.
У Миропомазания есть определенная цель. Протоиерей Александр Шмеман говорит, что при Миропомазании человек получает дар самого Святого Духа, который, как мы помним, является одной из ипостасей триединого Бога. То есть не какой-то частный дар от Святого Духа, но Святого Духа как Дар. Также он подчеркивает, что нам сложно познать и объяснить это Таинство.
Бывший священнослужитель Владимир Головин, отвечая на вопрос о том, для чего нужно помазание (которое совершается, например, на вечерней службе), говорит о том, что это является напоминанием о Миропомазании, совершенном при Крещении. Также Владимир объясняет, что помазание через молитву усиливает действие благодати Божьей, а также побуждает человека к действию в духе Божьем. Через помазание, по его словам, действует Святой Дух, укрепляя нас в дарах, данных нам при Миропомазании.
Таким образом, Миропомазание является важным Таинством, которое помогает нам в духовном укреплении.