Иуда Искариот – один из 12 учеников Иисуса Христа, подло предавший своего учителя за 30 сребреников. Он же является олицетворением в человеке всего самого гнусного, отталкивающего – того, что априори вызывает презрение.
Содержание статьи:
- 1 Иуда Искариот – один из 12 учеников Иисуса Христа, подло предавший своего учителя за 30 сребреников. Он же является олицетворением в человеке всего самого гнусного, отталкивающего – того, что априори вызывает презрение.
- 2 «Предал тот, кто был учеником Его, кто знал его, с Ним ел, пил…»
- 3 Такой же точки зрения был и духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). Он считал, что предательство Иуды вызвала не какая-то опасность, а его корысть. Пристрастие к деньгам, желание получить пресловутые 30 сребреников завладели его душой настолько, что он пошел на предательство.
- 4 Поцелуй Иуды
- 5 Как и где все было?
- 6 «Приди, мир тебе!»
- 7 В Евангелии этот момент описан так:
- 8 И мы знаем, что раскаявшийся Иуда потом пришел к первосвященникам и бросил наземь их 30 сребреников. И он же просил поступить по закону – его наказать, а не Иисуса. Да только его никто не слушал. Но даже на эту отчаянную картину у митрополита Антония Сурожского был свой взгляд. Продолжая развивать свою мысль, он писал:
- 9 Этот вопрос я задал несколько лет назад епископу, которого ценю и уважаю. Он посмотрел на меня и сказал: «Все ученики встретили Христа и обрели мир в этой встрече. Почему вы думаете, что этого не произошло с Иудой?» — «Но когда?» — «После Своей смерти Христос сошел в ад, в то самое место, где был Иуда, и они встретились». Разве мы не можем надеяться, надеяться со всей болью и ликованием сердца, что в этот момент Христос обратился к Иуде и сказал: «Ты намеревался приблизить Мою победу, и ты приблизил ее, но ты не знал, как. Приди, мир тебе!».
- 10 Иуда – худший из 12 учеников?
- 11 Дорогие друзья! Если вам понравился материал – подписывайтесь на канал, пишите комментарии и оценивайте текст «лайком»! Для меня это будет лучшая награда. Благодарю вас! Будьте счастливы и здоровы!
«Предал тот, кто был учеником Его, кто знал его, с Ним ел, пил…»
Историю падения этого человека описали четыре Евангелия. Апостол Иоанн Богослов – тоже являвшийся одним из 12 учеников Иисуса – прямо назвал причину предательства Иуды, заявив, что он крал общественные деньги. То есть по-простому – был вором. Причем крал из общей казны, куда поступали суммы пожертвований от богатых людей, исцеленных Иисусом.
Как правило, эти деньги раздавались беднякам и всем нуждающимся. И лишь незначительная их часть шла на нужды 12 учеников и их учителя.
Такой же точки зрения был и духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). Он считал, что предательство Иуды вызвала не какая-то опасность, а его корысть. Пристрастие к деньгам, желание получить пресловутые 30 сребреников завладели его душой настолько, что он пошел на предательство.
А вот как эмоционально о фигуре ученика-злодея высказался в свое время святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797-1867):
«Боже мой, до какой степени может дойти злоба и зависть человека! Но что всего ужаснее, Иисуса Христа предал тот, кто был учеником Его, кто знал его, с Ним ел, пил и своими глазами видел жизнь Его, чудеса Его и силу учения Его. И как предал? Коварством и лобызанием. И за какую цену? За тридцать сребреников».
Поцелуй Иуды
И все-таки несмотря ни на что Иуда по сей день, как магнитом, притягивает к себе внимание не только священников, но и художников, поэтов, драматургов, писателей, православных христиан и, наконец, всех тех, кому интересна природа предательства.
Напомню, что Данте в своей «Божественной комедии» поместил предателя Иуду в самом страшном месте Ада. Наверное, для того, чтобы вмёрзший в льдину Люцифер терзал там его.
А знаменитая картина Рембранта «Поцелуй Иуды»?
Ох, все-таки не случаен этот горячий, не остывающий уже много веков интерес к личности ученика-изменника!
Как и где все было?
В Евангелии говорится, что Иуда приходит с толпой первосвященников в Гефсиманский сад. Он должен был показать преследователям и врагам Христа, кто из находящихся там людей ― Христос. По ветхозаветному закону, чтобы свидетельствовать против кого-то, нужно было возложить руки ему на голову и произнести обвинение. Если свидетельство оказывалось ошибочным – обвинителя самого ждало наказание. Причем такое, какое ожидало обвиненного им человека. Таковы были законы того времени.
Но что же произошло в саду? Иуда рук не возложил. Но он поцелуем указал толпе на Христа. Ответов на вопрос «Почему?» напрашивается три. Первый – он не хотел обвинять своего учителя Иисуса в нарушении закона, так тот был не виновен. Второй – сожалел, что поддался искушению деньгами. И третий – пытаясь найти компромиссный выход в отчаянной ситуации, не нашел ничего лучшего, кроме как придумать этот свой поцелуй.
Что было дальше – мы знаем. Иисуса взяли под стражу. Потом был суд перед Пилатом, Каиафой, крестный путь, распятие…
«Приди, мир тебе!»
И тут, дорогие друзья, самое время познакомить с совершенно нестандартным видением ситуации, описанным митрополитом Антонием Сурожским незадолго до его смерти в своей книге «Уверенность в вещах невидимых»:
«Иуда намеревался спровоцировать решающее противостояние и ускорить победу Христа, но не достиг ничего, как ему показалось, кроме окончательного уничтожения своего Наставника. Наставника не стало, и Иуде не у кого было просить о прощении. И он повесился».
В Евангелии этот момент описан так:
“Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.” (Мф 27: 3-5).
То есть, по мнению митрополита, ученик Иисуса руководствовался все-таки не своими меркантильными интересами. Он ожидал Божьей победы, но вместо этого увидел поражение своего учителя.
И мы знаем, что раскаявшийся Иуда потом пришел к первосвященникам и бросил наземь их 30 сребреников. И он же просил поступить по закону – его наказать, а не Иисуса. Да только его никто не слушал. Но даже на эту отчаянную картину у митрополита Антония Сурожского был свой взгляд. Продолжая развивать свою мысль, он писал:
«И здесь встает последний вопрос: означает ли это, что все для него кончено? Все ученики в тот или другой момент так или иначе поддавались страху, проявляли неверность, но у всех оставалась возможность вернуться к своему Наставнику, открыть Ему свое сердце, молить о прощении, признать свои ошибки. У Иуды такой возможности не было. Но так ли это?..
Этот вопрос я задал несколько лет назад епископу, которого ценю и уважаю. Он посмотрел на меня и сказал: «Все ученики встретили Христа и обрели мир в этой встрече. Почему вы думаете, что этого не произошло с Иудой?» — «Но когда?» — «После Своей смерти Христос сошел в ад, в то самое место, где был Иуда, и они встретились». Разве мы не можем надеяться, надеяться со всей болью и ликованием сердца, что в этот момент Христос обратился к Иуде и сказал: «Ты намеревался приблизить Мою победу, и ты приблизил ее, но ты не знал, как. Приди, мир тебе!».
Иуда – худший из 12 учеников?
Известно, что официальная церковь признает четыре версии Евангелия – от Луки, от Матфея, от Иоанна и от Марка, считая, что именно они написаны апостолами.
И хотя в каждом из этих творений есть история предательства Иуды, она описана без подробностей и скупо. Но, видимо, даже имеющейся информации достаточно для того, чтобы тот же митрополит Антоний Сурожский увидел те или иные факты совершенно под другим углом.
Он увидел, что не только Иуда, но и другие ученики в роковые моменты оказывались далеко не на высоте. Ведь после ареста Иисуса даже самые преданные Ему ученики дрогнули и в страхе разбежались, кто куда.
Вот, как описывает митрополит в своей книге «Уверенность в вещах невидимых» один из таких эпизодов:
«От Христа отрекся еще один ученик. Когда Христос стоял перед судом, служанка подошла к Петру и сказала: «Ты тоже один из них». И он испугался. Его Наставник арестован, на что ему было надеяться? Он испугался и сказал: «Я не знаю этого Человека». Так повторилось трижды. В конце концов он вышел вон со двора, потому что не смог больше этого выносить. И в этот момент Христос обернулся и посмотрел на него, и Петр разрыдался (Мф 26:75).
Христос и Петр снова встретились, когда воскресший Христос явился Своим ученикам. Они встретились снова, и Петр получил прощение, узнал, что он все еще любим безмерно и что у него есть право, да, право называться учеником, потому что теперь, после всего произошедшего, его вера стала тверже, чем раньше. У него появилась уверенность другого рода. Он был другом Христа, а теперь стал другом Сына Божьего, воскресшего из мертвых».
Наверное, только совершенно бесчувственного человека всё это может не волновать и оставлять равнодушным…