Как мы уже знаем, Господь наделил человека свободной волей. У нас есть выбор: двигаться к Господу через работу над собой и своей духовностью, отказываясь от греха и пресекая греховные стремления своей души, или же поддаваться страстям и губить свою душу, погружаясь в грехи. Но существуют так называемые "невольные грехи", которые мы совершаем не намеренно: например, когда не знаем, что совершенное нами действие является греховным, или же знаем, но действуем по привычке, не задумываясь. О них сегодня и поговорим.
Священник Алексей Колосов, говоря на эту тему, объясняет, что невольный грех не возникает просто так, а является естественным продолжением наших прошлых прегрешений. То есть, совершая какой-то невольный грех, человек действует «по инерции предыдущих грехов» – как выражается священнослужитель.
Что же касается греха, совершенного именно по неведению, то скажем следующее (опять же, основываясь на объяснении священнослужителя): Библия не содержит ответа на каждый узконаправленный вопрос, который может возникнуть у христианина, а также не может поведать нам о греховности каждого конкретного деяния, потому как содержит лишь основную информацию о мироздании, зачастую не затрагивая частности. При этом, Господь даровал нам совесть, чтобы мы сами могли распознать греховное действие. Когда же человек оказывается глух к голосу совести, тогда это может привести к невольному греху. Как мы видим, неведение о греховности поступка не снимает с нас вины. Священнослужитель говорит, что большинство грехов неведенья вызваны именно невнимательностью к голосу совести.
Митрополит Лимассольский Афанасий приводит в пример такие привычки, как ирония, насмешка над другими. Они свидетельствуют о наших комплексах и об агрессивной настроенности по отношению к ближним. Отпустить шутку в адрес другого – опасно, но ирония, по мнению митрополита, есть нечто более ужасное, потому что своей иронией человек вредит не только душе ближнего, но и своей собственной.
По словам священнослужителя, даже духовные люди, которые подвизаются, могут проявить "не полезные" для них черты, поэтому «даже самый великий, совершенный человек несовершенен пред Богом». Рассуждая о невольных грехах, митрополит также учит нас обращать внимание на тех, кто осуждает нас и огорчает своими словами, потому что они (слова) «чрезвычайно полезны… (и) показывают нам, что в нашем характере есть много такого, чего мы и не ощущаем». Так, к примеру, один человек может считать свои поступки совершенно нормальными и не видеть в них ничего дурного, тогда как для другого человека наши поступки могут вызвать боль, огорчение, обиду.
Также митрополит обращает наше внимание на то, что во время пения Трисвятой песни на Божественной Литургии, священник читает молитву, в которой произносит слова «прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное». Такую молитву, как и все остальные, важно читать с осознанием своей греховности и пониманием того, что эти молитвы нужны, в первую очередь, не Господу, а нам. И Господь прощает нам эти раскаянные грехи не потому, что мы заслуживаем этого, а потому, что Он милосерден и всеблаг.
А можно ли назвать невольным грехом греховное действие, которое человек совершил осознанно, но под действием обстоятельств? Здесь все индивидуально. Если у человека и правда не было выбора, тогда, конечно, можно такое действие назвать невольным грехом. Но порой человек считает, что у него действительно не было выбора в конкретной ситуации, в то время как выбор на самом деле был. Например, человека сильно разозлили, и в ответ он начинает кричать или распускать руки, а впоследствии оправдывается тем, что его спровоцировали, а он не мог сдержаться. На деле же у человека был выбор, просто он поддался негативным эмоциям. В этом случае стоит работать над своими реакциями и учиться сдержанности, а не оправдываться.
На одном из православных форумов мужчина задал вопрос: нужно ли каяться в том, что он гневается, но не по своей воле, ведь он «ничего не может с собой поделать», на что получил ответ иерея Павла:
«Конечно нужно, более того, варианта "ничего не могу с собой поделать" не существует. Существуют лишь такие варианты: ничего не хочу с собой делать, не знаю, как это преодолеть и пр.».
Заметим еще раз, что даже если грех совершен невольно, то он все равно остается грехом и требует покаяния.