О том, что Тело Спасителя после смерти было завернуто в погребальный саван, сообщают все четыре евангелиста.
Знаменитая Туринская плащаница, которую многие и считают тем самым саваном, хранится в Соборе святого Иоанна Крестителя в итальянском городе Турине и является святыней как для православных, так и для католиков.
Но ни Католическая, ни Православная Церкви не высказывают официальных версий по поводу происхождения и подлинности плащаницы.
Над реликвией проведено множество исследований, а на тему ее подлинности не прекращают полыхать фактологические споры, по своей напряженности не уступающие спорам об истинности библейской картины мира. Абсолютно глубоко убеждены в непоколебимости своих аргументов как верующие оппоненты, так и оппоненты-атеисты.
Итак, Туринская плащаница – это цельный отрезок льняной ткани длиной более четырех метров и шириной более метра. На полотне видно детализированное, подобное фотографическому негативу, изображение. Спереди и сзади изображен молодой, длинноволосый, изувеченный страшными пытками мужчина семитской внешности. Негатив одновременно полноразмерный и полутоновый. Интересно, что полутона позволяют легко воссоздать трехмерное изображение. Рост мужчины около 170 сантиметров. Детальное визуальное исследование плащаницы показывает, что мужчина претерпел ровно те самые истязания, что евангельский Иисус Христос. Оставшиеся на теле следы от орудий пыток – хлыстов со свинцовыми гирьками и квадратного в сечении гвоздя, совпадают с размерами действительно применявшихся римлянами орудий. Примечательно, что раны на голове говорят не о терновом венце, а о терновой шапке.
Вот краткая история появления плащаницы.
Рыцарь Робер де Клари был участником и летописцем IV крестового похода XIII века, в ходе которого крестоносцы и разграбили Константинополь. Он упоминает хранившийся в монастыре Влахернской Богородицы саван, на котором был виден Лик Спасителя. Де Клари пишет, что после взятия Константинополя саван бесследно исчез.
В 1353 году француз Жоффруа де Шарни объявил о том, что он обладает погребальной плащаницей Христа. Вначале плащаница находилась в городе Лире, а в 1452 ее купил Людовик I Савойский. Плащаницу переместили в город Шамбери, где в 1532 году случился пожар и навредил реликвии.
В 1578 году плащаницу перевезли в Турин. В 1983 году умер последний король Италии Умберто II, и плащаница стала собственностью Католической Церкви.
В 1898 году плащаницу выставили для всеобщего ознакомления. Тогда адвокат Секондо Пиа сделал фотоснимки, а когда их проявлял, увидел на негативах четкий образ человеческого лица.
В 1988 году исследователи провели радиоуглеродный анализ, который показал, что плащаница была изготовлена приблизительно в XIV веке. Однако, есть неточные сведения, что российские ученые, якобы, не так давно очистили один из клочков плащаницы от следов всех соприкосновений, что произошли с ней за века, и такой же анализ показал, что она относится к эпохе Христа.
Кровь на плащанице в местах, где она должна была соприкасаться с ранами, действительно была найдена. Анализ показал, что это самая редкая, четвертая группа крови.
Самые разные исследователи плащаницы неоднократно пытались создать технологию изображения, подобной той, что на плащанице.
Основной аргумент скептиков заключается в том, что тело человека не могло сделать такой отпечаток на ткани: образ покойника при снятии савана должен оказаться гораздо шире, чем образ на плащанице. Основной же аргумент верующих опирается на возможность мощной энергетической вспышки, которая произошла во время восстания Иисуса из мертвецов за очень малую долю секунды. Только таким способом, по мнению верующих исследователей, и могла возникнуть на ткани негативная фотография Человека.
Сегодня во всем мире насчитывают пять официальных копий Туринской плащаницы. Они находятся в России, Италии, Франции, Германии и США.
И вот главный вопрос: так ли важна для христианина подлинность Туринской плащаницы? Промежуточным ответом на вопрос служит следующий: как проверить христианскую веру на истинность? Ведь, если убедиться, что христианство содержит полноту духовной истины, то подлинность Туринской плащаницы вообще перестанет иметь значение.
Способ проверки один – любой сомневающийся может допустить в своем уме хотя бы слабую возможность истинности христианской веры и начать совершать хотя бы часть того духовного делания, которое рекомендует Церковь. Тогда ощутимые внутренние результаты не заставят ждать такого человека.
Господь говорит, что те, кто не видели Его и поверили в Него, блаженнее тех, кто видел. Он обещает, что если где-то собирается ради Него больше двух человек, там присутствует и Он. В беседе с Никодимом Иисус повелевает принимать Крещение, чтобы иметь шанс войти в Царство, а в другом месте говорит, что нужно регулярно принимать Его Самого в святом Причастии. Призывы Бога очень понятны и недвусмысленны, но каждый сам решает, верить ему и делать, или отвергать Евангелие и не делать дела спасения.
Духовный механизм веры изображается простой притчей:
Изнемогающий от жажды человек бредет по пустыне. И вдруг, вдалеке, с песчаного холма ему машет рукой другой человек и кричит: «Иди за мной, там оазис». И скрывается за холмом.
В этой притче изнывающий от жажды бедолага символизирует нехристианина, человек на холме – проповедника, а оазис – Церковь.
Если бедолага не поверит, то и не побредет за холм, а подумает, что это ловушка. Он побежит в другом направлении. А если поверит, то найдет оазис, потому что он там действительно есть.