Сегодня, 16 июня, православные христиане почитают икону «Умиление» (Псково-Печерскую). Но чем особенно запомнился этот образ? Какое участие он принимал в исторических событиях? Какие чудеса ему приписывают? И как ему правильно молиться? Обо всем этом – далее в статье.
Чудеса и история образа
Содержание статьи:
Согласно преданиям, Богородичный Псково-Печёрский образ, называемый «Умилением», был написан в тысяча пятьсот двадцать первом году. Создал его некий иеромонах по имени Арсений (Хитрош), вдохновившись образом Владимирской Богоматери.
В Псково-Печёрской обители эта икона воцарилась в период, когда её игуменом был преподобный Корнилий – в монастырь её перевезли двое купцов, Василий и Фёдор. С той поры этот чудотворный образ часто помогал верующим людям, обращавшимся к нему.
Особенную милосердность Приснодева проявляла к слепцам. Весной тысяча пятьсот восемьдесят седьмого года, когда икона находилась в Псковской области, по милости Богоматери прозрела женщина по имени Мария Терентьева. Она жила в Подкопорье, за Невой, и ничего не видела на протяжении трёх лет. Сначала Мария вознесла молитву к Богородице, придя в Храм, возведённый в честь Живоначальной Троицы, а затем направилась в сторону печёрского подворья, и внезапно зрение к ней вернулось.
В конце марта тысяча шестьсот третьего года этот образ исцелил ещё одного слепца, крестьянина Потапия Григорьева, утратившего способность видеть шесть лет тому назад. По молитвам к этой иконе практически в тот же период исцелился ещё один молодой человек, Иван Ступицын, бывший боярским сыном. У этого юноши на протяжении двух лет были сведены жилы на левой руке.
В древней летописи печёрского монастыря приведена следующая фраза, касающаяся чудотворной силы этой удивительной иконы:
«…Не одним только Православным христианам милостивая Богородица помогает исцелиться, но даже иноверцам, приходящим к Её чудесному образу с искренней верой».
Богородичный образ «Умиление», как и икона, называемая «Успением», привлекли к себе особое внимание в период правления Ивана Грозного. Это случилось в тысяча пятьсот восемьдесят первом году, когда польские недруги осаждал Псков и Псково-Печёрскую обитель во время Ливонской войны.
Перед тем, как началась Псковская осада, Приснодева явилась праведному старцу по имени Дорофей. Богоматерь предупредила благочестивого мужа о предстоящем бедствии и даже назвала его причину – греховность русского народа. Однако шанс на спасение ещё был.
Дорофей поведал о своём видении архиепископу, и тот сразу же призвал к себе игумена печёрской обители Тихона, велев ему взять с собой образа «Успения» и «Умиления». Вскоре в местах, на которые указала сама Богоматерь, явившись Дорофею, были совершены молебны.
В конце лета тысяча пятьсот восемьдесят первого года польско-литовские войска, служившие королю Стефану Баторию, осадили Псковские территории. Пройдя через Псков, они рассчитывали вскоре добраться до Великого Новгорода и Москвы. Согласно историческим сводкам, в тот момент Псков населяло около двадцати тысяч жителей. Мужчины, а также многие женщины и даже дети были готовы оборонять город.
В итоге на защиту Пскова встало около четырнадцати тысяч человек. В то же время из печёрской обители в Псков прибыли богородичные образа «Умиление» и «Успение».
Вражеская армия бомбардировала осаждённую территорию, запуская калёные ядра. Один снаряд попал в образ Богоматери, выставленный на городской стене, однако ни он сам, ни окружавшие его в тот миг люди не пострадали. Польские войска осаждали Псков пять долгих месяцев. Тридцать раз они пытались взять штурмом Псковский кремль, однако захватить город у них всё-таки не получилось. Это поражение принудило Литовского правителя пойти с Россией на десятилетнее перемирие.
В память о чудесном избавлении Псковских жителей Богородичный образ было решено украсить жемчужинами и драгоценными камнями.
В начале семнадцатого столетия печёрская обитель претерпела множество нападок со стороны шведов, литовцев и поляков, пользовавшихся внутренними междоусобицами в стране, а в тысяча восемьсот двенадцатом году у России появился новый недруг в лице французских завоевателей. Наполеон уже занял Полоцк, и теперь намеревался занять и Псков.
В ту пору, по просьбам псковских жителей, в город вновь были доставлены чудотворные образа «Умиление» и «Успение», а также хоругвь, изображавшая Нерукотворный Спас. Седьмого октября христиане совершили крёстный ход, взяв в руки Православные Святыни. В этот же день русская армия отбила у французов Полоцк, а значит, и Пскову теперь не угрожала опасность.
В честь этого чудесного спасения на территории Печёрского монастыря возвели Храм, названный в честь Архистратига Божьего Михаила. Рядом с его правым клиросом висит образ «Умиление», главная Святыня обители.
В двадцатом столетии монастырь пережил две войны. Однако же праведные традиции, соблюдавшиеся в нём во все времена, не нарушились и в этот тяжкий для Православной Церкви период. В ту пору Печёрский монастырь (как и сам город Печоры) по воле Божьей был территориально отнесён к Эстонским землям, что и спасло его от осквернений и разорений.
Псково-Печёрская обитель – это один из немногих монастырей, не прервавших в двадцатом веке своей праведной молитвенной деятельности. Конечно, не пощадили обитель ни кровавые революции, ни вторая мировая война (в сорок пятом году от постройки остались одни только руины), однако же упорный труд и истовая вера иноков помогла Святому месту выжить в это нелёгкое время.
Печёрский образ «Умиление» – яркий пример иконописного типа, называемого «Елеуса». Он свойственен для многих изображений Богородицы, написанных русскими иконописцами.
Глядя на этот образ, мы видим Приснодеву, держащую на руках младенца-Спасителя. Христос прижимается своей щекой к щеке Матери, что олицетворяет безграничную любовь между Богородицей (идеалом рода людского) и Сыном Божьим. Данная икона является прообразом крёстной жертвы Иисуса Христа, а эта жертва, в свою очередь – выражение бесконечной любви Господа ко всему человечеству.
До сих пор этот чудотворный образ хранится в Псково-Печёрском монастыре, а полюбоваться списками иконы «Умиление» можно в Успенском храме этой обители.
О чем молятся перед иконой «Умиление»?
Перед этим образом молятся, прося Богородицу:
- о врачевании недугов;
- о восстановлении зрения;
- о помощи в том или ином деле;
- о защите от людей, желающих нам зла.
Как правильно молиться перед образом Богородицы «Умиление» (Псково-Печерская)?
Это можно делать и своими словами. Главное, чтобы молитва была искренней. Если для такого случая и готовые молитвенные правила:
Читайте ещё:
Икона Богоматери «Споручница грешных» – ее чудеса и о чем ей молиться
В чем помогает Владимирская икона Богоматери и как перед ней молиться Иконы в супружеской спальне – это грех? Вот что об этом говорит Церковь Как отличить православную икону от католической?