Человеческая душа бессмертна, поэтому у нас есть возможность оказаться в раю. А что насчет наших питомцев? Будут ли они с нами в вечной жизни? Такой вопрос наверняка волновал многих христиан, у которых есть любимая кошечка или собачка. Оно и понятно, потому как зачастую мы начинаем воспринимать наших питомцев как членов семьи. Сегодня мы поговорим об участи животных после смерти.
Прежде всего, скажем, что душа у животных есть. Другой вопрос: бессмертна ли она? И здесь у Церкви нет единого мнения. Одни считают, что душа животного умирает вместе с его телом, то есть, что она смертна. Такого мнения придерживался, например, святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867):
«Сердца животных <…> не имеют ощущения духовного – этой черты Божественного образа, исключительной принадлежности человека».
Святой Василий Великий также считал, что душа животных распадается после смерти тела:
«Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела».
Но существуют аргументы против вышеизложенных суждений. Во 2-ой главе Книги Бытия Господь приводит животных к Адаму, чтобы тот дал им имена: «Как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2:19). Но, как мы знаем, все, что Господь сотворил до грехопадения людей, было нетленным (бессмертным). Значит, души животных также были бессмертны.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), придерживаясь этой точки зрения, считает, что если бы не грех Адама, то животные жили бы «в свете и радости». Исходя из этого суждения, можно сделать вывод, что мы в неоплатном долгу перед животными. Но бессмертие, по мнению святителя, будет для животных совсем не таким, как для людей. Для животных оно будет означать спокойствие и тихую радость.
В книге пророка Исаии мы видим слова о том, что в будущем волк и ягненок будут пастись вместе, а лев будет есть солому (Ис. 65:25). То есть хищников существовать не будет, все будут травоядными, а потому смогут жить в мире и гармонии. Протоиерей Максим Козлов считает, что на небесах животные будут преображенными, то есть заключать в себе все свои лучшие качества.
Андрей Ткачев, размышляя на эту тему, говорит, что ясности в этом вопросе нет, потому как Евангелие написано для нас (людей) и про нас. При этом священник высказывается следующим образом:
«Я уверен в том, что кошки там будут. Соответственно, будет и вся инфраструктура кошачья, мышки там тоже будут. Я уверен в том, что все будет очень красиво».
Ткачев также говорит о том, что центральными персонажами Евангелия являются Бог и человек, то есть говорит оно лишь о главном, а не о частностях. Участь животных после смерти – частность, о которой достоверно неизвестно из Евангелия, но о которой мы сами можем поразмышлять. Он повторяет мысль святителя Луки Войно-Ясенецкого о том, что животные страдают из-за нас, из-за грехопадения человека, и приводит местописание из Послания к Римлянам (8:22), которое гласит о том, «что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне; <…> ожидая усыновления, искупления тела нашего». То есть когда мы будем искуплены, животные перестанут страдать.
При этом Андрей Ткачев, высказываясь о том, что кошки будут спасены, говорит, что не знает участь каждой конкретной кошки. Он рассказывает историю о том, как мать зимой выбросила новорожденного ребенка в подворотню. Позднее малыша нашли вместе с кошкой, которая согрела и спасла его от смерти. История была опубликована в прессе и завершена словами «Мать будет в аду, а кошка в раю, на ее месте». Ткачев, комментируя эту фразу, говорит: «Я за то, чтоб так было».
Как мы видим, единого мнения у Церкви нет, но мы надеемся на милосердие Божие. Будем также помнить о том, что Господь любит людей и животных гораздо больше, чем мы сами.