Киновия – это одна из форм монашеской жизни (киновитное монашество). Иначе эта называется общежительным монашеством, потому как слово "киновия" происходит от греческого "koinobios" – общежитие, а если быть точнее, то от слов "koinos" (общий) и "bios" (жизнь), которые и образуют собой "общежитие".
Поговорим об этапах развития форм монашеской жизни на протяжении истории Церкви.
- Анахоретство – это первичная форма монашеской жизни, которая подразумевает отшельничество. По преданию, первым анахоретом был преподобный Павел Фивейский (умер ок. 341г.), который провел в отшельничестве 91 год. Отцом же анахоретства считается преподобный Антоний Великий.
- Келлиотство отличается от анахоретства тем, что келлиоты, в отличие от анахоретов, жили по двое или по трое в одной келии под руководством старца.
- Скит или лавра – это совокупность нескольких келий, расположенных на одной территории. Управлял всеми келиями общий авва – руководитель.
- Монастырь – община, которая появилась путем перехода от жизни скитской.
В древнее время монастырская жизнь была устроена по форме киновии или общежития; в византийское же время появилась другая форма монастырской жизни – "идиоритм" или своежитие. Сегодня мы будем говорить и киновии и ее основателе – преподобном Пахомии Великом.
Устройство киновии кратко можно описать следующим образом.
Во главе киновии стоит настоятель или игумен, который обладает административной и дисциплинарно-пастырской властью. Игумен выступает духовным отцом и наставником монахов, а потому заботится о них, как о своих детях, проявляя ко всем любовь в равной степени. Заботиться он должен прежде всего об их духовном росте, а сам должен быть примером, на который монахи будут смотреть и равняться.
Игумен руководит действиями монахов и даже в любое время может входить в их келию. Игумен должен следить, чтобы монахи исполняли обет нестяжательства, чтобы у них не было лишних вещей. Игумен также управляет монастырским имуществом и следит за его сохранностью. При этом, игумен не обладает бесконтрольной властью – он должен руководствоваться уставом монастыря. У игумена также есть помощники, которые несут определенные обязанности. Допускается посещение монастырей мирянами – мужские монастыри имеют право посещать мужчины, женские – женщины. Но происходить это должно с разрешения игумена и по действительной надобности.
При поступлении в монастырь необходимо разорвать связи с миром, распорядиться имуществом. Люди, находящиеся в браке, могут поступить в монастырь с разрешения супруга, но лучшим вариантом будет уход в монастырь обеих сторон. Перед пострижением человек должен пройти испытание, которое длится 3 года; для людей, живущих как монахи, срок сокращается до 6 месяцев.
Преподобный Пахомий Великий признан наряду с Антонием, Макарием и Евфимием Великими основоположником пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте.
Пахомий родился в III веке в Фиваде, в семье язычников. Он получил хорошее образование. В 20 лет его призвали в войска императора Константина, где Пахомий преобразился. Когда он служил, он видел, как местные христиане приносили еду для воинов, кормили их и служили им. Узнав, что христиане так делают из любви к Богу и исполнения заповеди о любви к ближнему, он был глубоко тронут, в его голове поменялось мировоззрение. С этого момента начался путь Пахомия к христианству, ведь он обещал себе, что станет истинным христианином.
Так, после победы в сражении, Пахомий отказался от язычества, крестившись во имя Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, и начал вести строгую подвижническую жизнь. Его наставником в этом деле был пустынник Паламон, у которого Пахомий набрался опыта в подвижничестве.
Когда Пахомий вел уединенную подвижническую жизнь на протяжении уже десяти лет, он услышал голос, призывавший построить обитель. Вместе с Паламоном, Пахомий принялся за строительства иноческого общежития. Паламон благословил начало основания обители и вскоре отошел к Господу.
В скором времени к Пахомию сначала прибыл его брат Иоанн, а затем – остальные иноки, которые были восторженны трудолюбием Пахомия (преподобный возделывал сад и усердно служил больным). Сам преподобный Пахомий, в связи с формированием обители, ввел устав общежития, который был обязателен для всех обитателей. Стоит заметить, что Пахомий строго наказывал нарушителей устава, поскольку считал, что послушание и точное соблюдение устава, которые исполняются с усердием, любовью и трудолюбием, выше поста и молитвы.
Известен случай, когда к преподобному явилась его сестра Мария, с которой он не желал встретиться, но при этом дал благословление на вступление в монашескую жизнь. Сестра заплакала, но иноки построили ей на противоположном берегу Нила общежитие, в котором поселилась Мария и встала на путь женского монашества, а обитель ее наполнилась множеством женщин, вставшим на путь иночества.
Пахомий управлял своей обителью и велел расширяться, указав на строительство семи дополнительных монастырей, поскольку стены общины уже не могли вмещать такое огромное число последователей, скитавшихся и пришедших к преподобному Пахомию.
Интересен также случай, когда преподобный осознал, что будущие последние монахи не будут иметь такой же ревности к подвигам, какой обладали первые монахи, отчего святой заплакал и стал взывать Господу к милости над этими монахами. Но Господь ответил ему, что последние монахи получат награду, потому что они будут страдать от тяжкой для инока жизни.
В возрасте 53-х лет, около 348 года, Пахомий тяжело заболел и скончался от моровой болезни. Его похоронили недалеко от обители, которую он и основал.