Симон Зилот, или Симон Кананит – святой апостол из 12-ти. Он упоминается в четырех Евангелиях, а также в Деяниях святых апостолов. Сведения о нем достаточно скудны, однако мы можем немного рассказать о нем.
Для начала стоит обратить внимание на его прозвища. Прозвища Зилот (с древнегреческого) и Кананит (с арамейского), согласно одной из версий, переводятся как "ревнитель", то есть тот, кто ревностно следует иудейскому закону. Согласно другой версии, прозвище Зилот происходит от партии зелотов – активных борцов против римского владычества; а Кананит – это лишь указание на его происхождение (город Кана Галилейская). Священное Писание упоминает эти прозвища с той целью, чтобы отличить эту личность от другой – святого апостола Симона Петра.
Знакомство Симона Зилота с Иисусом Христом происходит в его доме. Так, однажды Спаситель сотворил Свое первое чудо – превращение воды в вино на свадебном пире в Кане Галилейской. Апостол Симон, увидев это, был поражен, и с того момента сильно уверовал в Господа нашего Иисуса Христа и направился за Ним, оставив за собой все, что у него было. Кстати, стоит сказать, что апостол Симон – покровитель супругов-христиан, потому при совершении Таинства Венчания священник читает отрывок из Евангелия о событии брачного пиршества в Кане Галилейской.
Также Симон Кананит был послан Иисусом Христом, как и остальные 12 апостолов, проповедовать христианство и учение, дарованное нам Сыном Божиим, а также «исцелять от болезней и изгонять бесов».
Далее до евангельских событий у нас больше не встречаются случаи, где мог бы упоминаться Симон Зилот.
В Деяниях святых апостолов Симон Зилот упоминается в числе 12-ти апостолов, которые в день Святой Пятидесятницы принял дары Духа Святого (как и остальные апостолы), и, уже согласно церковному преданию, апостол направился на проповедь в Иудею, Египет, Ливию, Киринею и Британию. Он горячо и ревностно проповедовал веру во Христа.
Сведения о кончине апостола сильно разнятся. Согласно преданию, апостол принимает мученическую смерть на побережье Черного моря, в Абхазии. Согласно другим версиям, апостол был либо убит в Персии, либо усечен мечом, либо распилен пилой заживо, либо, подобно Учителю, принял смерть через распятие на кресте. Доподлинно, конечно, не известно, где и как умер апостол, однако мы опираемся на церковное предание, которое "хоронит" Симона Зилота именно в Абхазии, в городе Никопсии, около Сухуми.
В 1875 году при императоре Александре III начинается строительство Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. Основателями монастыря считаются монахи русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона.
До 1917 года монастырь был главным духовного центра Кавказа, однако после прихода к власти большевиков, был принудительно закрыт 1924 году за "контрреволюционную агитацию". В руки православных христиан этот монастырь перешел в 1994 году. Однако в 2011 году правительство Абхазии передает монастырь Абхазской Православной Церкви, которая не является канонической и не поддерживает евхаристического общения с Русской Православной Церковью, поскольку Абхазская Церковь не признана поместной другими церквями.
В монастырской обители насчитывается 6 храмов, посвященных Вознесению Господня, святому апостолу Андрею Первозванному, преподобным афонским отцам, мученику Иерону и иконе Божьей Матери "Избавительница". Сам мужской монастырь выглядит очень красиво и органично вписывается в ландшафт подножия Афонской горы.
Среди прочих святынь важно обозначить ту, которая находится в том же месте, что и монастырь – это пещера апостола Симона Зилота, которая была местом его уединения и молитвы; только в конце XIX века пещера была освящена водой.