Сегодня, 23 июня, наступил праздник Святой Троицы, по-другому – Пятидесятница. Почему праздник имеет такие названия и почему он был еще и до Рождества Христова, и что в этот день нужно сделать христианину?
Событие, которому посвящен этот праздник – сошествие Духа Святого на апостолов, когда они, спустя 7 недель после Светлого Воскресения, получили дар Духа Святого, который явился в виде огненных языков и на каждом из них почил на голове. Апостолы исполнились Духа Святого и стали говорить на всех языках, чтобы исполнить ту заповедь, которую Господь им поручил: «Идите и научите все народы». Это же удивительное поручение – послать на проповедь людей не книжных, да еще и во все народы, которые все говорят на разных языках. Как это можно исполнить? Но если Бог что-то человеку поручает и от него ожидает этого исполнения, то сам Господь и подает способность это сделать.
В тот день на апостолов сошел Дух Святой, и все они изменились. Проповедь Петра и других апостолов на всех языках привела к тому, что тысячи людей в этот день уверовали и крестились.
Почему этот праздник называется еще Пятидесятницей? Потому что приходится на 50-й день после Пасхи. Но был он еще и в Ветхом Завете, когда на пятидесятый день после Ветхозаветной Пасхи (которая была посвящена выходу из рабства египетского), на горе Синай получили от Господа заповеди на каменных скрижалях. А в Новом Завете исполняется пророчество, что заповеди Божии будут записаны не на скрижалях из камня, а на сердце Духом Святым. И человеку, который живет Духом Святым и наполнен в своем сердце заповедями, не нужно их изучать – он поступает по заповедям и велению своего одухотворенного Богом сердца.
И вот наступает этот день – праздник Святой Троицы, Пятидесятницы. Кстати, а почему именно праздник Троицы, а не Святого Духа? Потому что в этот день замысел Бога о человеке был полностью реализован так, как и был задуман изначально. Пришел Сын Божий на землю, учил новым заповедям (так как те заповеди были не исполнены), показал на себе пример их исполнения. Но и снова не изменились люди после этого – мы видим, чем заканчивается жизнь на земле Иисуса Христа – все оставили его, кроме одного ближайшего ученика, Иоанна Богослова, который тоже не ожидал, что Господь воскреснет. То есть, ни научение заповедям, ни личный пример никак не могли изменить человека по подобию Божию. И в день Пятидесятницы сходит на апостолов Дух Святой, который их преобразует, и тогда они становятся подобными Господу – дивными чудотворцами, исполненными Духа Святого. И замысел всей Святой Троицы о спасении людей полностью реализован. Поэтому этот день и есть праздник Святой Троицы.
Что же для нас важно в этот святой день сделать или получить, каким образом приобщиться к этому празднику? Дело в том, что день сошествия Духа Святого на апостолов и для нас может стать днем, когда в наше сердце с особой полнотой сойдет Дух Святой. Для этого христиане собираются на Всенощное бдение. Накануне воскресного дня вечером, впервые на Всенощном бдении, во время вечерни, поется всем известная стихира: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…» – та молитва Духу Святому, которая не читалась с самой Пасхи, все 50 дней. И она впервые всем народам поется на Всенощном бдении. Те верующие, которые бывали и участвовали на этом песнопении, знают, как у тех, кто ожидает сошествие Духа Святого, начинает гореть и сиять сердце. И мы для этого приходим на Всенощное бдение.
Затем, на самой Божественной литургии, очень желательно причаститься Святых Христовых Тайн, так как нет больше возможности получить Духа Святого, чем в Таинстве святого Причащения. Если кто-то не успел подготовиться – хотя бы подойти к исповеди, так как исповедь очищает от грехов и делает человека способным вмещать в себя Дух Святой.
Утром, после Божественной литургии, совершается особый чин, которого больше нет в году, и хотя он служится утром, называется вечерним, но присоединяется к утреннему богослужению, на котором впервые после Пасхи мы встаем на колени в храме. При общем коленопреклонении совершается три особых молитвы, которые призваны подать нам благодать Духа Святого.
Святитель Василий Великий написал эти молитвы в IV веке, которые являются отпечатком его сердца и его святой молитвы. Начинаются молитвы с перечисления качеств Бога: пречистый, безначально невидимый, непостижимый и т.д. Молитвы призывают нас к смирению, и в них мы просим Господа о:
- прощении грехов и направлении на путь истинный;
- мире и спокойствии, даре Святого Духа и просвещении светом Духа;
- помощи в исполнении заповедей и сохранении от искушений;
- милости и сострадании;
- упокоении душ усопших и помощи в их посмертном пребывании;
- воскресении и вечной жизни;
- защите от страха и дьявольских мечтаний и т.п.
Итак, на праздник Святой Троицы нам нужно получить то же, что и апостолы – благодать Святого Духа. Что для этого нужно? Прийти в храм. Как апостолы были в день Пятидесятницы единодушно вместе, так и нам нужно быть всем вместе, ожидая сошествия в нас Духа Святого. Если мы придем с надеждой, смирением, осознавая свое недостоинство, то обязательно получим благодать Святого Духа.