Каждый христианин время от времени встречается с представителями Православного духовенства, выступающими публично или же проводящими Богослужения в Храмах. И, глядя на священнослужителей, становится понятно, что каждый из них относится к определённому Церковному чину.
Об этом говорят нам и различные цвета их одеяний, и отличающиеся друг от друга головные уборы, и общий вид – некоторые носят на себе массивные драгоценные украшения, и иные, напротив, придерживаются большей аскетичности и сдержанности…
При этом вопрос, касающийся разнообразия Церковных чинов, интересует многих верующих людей – и особенно ещё неопытных, «начинающих» христиан. Не каждый знает о том, что Православное духовенство подразделяется на «чёрное» и «белое». Кроме того, и каждая отдельно взятая Церковная «ступень» имеет свою особую, специфическую иерархию.
Давайте разберёмся, чем протоиереи отличаются от протопресвитеров, узнаем, кто такие протодьяконы, и почему слово «поп» вовсе не имеет под собой обидного подтекста.
Начнём с так называемых «азов». Прежде всего, важно понять, что всё Православное духовенство делится на «белое» – это батюшки, не принявшие монашеский обет, и, чаще всего, женатые, и «чёрное» – то есть монахи, давшие определённые обеты Господу. Это – первое и основное различие, из которого проистекает и разница в Церковных чинах.
Кроме того, существует также и подразделение на «церковнослужителей» (это, как правило, обычные христиане, не рукоположенные в сан, то есть звонари, чтецы, алтарники и так далее) и на «священнослужителей» (таковыми называют людей, рукоположенных в сан и имеющих право на совершение Богослужений и Святых Таинств. К ним относятся диаконы, священники и епископы).
Теперь, усвоив «основы», мы можем познакомиться с каждым из чинов более подробно. Начнём с диаконов, то есть с «низших» священнослужителей. Чаще всего диаконы помогают батюшкам во время службы, не имея возможности самостоятельно её проводить. Диакон возносит молитвы и читает Евангелие, воспроизводит особые возгласы и так далее.
Поговорим и о чинах дьяконов. «Белое» духовенство включает в себя дьяконов и протодьяконов (то есть «первых дьяконов» – подобный чин даётся служителю в награду за усердие и истовость), а «чёрное» – иеродьяконов и архидьяконов (эти чины, в данном случае, аналогичны «белым» званиям).
Следующая ступень – священники. Этот чин в Церковной среде является наиболее распространённым. Священник может лично проводить службы и Святые Таинства – он имеет право исповедовать, крестить и венчать своих прихожан, а также откликаться на разнообразные людские требы.
При необходимости священник может отпеть усопшего, отслужить панихиду или освятить жилище. Но при этом священники не имеют права совершать Таинство Рукоположения и заниматься управлением Церковно-административных единиц – то есть епархий.
Впоследствии священнику могут быть присвоены разнообразные чины. «Белые» духовные лица могут становиться иереями или протоиереями (то есть «первыми священниками»), а также протопресвитерами (это один из наиболее редких Церковных чинов, являющийся высшим).
«Чёрные» духовники со временем становятся иеромонахами, игуменами или архимандритами. Все перечисленные звания аналогичны «белым» чинам, но, стоит отметить, что архимандритами монахи становятся гораздо чаще по причине необходимости управления теми или иными обителями.
Высший чин в Православной среде – это чин епископа или архиерея. Епископов называют «преемниками Апостолов», и в их обязанности входит руководство епархиями и живущими в них священнослужителями, иноками и мирянами. Епископы имеют право проводить все Богослужения и Священные Таинства, и, в том числе, Таинство Рукоположения.
В давние времена епископов выбирал народ, однако в наши дни их избирает Церковное руководство, называемое священноначалием. Нередко епископов называют также и «архиереями» (то есть «старшими священниками»).
Епископами становятся только представители «чёрного» духовенства – «белые» священнослужители могут становиться архиереями лишь в том случае, если дают монашеский обет.
Архиереи могут впоследствии становиться архиепископами («старшими епископами»), митрополитами (то есть управляющими для более крупных Церковных единиц – митрополий) и патриархами (то есть «предстоятелями» – руководителями всей Православной Церкви.
Иными словами, патриарх становится «начальником» для всех младших по званию священнослужителей и мирян, проживающих на территории его епархий и митрополий).
Как правило, патриарха избирают во время Поместного собора. Избранный патриарх пожизненно становится главой Православной Церкви. Сегодня чин патриарха всея Руси носит Отец Кирилл (Гундяев).
Отдельно рассмотрим и такие звания, как «поп» и «протопоп». В давние времена такие названия не несли в себе какого-то недоброго или насмешливого смысла. Происходят они от слова «паппас», которое с греческого языка переводится как «батюшка». На территорию Руси это слово «завезли» из Германии – на древневерхненемецком языке слово «pfaffo» означает «священник».
Многие древнерусские Богослужебные и иные книги содержат в себе слово «поп», под которым чаще всего и подразумевался тот или иной священнослужитель. А слово «протопоп» – это устаревшее название протопресвитеров или протоиереев.
Как надлежит обращаться к тому или иному священнослужителю согласно его чину?
Следует отметить, что обращаться к священнослужителям можно официально или неофициально. Неофициально священнослужителей, как правило, зовут «Отцами» или «батюшками» – например «Отец Андрей», «батюшка Николай» и так далее.
Официально к дьяконам обращаются как к «Вашему Благоговению», а к пресвитерам и протопресвитерам – как к «Вашему Преподобию» или «Высокопреподобию». Епископов зовут «Владыками», или, неофициально, «Вашим Преосвященством».
К архиепископу или митрополиту можно обратиться, назвав его «Ваше Высокопреосвященство», а патриарха зовут не иначе, как «Ваше Святейшество».
Подобные обращения подразумевают указание не на личность, но на служебный чин того или иного духовного лица.
Читайте еще:
«Простые» и «заказные» записки в храме. В чём разница? Священник Владислав Береговой
Слышат ли нас умершие? Что об этом говорят священники Как правильно читать Псалтирь. На вопросы прихожан отвечает иеромонах Макарий (Маркиш) «Ой, батюшка, благословите!»: как (не)правильно обращаться к священнику