По просьбе прихожан священники могут поминать на проскомидии (службе, символизирующей скрытый от глаз людей период жизни Спасителя) живых и усопших христиан. При этом, из хлеба, который превратится на Литургии по их молитве в Тело Спасителя, за каждое имя вынимается частица, которая омывается затем Его Кровью. Это происходит в конце Литургии, и священник при этом молится так: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Так благодатью омываются и души поминаемых.
Поминовение живых называется заздравным, а усопших – заупокойным.
Когда заказывают такое поминовение на сорок дней, оно называется сорокоустом. Число 40 священно, потому что сам Бог сделал его символом своего прямого вмешательства в историю человеческого рода.
Сорок лет евреи скитались по пустыне, прежде чем обрести землю обетованную. Сорок дней длился всемирный потоп. Иаков женился на Ревекке, когда ему исполнилось сорок. Цари Давид и Соломон правили Израилем по сорок лет. Сорок дней пророк Илия шел к горе Хорив. Сорок локтей – это ширина передней части Иерусалимского храма, построенного царем Соломоном.
Господь Иисус Христос пребывал в пустыне сорок дней, чтобы сделать с человеческой сущностью то, что не доделал когда-то Адам в раю, и выйти на мессианское служение в силе духа. Столько же Он оставался на земле после Своего восстания из мертвых, прежде чем вознестись в небесный мир и воссесть одесную Бога-Отца.
Бог применяет число "сорок" и по отношению к каждой человеческой душе – именно после 40 дней после смерти, согласно учению Церкви, определяется предваряющая последний страшный Суд участь человеческой души – то есть, в аду она будет, или в раю.
Сорокоуст нельзя заказывать за некрещеных людей и иноверцев, за упёртых атеистов – даже крещеных, сектантов и еретиков, а также за откровенных богохульников.
Чтобы заказать сорокоуст, нужно прийти в любой православный храм, попросить в лавке листок бумаги, на котором есть надписи "о упокоении" и "о здравии" и изображение креста, написать имена людей, о которых вы просите помолиться, и оставить рекомендуемое пожертвование. Имена следует писать в родительном падеже, используя полную форму имени. Например, Марии, а не Маши, Иннокентия, а не Кеши.
Свои особенности будет иметь совершение сорокоуста во время Великого поста. Литургийное поминовение начинается только после Фоминой Недели (Антипасхи), поэтому сорокоуст завершится гораздо позже, чем по истечении сорока дней.
За самого себя сорокоуст следует заказывать, если в течении этих дней не всегда будет возможность посещать храм, например, в связи с хирургической операцией, дальним отъездом или по иным причинам. Если есть возможность ходить в храм, нужно исповедываться и причащаться: осознанное соединение со своим Создателем бесконечно выше всяких поминовений.
Широко среди христиан распространена практика заказа сорокоуста в монастырях – святых местах, где все порядки посвящены Богу. Сегодня это можно сделать и посредством глобальной сети Интернет. Физически в храме монастыря все будет выглядеть так же, как и при заказе сорокоуста в обычном порядке.
Много свидетельств из житий святых удостоверяют важность поминовения православных христиан за проскомидией. Вот одно из них.
Во времена святителя Василия Великого жил один благочестивый иерей, который сильно задолжал. Он обратился к знакомому купцу, который дал ему 500 золотых монет, которыми он уплатил свой долг, а в удовлетворение купца иерей обещал поминать его и имена его сродников о здравии и о упокоении на проскомидии всю жизнь. Купец рассчитывал, что иерей долго будет жить и молиться о нем за каждой литургией. Иерей, получив 500 золотых, уплатил все свои долги, а затем успел отслужить только одну литургию, на которой и поминал своего благодетеля и его сродников, и вскоре после сего заболел и умер. Купец, узнав это, опечалился. Он стал беспокоить вдову покойного возвратить ему деньги, оставив за одну литургию. Она ответила, что у нее денег нет, а купец стал угрожать судом. Она обратилась к Василию Великому и рассказала ему о случившемся.
Выслушав ее, Василий Великий сказал: «Я буду завтра служить литургию, придите ко мне вместе с купцом и весами; взвесим одну частицу, вынутую из просфоры о здравии и спасении его сродников, и сколько будет весить частица на весах, столько золота положит купец на другую чашу весов, и тем золотом уплатит тебе за одну литургию, совершенную покойным иереем». Вдова пошла к купцу и передала слова святого Василия. Купец обрадовался и наутро пошел в храм, взяв с собою весы и золото. Василий, совершая проскомидию, вынимает одну частицу о здравии и спасении рабов Божиих и кладет на весы, а купцу приказывает класть на другую половину весов золото, и сколько купец ни клал золота, одна малая частица все перевешивала, и чем больше купец клал золота на весы, тем ниже опускалась чаша на которой была положена частица, вынутая Василием Великим из просфоры на проскомидии. Купец, видя великое и благодатное чудо, пришел в страх и умиление и затем просил прощения у Василия и вдовы в Боге почившего иерея, и уже не требовал долга.
Итак, любое литургическое поминовение душ наших живых и усопших близких – это необходимое и очевидное для христианина дело любви.