Сегодня речь пойдет о церковном чине, который вызывает огромное количество споров и противоречивых мнений. Говорить будем об отчитке бесноватых.
Упомянем, что первым человеком, изгоняющим бесов, был Иисус Христос. Евангелие от Марка повествует нам о том, как Иисус, встретив одержимого, изгнал из него легион бесов, которые попросили дозволения войти в свиней. Иисус позволил им, после чего свиньи, с сидящими внутри бесами, прыгнули с крутого склона в море и потонули (Мк. 5:2-13). В Евангелии от Матфея Иисус учит апостолов изгонять бесов. После их неудачной попытки избавить ребенка от влияния злого духа, он объясняет, что произошло это из-за маловерия (Мф. 17:21).
Иисус научил своих последователей исцелять бесноватых и подарил этот дар Церкви:
«Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16:17).
Впоследствии изгнание бесов именем Христа перешло в особый церковный чин, называемый «Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых». Это и есть отчитка.
Отчитка – особый молебен, который применяется для изгнания из человека нечистой силы. Порой люди приписывают действиям злых сил такие обыденные вещи, как кашель или нежелание ребенка ходить в школу. Конечно, из-за таких ситуаций никто проводить отчитку не будет. Проводится она в исключительных случаях, когда одержимость человека бесами, что называется, налицо, и традиционная медицина ничем не может помочь.
Чтобы отличить одержимого человека от душевнобольного, существует такой метод: ставят перед человеком 10 стаканов воды, при этом, в девяти из них находится святая вода, а в десятом – обычная. Если же человек раз за разом выбирает простую воду, то его уже ведут к священнику, потому как признаком одержимости является как раз избегание святынь. К другим признакам можно отнести богохульства, которые люди произносят ненамеренно; подражание животным, бормотание не непонятном языке.
Церковь предостерегает от неправильного отношения к отчитке, когда человек считает, что от него ничего не требуется, что достаточно лишь пройти обряд изгнания бесов и можно будет грешить как раньше. Но вспомним, что Иисус заповедовал исцелившемуся бесноватому не грешить, чтобы с ним не случилось чего похуже (Ин. 5:14). Можно вспомнить Иоанна Кронштадтского, который изгонял бесов без отчитки, а лишь краткой молитвой. Потому как сам Иоанн вел праведную и богоугодную жизнь, был чист душой и тверд в вере, поэтому жил в Божьей благодати. И именно это страшит бесов, а не формально произведенный чин.
Также хочется сказать, что одержимости могут быть подвергнуты лишь те люди, которые сами допустили дьявола к себе посредством грехов и отдаления от Господа. Бесы проникают в греховную среду и селятся там. При этом, одержимость может быть двух видов: общеизвестная, с нечистой сущностью в человеке, и другая, менее заметная для окружающих, когда человек становится одержимым какими-либо страстями (алкоголизм, сребролюбие и пр.).
Отчитку одержимых делают далеко не все и не везде. Провести этот чин могут:
- протоиерей Василий (Лихван), служащий в храме во имя Святого Иоанна Воина в Новокузнецке;
- игумен храма Михаила Архангела Симеона Кувайцева (поселок Рощинский, Стерлитамакский район, Башкортостан);
- священник Олег (храм Архангела Михаила, село Старое Чекурское, Татарстан);
- отец Питирим Плаксин (игумен Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря, село Горналь, Суджанский район, Курская область);
- игумен Свято-Рождественского монастыря Кронид (село Трескино, Колышлейский р-н, Пензенская область);
- проводят также в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре (Пригородняя Слободка, Рыльский р-н, Курск).