Сегодня мы затронем тему исповеди и поговорим о том, в каких случаях стоит повторно исповедовать свои грехи.
Протоиерей Феодор Бородин, говоря на эту тему, приводит слова Господа, сказанные ученикам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23) и объясняет, что дар отпускать грехи передается от учеников к священнослужителям: если батюшка отпускает на исповеди ваши грехи, то, стало быть, они прощены.
Но не все так просто. Бывает и так, что даже после исповеди продолжает мучить совесть. Возникает ощущение, что грехи до сих пор не прощены. Это может происходить в том случае, когда мы раскаиваемся не искренне: что-то утаиваем, привираем, оправдываемся, перекладывая вину на другого. В этой ситуации действительно стоит исповедоваться повторно, но уже с искренним покаянием и указанием, что на прошлой исповеди что-то утаил/соврал.
Случается еще и так, что покаяние искреннее, но ощущение непрощения все равно присутствует. Протоиерей Феодор Бородин дает также следующее объяснение: сатана пытается осквернить в наших глазах святое Таинство Исповеди, заставив нас сомневаться в нем. В этом случае батюшка советует взять пост, а после, если ощущение непрощения не исчезнет, еще раз исповедоваться.
Разумеется, грех следует исповедовать, если он был совершен снова. Здесь отметим, что даже если вы пока не можете отказаться от какой-либо греховной страсти, ее все равно нужно исповедовать, дабы показать и проявить свое намерение исправиться. Даже если у кающегося отсутствует должное раскаяние – исповедовать грех все равно нужно, а, вместе с тем, исповедовать отсутствие раскаяния за совершенный грех.
Ниже приведем и другие ответы на вопросы, которые могут возникнуть у людей касательно исповеди.
Нужно ли исповедовать грех, который забыл назвать на исповеди? Нет, делать этого не нужно. Давайте помнить, что смысл Таинства Исповеди – в покаянии, а не перечислении всех грехов. Если у вас было желание покаяться в каком-то грехе, но на самой исповеди он вылетел из головы (от волнения, например), то грех все равно будет прощен, потому как хоть грех и не был назван, но был с покаянием принесен христианином на исповедь. К слову, если вы переживаете, что можете что-то забыть, для спокойствия можно записать грехи на листочек и зачитать (но зачитывать следует самостоятельно, а не отдавать листочек батюшке, который вас исповедует).
Нужно ли повторно исповедовать грех, если одолевают воспоминания о нем? Протоиерей Димитрий Смирнов говорил о том, неприятные воспоминания грехов очищают душу человека. Отец Димитрий называл это "епитимией от Бога". Несомненно, грех прощается на исповеди, но душа исцеляется от последствий греха не сразу, а потому такие воспоминания не только помогают нам избавиться от склонностей ко греху, но и воспитывают смирение. Если же воспоминания стали очень уж навязчивыми, то их можно исповедать (не сам грех, а навязчивые помыслы).
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил о том, что забывать следует только смертные грехи; в малозначительных же, в которые человек впадает регулярно, покаяние не должно прекращаться никогда.
В заключение нашей статьи хотелось бы привести слова Иоанна Златоуста:
«Помни, что грех исповеданный уменьшается, а грех неисповеданный становится больше».
Поэтому хотелось бы призвать наших читателей не забывать об исповеди и не бояться исповедоваться. Конечно, многие сталкиваются со стыдом перед священнослужителем и боятся идти на исповедь, но здесь мы вас успокоим: священник не только вас не осудит за совершенное, но даже и будет рад тому, что вы решились исповедоваться. Бояться нужно лишь не успеть исповедовать свой грех, ведь единственный непростительный грех – это грех нераскаянный.