Знаете ли вы, дорогие друзья, что «Спас Нерукотворный» – это первая христианская икона? А еще её называют "Спас на Убрусе", "Спас на полотне", "Спас Мокрая Борода", "Нерукотворный Образ Христа".
Содержание статьи:
- 1 Знаете ли вы, дорогие друзья, что «Спас Нерукотворный» – это первая христианская икона? А еще её называют "Спас на Убрусе", "Спас на полотне", "Спас Мокрая Борода", "Нерукотворный Образ Христа".
- 2 Но вот незадача – у Ханнана никак не получалось точно изобразить лик Спасителя, говорившего с народом. Дело в том, что лик Иисуса постоянно менялся и буквально ускользал от его кисти.
- 3 Кроме того, Христос передал с Ханнаном ответное письмо. В нем Иисус сообщал об отказе идти в Едессу. И объяснял это тем, что Ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.
- 4 Ничего не бывает случайным, или Дальновидность и мудрость Христа
- 5 Согласно преданию, в Едессу тогда пошел святой апостол Фаддей. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя Авгаря и большую часть населения. И вот тот, выйдя из крещальной купели, вдруг обнаружил, что … исцелился полностью!
- 6 Но почему «Спас Нерукотворный»?
- 7 А известные в православии профессора Владимир Лосский и Леонид Успенский не только объяснили, но и обосновали смысл слова «Нерукотворный».
- 8 «Мы слышали, как Он говорит: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой нерукотворенный». (Евангелие от Марка, 14:58).
- 9 Это предание в начале V в. приобрело легендарную форму в истории эдесского царя Авгаря, заказавшего живописный портрет Христа. Византийская версия легенды говорит, что эдесский образ был отпечатком лика Спасителя на плате, который Он приложил к Своему лицу и передал посланцу Авгаря. Первые образы Христа, «мандилион» и два его чудесных отпечатка на черепицах, «керамиды», должны были, таким образом, являться своего рода «нерукотворными» документами, непосредственными и, так сказать, материальными свидетельствами вочеловечения Бога – Слова».
- 10 Молитва ко Господу Нашему Иисусу Христу
- 11 Дорогие друзья, изучайте и читайте Священное Писание! Не забывайте молиться Господу, Пресвятой Богородице, своим святым и Ангелам-хранителям! Никогда, ни при каких обстоятельствах не сдавайтесь! Будьте счастливы и здоровы!
Эта история есть в Четьи Минеи – сборнике жития святых, поучений отцов Церкви, рассказов о православных праздниках. Она описывает ситуацию, которая случилась во времена земной жизни Спасителя Нашего Господа Иисуса Христа.
В городе Едесса жил больной проказой царь по имени Авгарь. Будучи наслышанным о проповедях и чудесах Иисуса, он настолько уверовал в Него, как в Сына Божия, что решил отправить к нему архивария Ханнана (Анания).
Надо заметить, что Христос в то время находился в Палестине. И Ханнан, без труда отыскавший Христа, стал рисовать Его портрет. Он очень старался. Так как знал и понимал, что царь Авгарь свято верит в исцеление благодаря изображению.
Но вот незадача – у Ханнана никак не получалось точно изобразить лик Спасителя, говорившего с народом. Дело в том, что лик Иисуса постоянно менялся и буквально ускользал от его кисти.
Но несмотря на то, что Ханнан находился на отдалении, Господь видел, что он пытается изобразить Его. Подозвав мужчину к Себе, Иисус умыл Свое лицо водой и приложил к полотенцу, на котором отпечатался Его чудесный лик. После чего Христос отдал полотенце Ханнану, чтобы тот отнес его своему господину – царю Авгарю.
Кроме того, Христос передал с Ханнаном ответное письмо. В нем Иисус сообщал об отказе идти в Едессу. И объяснял это тем, что Ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.
Известно, что Авгарь, получивший столь эксклюзивный образ, был исцелен.
Ничего не бывает случайным, или Дальновидность и мудрость Христа
Однако на этом история не закончилась. И вот, почему. Несмотря на общее исцеление от страшной болезни, лицо Авгаря все еще оставалось поврежденным. Впрочем, очень скоро объяснение этому было найдено.
Согласно преданию, в Едессу тогда пошел святой апостол Фаддей. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя Авгаря и большую часть населения. И вот тот, выйдя из крещальной купели, вдруг обнаружил, что … исцелился полностью!
По указу Авгаря святое полотенце (убрус) было тщательно прикреплено к доске из негниющего дерева, украшено и прикреплено над городскими вратами. А ранее красовавшегося там идола убрали. И каждый истинно верующий христианин потом поклонился чудотворному образу Христа, как новому небесному покровителю града.
Но почему «Спас Нерукотворный»?
Православные священники, богословы считают, что именно образ «Спас Нерукотворный» занимает первое место среди икон Христовых.
А известные в православии профессора Владимир Лосский и Леонид Успенский не только объяснили, но и обосновали смысл слова «Нерукотворный».
По их мнению, данное выражение получает свое подлинное значение в свете евангельского сопроводительного текста. Вот эта цитата:
«Мы слышали, как Он говорит: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой нерукотворенный». (Евангелие от Марка, 14:58).
Оба исследователя убеждены, что «нерукотворный» образ – это прежде всего воплощенное Слово, явленное в храме тела Своего (Ин. 2:21). С этого времени Моисеев закон, запрещающий человеческие образы (Исх. 20:4), теряет смысл, и иконы Христовы становятся неопровержимыми свидетельствами Боговоплощения. Вместо того чтобы творить «рукотворенный», т. е. сделанный по своему произволению образ Богочеловека, иконописцы должны следовать преданию, связывающему их с «нерукотворенным» первообразом.
Это предание в начале V в. приобрело легендарную форму в истории эдесского царя Авгаря, заказавшего живописный портрет Христа. Византийская версия легенды говорит, что эдесский образ был отпечатком лика Спасителя на плате, который Он приложил к Своему лицу и передал посланцу Авгаря. Первые образы Христа, «мандилион» и два его чудесных отпечатка на черепицах, «керамиды», должны были, таким образом, являться своего рода «нерукотворными» документами, непосредственными и, так сказать, материальными свидетельствами вочеловечения Бога – Слова».
Примечательно, что лучшими иконами Нерукотворного Спаса считаются иконы русского происхождения. Один из таких древнейших образов XII века находится в Московском Успенском соборе.
И еще, друзья, хочу поделиться одним любопытным наблюдением профессоров Владимира Лосского и Леонида Успенского:
«Наша икона написана на хоругви (религиозного знамени с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых. – Прим. Автора) русским иконописцем около 1945 г. Здесь новая техника и художественное чутье нашего современника послужили для передачи того, что не творится человеческими руками: традиционного облика Христа, каким знает Его только Церковь».
Молитва ко Господу Нашему Иисусу Христу
О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержими, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего, Господи, от нас и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.