В преддверии празднования Пасхи таинственное чудо схождение Благодатного огня наблюдается в храме Воскресения Христова во Иерусалиме. Несмотря на его значимость, существует обилие мифов среди общественности, включая верующих, относительно этого события.
Священнослужитель Илья Севастьянов, настоятель храма в честь иконы Богородицы "Семистрельная" Вологодской епархии, отмечает, что распространение многочисленных суеверий, связанных с чудом Благодатного огня, не находят подтверждения. Одно из таких заблуждений утверждает он, что несхождение огня предвещает конец света. Вопреки этому, он подчеркивает, что главным чудом для христианина является все же Воскресение Иисуса Христа, и верующим следует концентрировать внимание именно на этом событии, к которому и направляет Благодатный огонь.
Доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов на пресс-конференции 12 апреля 2023 года выразил аналогичную позицию, опровергая мифы о мировоззренческом значении "несхождения" Благодатного огня. Он подчеркнул, что такие представления не имеют утверждения в учении Церкви и не влияют на судьбу мира, совершенно никак не связано это с "концом света". Священник также указал на символическую суть Благодатного огня, зажигаемого в храме Воскресения Христа, и подчеркнул его важность в просвещении души верующего, позволяющего чувствовать присутствие божественного света, чтобы строить отношения между Богом и человеком.
«Это частное богословское мнение, а не истина, что не сойдет огонь если, то и «конца света» жди. Это лишь мнение.»
Необходимо акцентировать внимание на символическом значении Благодатного огня, а не на его предполагаемых магических свойствах, так как магическое действие, по своей природе, механистично и неизбежно, — отметил отец Павел.
Проректор Воронежской духовной семинарии, священник Сергий Уланов, утверждает, что наличие или отсутствие Благодатного огня не является символом приближения или удаления апокалиптических времен. О знамениях конца времен в Книге Откровений Иоанна Богослова сказано ясно, и среди них не упомянуто несхождение Благодатного огня как признака конца света. Однако, помимо Священного Писания, православная вера также опирается на священную традицию. Существует благочестивое устное предание, связанное с Благодатным огнем, но оно не является церковным догматом или истиной. Это важно помнить!
Сегодня многие интересуются вопросом о том, сходил ли Благодатный огонь в древние времена и, если да, то куда. Ведь после того, как в 70 году нашей эры римляне разрушили Иерусалим, на месте распятия Христа, где сейчас находится Храм Гроба Господня, был построен языческий храм Венеры.
Так вот, первые упоминания о Благодатном огне относятся к IV веку, хотя некоторые исследователи предполагают, что традиция могла сложиться к IX веку. С тех времен сохранились более детализированные записи, достоверность которых вызывает меньше сомнений.
Мы опираемся на письменные источники, которые часто бывают фрагментарными, особенно древние. Возможно, Благодатный огонь сходил на этом месте и до IV века, но в дошедших до нас письменных свидетельствах это не отражено.
А вот, первые письменные свидетельства о чуде в Иерусалиме появились на Руси только в начале XII века, когда игумен Даниил описал своё паломничество на Святую Землю в 1102 году.
Относительно удивительного чуда схождения благодатного огня, Патриарху был адресован вопрос: "Ваше Блаженство, в качестве непосредственного свидетеля одного из величайших чудес – схождения Благодатного огня, вы присутствуете на месте событий. Общественность жаждет понимания, каким образом это происходит. Каковы были ваши первые впечатления, когда вы стали очевидцем данного чуда? Как это влияет на человека? И, пожалуйста, опишите сам процесс."
Ответ Патриарха Феофила разделяется на две составляющие, первая из которых касается обрядовой стороны события. Поэтому употреблены термины ceremony (церемония) и representation (изображение, образ).
Что такое церемония? «Церемония (от лат. caermonia, букв. почтение, благоговение) – торжественное совершение чего-нибудь, обряд по установленным правилам» .И понятие representation также указывает на внешний образ действия. У любого таинства, например крещения, кроме реального действия Божественной благодати есть видимая обрядовая сторона, то есть ceremony, representation.
Сказав об этом, патриарх Феофил далее говорит о духовной стороне этого события:
«Теперь вторая часть вашего вопроса; это, собственно, о нас. Это опыт (experience), который, если хотите, аналогичен опыту, который человек испытывает, когда получает святое причастие. То, что происходит там, относится и к церемонии святого огня. Это значит, что определенный опыт нельзя объяснить, выразить словами».
Уникальное свойство Благодатного огня, заключающееся в его непривычной реакции в течение первых минут после появления, когда он не вызывает ожогов, поражает верующих, позволяя им, по их утверждениям, "умываться" этим огнем.
Многие тысячи паломников стали свидетелями этого явления в последние годы.
Старец архимандрит Рафаил Карелин делится своими впечатлениями:
"Я наблюдал, как этот огонь, обладающий чудесными свойствами, в начальные мгновения не оставляет ожогов. Я лично прикасался к нему лицом. Исключено, чтобы это было самовнушением – волосы не игнорируют же огонь по команде разума. Они вроде должны загореться, но нет!".
Скептики пытаются противопоставить этому собственные свидетельства людей, которые утверждают ожоги от огня, но критическим фактором здесь выступает время, прошедшее после появления огня. Так же, как момент схождения огня и продолжительность ожидания ежегодно различаются, так и время, в течение которого огонь сохраняет свои уникальные свойства, не является одинаковым для всех случаев.
Архимандрит Рафаил подтверждает:
"Когда я попытался повторить действие спустя некоторое время, примерно через пять минут, я почувствовал, что огонь начал жечь".
А вот монахиня Елизавета из Гефсимании заметила, что даже через пятнадцать минут огонь не причинял ожогов. Это не противоречие, ведь восприятие времени субъективно, и лишь сам факт имеет значение.
Когда скептики стремятся опровергнуть чудесные свойства Благодатного огня, собирая отрицательные свидетельства, они демонстрируют отсутствие понимания научно-методологических принципов. В научном сообществе выводы делаются на основе проверенных и подтвержденных фактов. Отрицательные данные лишь стимулируют к дополнительному изучению причин их возникновения. Недоверие и скептицизм являются бесплодными.
Святитель Иоанн Златоуст говорит:
«Как удаляющийся от света не вредит нисколько свету, а самому себе весьма много, погружаясь во мрак, так и привыкший пренебрегать Всемогущею силою ей не вредит нисколько, а самому себе причиняет крайний вред».
С Великой Субботой!
Слава Богу за все!
Другие публикации канала
В собор зашел студент прикурил от лампады, а потом ударил священника. Сам же священник исцелил при всех от беснования одного человека
На Курском направлении было явление Богородицы в небе, при виде Ее, все падали на колени. И пророческие слова Иоанна Кронштадтского и Нилы На границе России и Белоруссии на стенах монастыря проявился образ Христа. Многие паломники считают это знаком для укрепления веры