16 февраля
Никольский собор – старейший памятник архитектуры города Мышкина. Его славная и одновременно трагичная история позволяет также говорить о нём как об одном из самых интересных памятников местной архитектуры. Собор Николая Чудотворца старше города – он был построен в 1766 г., а город получил свой статус в 1777 г. С этого времени Никольский собор стал городским. Удивительно, что в это время в небольшом селе (а Мышкин на тот момент не имел статус города) появилось такое масштабное каменное здание. Да ещё и всего за три года. "Парадный фасад" Мышкина с Волги определяют доминанты двух храмов, окружённые городской средой – спускающимися с холмов к реке купеческими жилыми домами, домишками местных аборигенов и общественными сооружениями. Главной организующей точкой остаётся Успенский собор; таковым он должен был стать согласно плану 1780 года. Высочайше утверждённая планировка отражала "подаренный" Мышкину в 1777 году статус уездного города и учитывала особенности топографии. Изгиб реки позволял развернуть на приволжских террасах своего рода амфитеатр; сбегавшие вниз овраги, нарушая строгий классицизм городского плана, невероятно обогащали и украшали панораму. Городские площади следовало организовать вокруг храмов: Успенского, на тот момент существовавшего только "в теории", и Никольского, уже прочно стоявшего на земле. Надо сказать, что возведение Успенского собора сильно повлияло на всю городскую застройку: сооружение несколько "вывалилось из масштаба", доминирование оказалось очень уж сильным. История строительства этого собора довольно интересна. Александр Петрович Березин, купец 1-ой гильдии, городской голова города Санкт-Петербурга, родился в семье крестьян в селе Еремейцево, неподалеку от Мышкина. Его отец был очень беден и был вынужден заложить в мышкинском трактире икону Святого Николая Чудотворца. Спустя более чем четверть века разбогатевший Александр смог выкупить образ обратно и считал чудом тот факт, что родовая икона никуда не пропала за это время. В память об этом Березин построил в Мышкине на свои средства церковь. Всю жизнь он вёл активную благотворительную деятельность и построил три храма: помимо мышкинского храма ещё были возведены Вознесенская церковь в Круглицах (в настоящее время Охотино) неподалеку от Мышкина и в Петербурге. Для того чтобы новый храм не подавлял город, пришлось пойти на ряд радикальных мер, таких как перестройка Никольского собора в стиле ампир по проекту ярославского губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова. Вообще-то изначально Никольский храм был построен на месте сгоревшей деревянной церкви в 1766 году, как уже было сказано, тщанием купца Александра Петровича Березина, выходца из Мышкина, сделавшего головокружительную карьеру для уроженца провинциального села (тогда ещё села!): из обычных купцов – в градоначальники Петербурга, в поставщики Императорского Двора! Надо думать, не без влияния Александра Петровича село было "назначено" городом. Облик Никольского собора формировался на протяжении первого полувека его существования. Уже в конце ХVIII столетия два раза перестраивали колокольню, а ампирный облик он получил в 1835-1837 годах. Интересен могучий портик собора с разорванным фронтоном и двумя парами широко расставленных колонн; массивный барабан с плоским куполом вторит ротонде Успенского храма; но если этот последний выглядит, несмотря на свои размеры, всё же весьма изящно, Никольский собор, исполнявший функцию зимней городской церкви, – воплощённая мощь. После радикальной перестройки от изначального "березинского" храма не осталось ровным счётом ничего; к тому же в 1860 году в очередной раз переделали колокольню – ей постарались придать облик, максимально напоминающий колокольню Успенского собора. Осуществил сей проект – каменных дел мастер, крестьянин из Ярославской губернии, Лузин Порфирий Ермолаевич. Это была удачная попытка создать из небольшого уездного городка именно городской ансамбль, объединив общей эстетикой разновременные постройки. Так возник многократно отражённый гостями Мышкина образ "сестёр-колоколен", оставшийся, к сожалению, только на старинных снимках – в советское время (1930-е годы) колокольня Никольского собора была разобрана на кирпич. Сам храм долгое время простоял закрытым, что не могло не сказаться на его облике (но об этом, чуть позже).
Собор построен в классическом стиле. Куб правильной формы создаёт основное пространство здания. С западной стороны к нему пристроена достаточно большая трапезная. Когда-то рядом с ней находилась достаточно внушительная колокольня. Облик здания формирует широкий световой барабан с достаточно большими округлыми окнами. Он богато декорирован лепниной и увенчан широким куполом с миниатюрной луковичной главкой. Фасады украшены дорическими пилястрами и архивольтами. Достаточно широкие окна декорированы скромными симметричными арками. Фасады основного здания с северной и южной стороны украшены колоннами с треугольным фронтонами.
В XIX в. перед храмом была возведена скромная часовенка в псевдорусском стиле. Средства на её возведение пожертвовали местные купцы после чудесного спасения Царской семьи и императора Александра III, выживших при крушении поезда 17 (29) октября 1888 года недалеко от станции Борки (ныне Першотравневое) Харьковской губернии. Первоначальное здание до наших дней не дошло. В советский период часовню разрушили, а на её месте установили памятник Ленину. В 2020-х гг. часовенку возвели вновь на прежнем месте.
Внутренне убранство храма появилось в 1777 г. Дворовые люди помещиков Кожиных, живописец Трофим Кашинцев и резчики Королёвы создали удивительной красоты иконостас. Прекрасные и редкие иконы были частично утрачены во времена гонений на церковь в 1930-е годы.
В 1830-е гг. после появления нового Успенского собора, собор Николая Чудотворца сильно перестроили – на южной и северной стенах появились портики с колоннами, был изменён купол. В 1843-1865 гг. полностью была перестроена колокольня Никольского собора.
Судьба Никольского собора, как и многих других храмов, в советское время сложилась трагично. В 1930-е гг. здание церкви передали местным органам культуры, а высотную доминанту-колокольню разобрали. В 1934 г. Никольский собор переоборудовали в учреждение культуры, предварительно его разграбив и сбросив главку с полусферического купола. 6 ноября 1934 г. здесь отпраздновали очередную годовщину Октябрьской революции. По причине спешки над сценой не успели убрать два фрагмента резьбы деревянного иконостаса. Учитывая то, что в подобных заведениях проходили танцы и дискотеки, можно не удивляться тому количеству драк, которые здесь случались. Это самым пагубным образом сказывалось на состоянии памятника. Последняя дискотека в этом здании состоялась 18 апреля 2003 г.
2 мая 2003 г. собор был возвращён РПЦ Ярославской епархии. Летом 2003 г. было обнаружено, что выступающая передняя часть сцены сделана из икон иконостаса. Также сохранились и две боковые панели, в одной из них на протяжении 96 лет стояла икона Спасителя «в терновом венце…». 27 марта 2004 г. в соборе нашли закладную плиту, которая была установлена 1 сентября 1835 года. С 2004 г. в Никольском соборе проходят службы.
В соборе проведены масштабные реставрационные и ремонтные работы. В 2010 г. в рамках поездки по Ярославской епархии в честь 1000-летия Ярославля его посетил Патриарх Московский Кирилл, который пожелал Божией помощи всем, кто участвует в восстановлении собора, и передал храму в дар икону святого проповедника Ионы Киевского. Сейчас Никольский храм в Мышкине является действующим, но его интерьеры по-прежнему остро нуждаются в восстановлении. Одно из самых главных сокровищ собора — это барочный иконостас, где действительно сохранились многие старинные иконы. К сожалению, знатоки икон бывают разные, поэтому иконостас привлек внимание не только туристов и искусствоведов, но и профессиональных торговцев иконами. В 2012 г. восемь образов были украдены из собора, по факту ограбления было возбуждено уголовное дело, но пока вернуть иконы не удалось. Сегодня Никольский собор открыт для всех желающих, можно зайти внутрь, вознести молитву, поставить свечи и вспомнить добрым словом раба Божьего Александра, даровавшего Мышкину одну из его архитектурных жемчужин. В подвале Никольского собора расположена экспозиция под названием «Тайны XVIII века». Напротив собора, в доме церковного причта открыт Музей семейных коллекций, в котором можно познакомиться с историей Никольского храма.
Все фотографии выполнены автором статьи.